Автор |
Сообщение |
Женя Лакштанов
|
Добавлено: Вт ноя 21, 2006 5:30 pm |
|
Зарегистрирован: Вс май 21, 2006 2:19 pm Сообщения: 243
|
Маша, думаю для таких лекций (1 лекция в году) самое главное впечатлить детей. Попытаться сменить ассоциацию с математикой. Мне рассказали, что если здесь спросить взрослого, про его "ужас детства" - он скорее всего скажет "математика". Для более старших: кроме этого постараюсь дать какой-нибудь сложный пример "на дом". Скажу, что тому кто первый решит - дам еще задачу . Хорошо бы старших еще привлечь к заочной школе. Но что-то здесь я не так делаю. Всем нравится, но заочно никто не начинает работать.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Женя Лакштанов
|
Добавлено: Вт ноя 21, 2006 6:10 pm |
|
Зарегистрирован: Вс май 21, 2006 2:19 pm Сообщения: 243
|
Мне Аленка посоветовала классную штуку:
X + Трава = Молоко
Теленок + X + Время = Корова
|
|
Вернуться к началу |
|
|
JulySun
|
Добавлено: Ср ноя 22, 2006 12:52 am |
|
Бывалый форумчанин
|
|
Зарегистрирован: Сб сен 02, 2006 1:26 pm Сообщения: 76 Откуда: Санкт-Петербург
|
Женя Лакштанов писал(а): X + Трава = Молоко
Теленок + X + Время = Корова
Женя, я не поняла как это будет в обратную сторону:
Х=Молоко-Трава???
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Анна Андреева
|
Добавлено: Ср ноя 22, 2006 1:37 am |
|
Душа форума
|
|
Зарегистрирован: Пн окт 03, 2005 11:22 am Сообщения: 14014 Откуда: Беларусь (Минск)
|
ИгорЮлик, а кто сказал, что данная операция имеет обратную
это же другая система здесь операция + - имеет иное значение, чем в алгебре с нашими числами.
я так объясняю? или наврала с терминами? (потому как нормальная математика у меня ОООЧЕНь давно была )
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Женя Лакштанов
|
Добавлено: Ср ноя 22, 2006 3:24 am |
|
Зарегистрирован: Вс май 21, 2006 2:19 pm Сообщения: 243
|
Аня-Коша, все правильно. Для того чтобы написать "-трава" надо определить, что это такое. Кстати, лет 500 назад, никому бы и в голову не пришло бы "перенести" член уравнения из одной части в другую. Сейчас этому учат как алгоритму, что неправильно, так как, на практике оказывается, что никто не понимает, что происходит вычитание обратных элементов
5 + x = 7
Прибавим -5 к обоим частям:
-5 + 5 + x = -5 +7
x=2
Уже для умножения, не у каждого элемента есть обратный. Например нет числа, который бы при умножении на ноль давал бы 1.
То есть 5*x=7
Умножим обе части на 5 в степени -1 (то есть на 1/5)
(1/5)*5*x=(1/5)*7
x=7/5.
Легко видеть, что фокус не проходит с уравнением
0*x=0.
А решения есть.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
JulySun
|
Добавлено: Ср ноя 22, 2006 1:01 pm |
|
Бывалый форумчанин
|
|
Зарегистрирован: Сб сен 02, 2006 1:26 pm Сообщения: 76 Откуда: Санкт-Петербург
|
Женя Лакштанов писал(а): Легко видеть, что фокус не проходит с уравнением
0*x=0.
А решения есть.
А я то вчера ночью гадала как это: 0*x=7. Теперь понятно. Спасибо за пояснение.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
assol
|
Добавлено: Ср ноя 22, 2006 2:11 pm |
|
Зарегистрирован: Чт мар 30, 2006 1:32 am Сообщения: 1173 Откуда: Израиль, Хайфа
|
ИгорЮлик, и я страшно попалась с этими "обратными"...
обалдеть можно, честно говоря...
когда мне было 6 лет, я легко прибавляла к 5, напрмиер, 2
но если мне говорили, сколько будет 2 огурца плюс 3 помидора, я не понимала ЧЕГО будет...
я не могла ничего решить
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Женя Лакштанов
|
Добавлено: Ср ноя 22, 2006 2:37 pm |
|
Зарегистрирован: Вс май 21, 2006 2:19 pm Сообщения: 243
|
простите пожалуйста, я тоже не понимаю про сложение огурцов и помидров, без соотв. контекста. Просто нельзя применять алгоритмы, которым вас обучили, в каждой похожей ситуации. Мне кажется, что это тоже интересная тема, придумывать с детьми операции, которые можно применять к предметам. Проверять их свойства: ассоциативность, коммутативность, дистрибутивность. Все обычно останавливаются на некоммутативности одевания.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Мария Дружкова
|
Добавлено: Ср ноя 22, 2006 5:05 pm |
|
Зарегистрирован: Вс ноя 05, 2006 5:09 pm Сообщения: 18
|
Женя: по моему опыту, главное отличие интересной математики от математики ужасно скучной не только (и не столько) в самом содержимом - сколько в том, КАК заниматься. Понятно, даже очевидно, что важно найти подходящую по уровню людям тему и в этой теме "вкусные" задачки. Но то, к чему я пришла и на чем фокусирую больше всего усилий по подготовке...
ЧТО ЛЮДИ БУДУТ ДЕЛАТЬ?!
То есть, поминутно буквально, обдумывание: что каждый присутствующий в комнате будет ДЕЛАТЬ. Я видела великих рассказчиков, которых было круто слушать; я к ним не отношусь, да и видела их мало, поэтому на дело "слушание" я отвожу две-три минуты в час, не больше. Если мы говорим о детях, то они любят, в десять, "игры по правилам" - маленькие миры, в которых они могут занять какую-то активную роль и взаимодействовать друг с другом по правилам, но и вкладывать свое творчество в рамках этих правил. Например, угадывать функции друг друга за сколько-то шагов. Люди всех возрастов ценят "дизайнерские дела" - где они могут что-то строить, рисовать, лепить, аранжировать... То есть: фракталы, вырезание снежинок и симметрия, моделирование нормального распределения. Кстати, моделирование (скажем, все делаем бумажные вертолетики и потом строим график их дисперсии от цели) и экспериментирование - очень уважаемые ДЕЛА на занятиях. Не путать моделирование (когда известно, что должно получиться) и эксперименты (когда НЕизвестно, что должно получиться).
То есть при подготовке к занятиям я продумываю... Вот люди приходят; часть пришли, часть еще нет - что делают пришедшие?! Скажем, если им дать пушистые проволочки (традиция многих американских семинаров), может, они какие фигуры изобразят, а заодно на приятный лад настроятся? А если им дать дырокол и бумагу? Вот все, кого ждем, пришли - что каждый из них делает следующие пять минут? Скажем, дают мне числа для моей машинки-функции и по очереди угадывают, что получится. Какой длины очередь? Не слишком ли долго ждать своей? Если в группе 3-5 человек, то функцию можно сделать посложней, потому что очередь каждого придет быстро и им не станет скучно долго угадывать. Если в группе 15-20 человек, то первую функцию делаем проще, иначе народ заскучает в пассивности, ничегонеделая, пока другие числа дают; и тут же быстро делим их на пары, чтоб они свои функции создавали - и делали, делали нечто бойкое, социальное, интересное.
То есть, суммирую: начинать, конечно, с подбора интересных тем; но потом, мой совет, быстро переходить к планированию ДЕЛ, чтоб каждый участник каждую минуту что-то активно делал, творил, двигался, говорил... И это покажет, что математика - интересное ДЕЛО.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Сладкоежка
|
Добавлено: Ср ноя 22, 2006 5:08 pm |
|
Старейшина
|
|
Зарегистрирован: Чт окт 20, 2005 1:27 pm Сообщения: 955 Откуда: Владимир
|
А я бы спросила, сколько у тебя будет овощей. Мне кажется, что с подобными примерами надо быть осторожнее. Может ведь получиться и так, что ребенок будет бездумно манипулировать цифрами и получится как в том мультике с полутора землекопами.
_________________ Елена Анатольевна
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Женя Лакштанов
|
Добавлено: Ср ноя 22, 2006 5:30 pm |
|
Зарегистрирован: Вс май 21, 2006 2:19 pm Сообщения: 243
|
На счет слушания я не совсем согласен. Я сейчас в очень интересной ситуации: знания португальского настолько примитивны, что ничем не загрузишь. Я стараюсь разбивать свой "спич" на много много маленьких вопросиков. Спрашиваю как можно больше слушателей в аудитории, знакомлюсь, подбадриваю. Если играем в НИМ, то спрашиваю "кто сейчас выиграет, я или мой оппонент ". Хлопаем, если выиграл не я и т.д. Мне кажется, что это очень ценят дети. Твоё настроение.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Мария Дружкова
|
Добавлено: Чт ноя 23, 2006 3:49 pm |
|
Зарегистрирован: Вс ноя 05, 2006 5:09 pm Сообщения: 18
|
Про сложение огурцов и помидоров... Тема напомнила мне про одну из претензий к традиционным занятиям математикой, с их короткими задачами, где из самой ЗАДАЧИ невозможно построить контекст. Поэтому приходится ограничиваться малым набором стандартных контекстов - чтоб можно было таки задачи задавать.
Я люблю занятия, в которых используются (или создаются) миры. Например, когда готовишь (мир кулинарии), понятно, что из двух огурцов и трех помидоров получится - примерно четыре порции салата. Только надо еще добавить ингредиенты Х - скажем, сметану, соль, и лучок. И тогда можно, создав/описав/обговорив/попробовав этот мир, уже решать В НЁМ задачи, например - сколько надо помидоров на восемь порций такого же салата.
Соответственно, я люблю длинные занятия на тему; примерчики, каждый из которых занимает несколько секунд, имеют свое место - в уже созданных, в начале занятия, мирах. Но самые большие куски времени, конечно, уходят на совместное создание микро-мира, и на создание/обговаривание общего языка, на котором можно говорить об этом мире.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Женя Лакштанов
|
Добавлено: Сб дек 02, 2006 4:40 pm |
|
Зарегистрирован: Вс май 21, 2006 2:19 pm Сообщения: 243
|
Сегодня с Олесей случайно поиграл в уравнения: закрывыл пальцы на руке другой рукой, и спрашивал сколько не хватает. Она немного поиграла, повеселилась и предложила играть просто в прятки.
Алёна играла с ней в первый раз в уравнения с мишками: был набор из 8 мишек, по 2 мишки каждого из 4 цветов. Сначала под шляпу прятали одного. Проблем с угадыванием не было. Затем двух. Когда спрятали 2 мишек одного и того же цвета, то ребенок офигел и сказал, что все на месте. (Замечательная иллюстрация феномена Пиаже). Разобрались, затем проблем с этим случаем не было. Потом прятали трех, и опять проблемы были когда двое из мишек были одного цвета.
Одна из моих коллег (Andreia Hall) уже ходит в разные садики (прешкола) заниматься с детьми. Она мне рассказывала, как они играли в уравнения, где прячут одного из детей. В группе не было нескольких человек по причине болезни, и дети не могли вспомнить кого именно только что вынесли из комнаты.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Женя Лакштанов
|
Добавлено: Вт дек 05, 2006 11:41 pm |
|
Зарегистрирован: Вс май 21, 2006 2:19 pm Сообщения: 243
|
Мне вот хотелось всем предложить подумать какие бывают интересные обратные задачи: то есть, когда по результату надо найти начальные данные. Отличие от того, что мы иногда называем уравнениями, вероятно в том, что здесь ты Вообще ничего про начальные данные не знаешь.
Примеров на самом деле много:
а. Найти все ингридиенты по вкусу.
б. Нарисовать форму на ощупь.
в. задачи с обратной функцией.
Кто придумает (вспомнит) еще?
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3 |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|
|