Изменить размер шрифта

Раннее развитие детей

 


Новая темаКомментировать Страница 7 из 7   [ Сообщений: 96 ]
На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт янв 11, 2007 11:42 pm 
Новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт апр 04, 2006 11:49 am
Сообщения: 8
Откуда: Тюмень
Artemis, а сами вопросы Пиаже можно найти в интернете? :oops:
Я нашла только беседы с Пиаже вот тут http://www.psychology.ru/library/Jean_P ... ons/04.stm
но там видимо не все вопросы, т.к. вопроса про Луну там нет. А этот вопрос Вы упоминали в Темином дневнике. Может где-то можно весь тест почитать? Cпасибо заранее! :D

_________________
Света (10.09.2000), Марина (08.02.2005), Аня (29.09.2007), Танюша (27.06.2011)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт янв 12, 2007 2:18 am 
Душа форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср дек 21, 2005 1:27 am
Сообщения: 8511
Откуда: Рига-Малага, Испания
ladybird, cомневаюсь, что можно. Я сама искала когда-то, ничего не нашла. Я думаю потому, что Пиаже, по инерции с советских времен, не слишком популярен в России. Его книги и купить то не просто.

Вопросы Пиаже касаются детского мировоззрения, детского понимания окружающего мира. Очень ярко видно НАСКОЛЬКО иначе дети видят мир. И сколько противоречия в их видении. Мне вопросы их прислала Елена Анатольевна (Сладкоежка).

Тесты Пиаже (раздвигание-сдвигание кубиков, точки зрения и пр.) у меня есть перефотографированные. Если нужно, то я наверно могу их обработать и куда-нибудь выложить.

У себя в закладках я нашла только вот это:

http://www.ido.edu.ru/psychology/age_psychology/5.html
http://www.voppsy.ru/journals_all/issue ... 996048.htm
http://www.philology.ru/linguistics1/piaget-83.htm
http://www.psychology.ru/library/00045.shtml
http://anthropology.ru/ru/texts/piaget/index.html
http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200501008
http://club.fom.ru/182/178/116/library.html
http://www.psyedu.ru/view.php?id=145
http://jfeldman.narod.ru/book2007/10.htm
http://bookap.info


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт янв 12, 2007 2:21 am 
Душа форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср дек 21, 2005 1:27 am
Сообщения: 8511
Откуда: Рига-Малага, Испания
Muse, вот в этом сборнике есть статья о развитии мат. представлений:

http://www.ozon.ru/context/detail/id/2648115/


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт мар 29, 2007 8:24 pm 
Житель форума

Зарегистрирован: Вс май 21, 2006 2:19 pm
Сообщения: 243
Когда я начинал заниматься с 6 летними детьми математекой, я думал, что это очень просто: берешь задачки для более старших детей и просто "опускаешь" их до совсем детскоко уровня. Никогда не думал, что задачи, возникшие в рамках этого кружка, я буду использовать для занятий со взрослыми детьми.

Еще весной прошлого года я попробовал поиграть на кружке в вероятностную игру, предложенную А.Звонкиным: каждый из детей рисует табличку

ИзображениеИзображениеИзображение

после чего кубик подкидывается 3 раза и после каждого подбрасывание каждый участник размещает по своему усмотрению получившуюся цифру на одно из мест.
В конце у каждого из игроков получается 3х значное число. Набор цифр у всех один и тот же, но числа могут получаться разные. Выигрывает получивший самое большое число.


Мне захотелось придумать еще подобных игр, и у меня получились следующие таблицы.

10+Изображение-Изображение

(10 плюс что-то и минус что-то)

10+Изображение-Изображение+Изображение

или

10+Изображение-Изображение+Изображение

10+Изображение-Изображение+Изображение-Изображение

С умножением:


2*Изображение+Изображение


Изображение-3*Изображение


Через несколько игр мы меняли таблицу. Результаты записывали в столбце:1 место - 3 очка, 2 место - 2 очка, 3 место - 1 очко. Таблицы с уможением оказались просто находкой для тренировки счета. Дети с удовольствием подсчитывали результат (за правильный с первой попытки подсчет прибавлялось еще одно очко). И числа в примерах придумывать не приходится, они каждый раз разные.


Через некоторое время, мне надо было проводить урок для 7классников в одной из школ в пригороде Авейро, а я забыл распечатать геогр. карты, которые хотел использовать. Но у меня был с собой кубик (паралоновый, достаточно большой). Мы играли со школьниками в эти игры. Очень здорово, потому, что каждый может учавствовать в игре. Мне кажется, можно играть в любом возрасте.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Сб ноя 24, 2007 12:47 am 
Душа форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн окт 03, 2005 11:22 am
Сообщения: 14014
Откуда: Беларусь (Минск)
вот такую интересную программу нашла в ревератах - к сожалению не сохранила где именно нашла - потому не могу дать ссылку - это программа курса для дошкольников (ее часть - математика)
помещаю ее тут целиком, потому как в ней есть много интересного: от рассуждения о том, что должно формироваться, до приемов и планирования как именно это можно делать
Не хочу сказать, что все так - как должно быть, и что я на 100 % согласна - но это - хорошая пища для размышления

НАЧАЛЬНЫЙ КУРС МАТЕМАТИКИ И ЛОГИКА
Основой данного курса является формирование и развитие у дошкольников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, абстрагирования, аналогии, обобщения в процессе усвоения математического со-держания. Эти приемы можно рассматривать как:
- способы организации деятельности дошкольников;
- способы познания, которые становятся достоянием ребенка, характеризуют его интеллектуальный потенциал и познавательные способности;
- способы включения в процесс познания различных психических функций: эмоций, воли, внимания; в результате интеллектуальная деятельность ребенка вхо-дит в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с ее направленностью, мотивацией, интересами, уровнем притязаний, т.е. характеризуется возрастающей активностью личности в различных сферах ее деятельности. Это обеспечивается:
1.Логикой построения содержания курса начальной математики, которая, с одной стороны, учитывает опыт ребенка и его психическое развитие, с другой - по-зволяет ребенку сопоставлять и соотносить изучаемые понятия в самых разных от-ношениях и аспектах, обобщать и дифференцировать их, включать в различные це-почки причично-следственных связей, устанавливать как можно больше связей ме-жду новыми и изученными понятиями.
2.Интересными методическими к изучению математических понятий, свойств и способов действий, основе которых лежат идеи изменения предметных, образных, графических и математических свойств моделей; установление соответ-ствия между ними; выявление закономерностей и различных зависимостей, а также свойств, способствующих формированию таких качеств мышления, как самостоя-тельность, глубина, критичность, гибкость.

Начальный курс математики и логика состоят из нескольких разделов:
арифметического, геометрического, а также раздела содержательно-логических задач и заданий.
Первые два раздела - арифметический и геометрический являются основны-ми носителями математического содержания курса, т.к. именно они определяют но-менклатуру и объем изучаемых вопросов и тем.
Третий раздел в содержательном плане выстраивается на базе двух первых разделов и представляет собой систему содержательно - логических задач и зада-ний, направленных на развитие познавательных процессов, среди которых в дошкольном возрасте и в младшем школьном возрасте наиболее важными являются: внимание, восприятие, воображение, память и мышление.
Ведущую роль играют логические приемы мышления: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование.
В связи с актуальностью проблемы развития пространственного мышления дошкольников возникла необходимость разработки системы геометрических уп-ражнений, выполнение которых способствовало бы адекватному восприятию про-странства, формированию пространственных представлений, развитию воображе-ния.
Восприятие пространства осуществляется в результате субъективного опыта ребенка на эмпирической основе. Однако для дошкольника восприятие пространст-ва осложнено тем, что пространственные признаки слиты с воспринимаемым со-держанием, они не вычленяются как отдельные объекты познания. Слово как ори-ентир позволяет из совокупности признаков объекта выделить единичный: либо форму, либо размер. Однако ребенок затрудняется охарактеризовать тот или иной признак. Поэтому целесообразней включать упражнения не на характеристику про-странственных признаков предмета, а на вычленение единичного признака из сово-купности общих на основе выявления закономерности признаков с использованием приемом умственных действий: сравнения, классификации, аналогии, анализа, син-теза, обобщения. Это задания с формулировками: «Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду», «Найди лишнюю фигуру», «Что изменилось? Что не изменилось?», «Чем похожи? Чем отличаются?», «Что одинаково? Что не одинаково?», «Назови признаки, по которым изменяются фигуры в каждом ряду», «Выбери фигуру, которую нужно дорисовать», «По какому признаку можно разбить фигуры на группы?», «Разгадай закономерность и нарисуй следующую фигуру» и т.п. Так в задании «Что изменилось? Что не изменилось?» выстраиваются в ряд различные по цвету прямоугольники, которые меняют положение в пространстве в вертикальном направлении, что описывается отношениями «вверху - внизу», «между».

«Раскрась фигуру справа»

В заданиях «Чем похожи? Чем отличаются?»
«Выбери фигуру, которую нужно дорисовать»
предполагается осуществление поворота влево или вправо на один, два обо-рота относительно точки отсчета, совпадающей со «схемой тела».

Важно формировать у ребенка продуктивное мышление, то есть способность к созданию новых идей, умению устанавливать связи между фактами и группами фактов, сопоставлять новый факт. Продуктивность мышления дошкольников про-является пока ограниченно. Но если ребенок выдвигает идею не новую для взрос-лых, но новую для коллектива или для самого себя, если он открывает что-то для себя, пусть известное для других, - это уже показатель его мышления. С развитием самостоятельности мышления у ребёнка развивается и его речь, которая организует и уточняет мысль, позволяет выразить ее обобщенно, отделив важное от второсте-пенного.
Развитие мышления влияет и на воспитанность ребенка, развиваются поло-жительные черты характера, потребность к развитию своих хороших качеств, рабо-тоспособность, планирование деятельности, самоконтроль и убежденность, любовь к предмету, интерес, желание учиться и много знать Все это крайне необходимо для дальнейшей жизни ребенка.
Достаточная подготовленность мыслительной деятельности снимает психо-логические перегрузки в учении, сохраняет здоровье ребенка.
Что касается развития восприятия, то у дошкольников оно происходит по-этапно. На первом этапе действия формируются непосредственно в результате игры с различными предметами. Лучше, если при этом для сравнения ребенку будут да-ваться эталоны (формы, цвета). На втором этапе дети знакомятся с пространствен-ными свойствами предметов с помощью движений руки и глаза. На третьем этапе дети получают возможность довольно быстро узнать интересующие свойства объектов, при этом внешнее действие восприятия превращается в умственное.
Важное условие эффективности обучения математике - это внимание детей. Внимательно слушая объяснение ребенок легче воспринимает, понимает, запомина-ет содержание материала, и тем самым, облегчает . свою дальнейшую работу. По-этому, большое значение уделяется воспитанию произвольного внимания у дошко-льников. Для этого в занятия постоянно включаются специальные упражнения и задания, нацеленные на формирование внимания, развитие активности, самостоятельности, творческого отношения к делу.
Вот несколько заданий, способствующих воспитанию интереса и внимания на занятиях математикой.

Например, игра «Заметь все!»

На наборном полотне выставляю, в один ряд 7-8 картинок с изображением предметов (гриб, мяч, пирамида). Детям предлагается рассмотреть предметные кар-тинки (10 сек.). Затем предметные картинки закрываются, и детям предлагается пе-речислить их, назвать последовательность. Поменять местами две-три картинки и спросить, что изменилось на наборном полотне. Убрать одну из картинок и спро-сить какая картинка исчезла, попросить описать ее. Игру «Заметь все!» проводить можно с теми же заданиями, но заменив предметные картинки геометрическими фигурами. Дошкольникам задаются соответствующие вопросы: какие фигуры изо-бражены? Сколько их? Какого они цвета? В какой последовательности изображе-ны? Попросить каждого ребенка расположить эти фигуры на парте, используя для этого индивидуальный счетный материал.
Эти задания используются при сравнении групп предметов, знакомство с по-нятием «столько же».

Игры на развитие внимания

«Что изменилось?» Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, что-бы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

«Найди отличия». Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и по-просите найти, чем один рисунок отличается от другого. «Найди одинаковые». На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета.

«Ухо-нос».По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» -за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки. «Карлики и великаны». Аналогичная игра: по команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Воспитатель выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе.

«Замри». По сигналу воспитателя дети должны замереть в той же позе, в ко-торой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится, его забирает к себе дракон или он выбывает из игры.

«Повторяй за мной». Под любую считалку (например: «Сантики-фан-тики-лимпопо») вы ритмично выполняете простые движения, например, хлопаете в ла-доши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Дети повторяют движения за вами. Неожиданно для них вы меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение, выбывает из игры.

«Платочек». Дети встают в круг. Водящий бегает или ходит сзади круга с платочком в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг, и если за это время новый владелец платочка не объявится, считает-ся, что тот проиграл. Тот, кто заметит платочек у себя за спиной, должен догнать водящего и осалить. Если это удается, водящий остается прежний. Если нет - водит второй.

«Съедобное - несъедобное». Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.

«Игра с флажками». Когда вы поднимаете красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый - хлопнуть в ладоши, синий - шагать на месте.

Игры на развитие воображения

«Какая бывает собака?» Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая я у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д.

«Нарисуй по описанию». Вы читаете следующий текст: «Стоял белый дом. Крыша у него треугольная. Большое окно красное, а маленькое желтое. Дверь ко-ричневая. Текст нужно прочитать еще раз в медленном темпе, по одному предложе-нию. Дети в это время с закрытыми глазами должны представить себе этот дом, а потом нарисовать его.

Игры на развитие логического мышления

«Логическое лото» Играть можно так же, как обычно играют в лото. Дети размещают карточки на своей карте-таблице.

«Четвертый лишний». Необходимо закрыть белой карточкой то изображе-ние, которое не подходит к остальным.

«Универсальное лото» Это лото вы легко сможете изготовить сами, исполь-зовав карточки от различных старых, наполовину потерянных лото, а также наборы открыток, вырезки из журналов и... марки. Марки часто бывают очень красивы, ин-тересны и выпускаются сериями, но держать их в альбоме очень неудобно, потому что детям всегда хочется взять картинку в руки. Поэтому лучше наклеивать марки на карточки из картона (одного размера). На каждого играющего ребенка (а играют не более 5-7 детей) нужна большая белая игровая карта, разделенная на 6-8 частей.
Наборы разыгрываемых карточек образуют несколько серий. Все они позво-лят упражнять детей в классификации по разным признакам.
Серия 1.
Каждый ребенок собирает серию картинок, изображающих объекты, имею-щие общие названия. Например: бабочка, поезда, корабли, самолеты, спутники, кошки, лошади, цветы, ягоды, грибы, дома, шляпки, туфли и т. д.
Серия 2.
Каждый ребенок выбирает в качестве образца какую-либо геометрическую форму и собирает изображения предметов, имеющих сходную форму. Примерный набор:
круг - пуговица, тарелка, таблетка, часы, мяч, яблоко;
квадрат - часы наручные, портфель, телевизор, книга, окно;
треугольник - крыша дома, шапка из газеты, воронка, елка, египетская пира-мида, пакет молока;
прямоугольник - чемодан, кирпич, дом;
овал - огурец, слива, яйцо, рыба, лист.
Серия З.
Каждый ребенок выбирает себе «кляксу» из цветной бумаги (красной, синей, желтой, зеленой, коричневой, белой) и по.подбирает предметы такого же цвета.


Главной особенностью предлагаемого курса является его направленность не только на то, чтобы дать дошкольникам начальную основу числовой грамотности, но и на то, чтобы, используя математический материал курса, создать условия для целенаправленного развития и совершенствования всех познавательных процессов у детей, постепенно перемещая акцент на развитие мышления, что обусловлено спецификой учебного предмета математика.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельно-сти и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Именно эта гуманитарная составляющая, безусловно, важная для личностного раз-вития каждого человека, и является главной особенностью нового курса. Математи-ческие знания в нем являются не самоцелью, а средством формирования саморазви-вающейся личности.
Основная цель занятий математикой - дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.
Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предме-тов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, и это создает условия для повышения эмоционального от-ношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осоз-нанность.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использо-вания занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занима-тельного математического материала определяется с учетом возрастных возможно-стей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умствен-ную деятельность, заинтересовывать математическими материалом, увлекать т раз-влекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других ви-дах деятельности, новой обстановке.
Используется занимательный материал (дидактическое игры) и с целью фор-мирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непре-менным условием является применение системы игр и упражнений.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошко-льном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Дидактические игры включаются в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрас-том детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использова-на в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение кон-кретной задачи формирования представлений.
Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания - наиболее известные и часто применяемую в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учеб-ного материала.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в совре-менной практике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватыва-ют их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невоз-можен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значением за-нимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и уп-ражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Систематическое упражнение в решении за-дач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
По характеру познавательной деятельности игры можно разбить на группы.

Игры, требующие от детей исполнительской деятельности

С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или ука-занию. Например, учитель говорить: «Положи сначала зеленый кружок, справа от него - желты треугольник, слева - желтый квадрат, выше - красный треугольник, ниже красный квадрат и т.д.». Затем задает вопросы: сколько и каких фигур вы по-ложили? Чем они похожи и чем отличаются? Каких фигур больше, каких меньше?
Потом детям из этих фигур предлагается составить геометрический узор или какую-нибудь фигуру.
В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, их свойствами, усваивают понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», которые являются основой пространственных представлений, овладевают счетом, рассматривают классификацию фигур по одному или нескольким признакам.
В этой группе игр можно использовать еще и такие задания: придумать сло-ва, подобные данным; выложить узор или начертить фигуру, аналогичную данной.
Дети в тетрадях по математике выполняют много рисунков, которые помо-гают им научиться концентрировать внимание, точно следовать указаниям ведуще-го, работать последовательно и добиваться желаемого результата.
Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность
Эти игры направлены на формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10. Это игры «Математическая рыбалка», «Лучший летчик», «Лучший космонавт», «Самый быстрый почтальон», «Глаз -фотограф», «Каждой игрушке - свое место» и другие.

«Математическая рыбалка»

Дидактическая цель. Закрепление приемов прибавления и вычитания в пре-делах 10, воспроизведение их по памяти.
Средства обучения. Рисунки 10 рыбок, из них 6 жёлтых, 2 красные, 2 полосатые.
Содержание игры. На магнитном моделеграфе размещаются рыбки, на об-ратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Учитель по-очередно вызывает детей к доске, они «ловят» (снимают) рыбку, читают пример на сложение и вычитание. Все ребята решившие пример, обозначают ответ цифрой и показывают её учителю. Кто решит пример раньше всех, тот получит рыбку. Кто «наловит» рыбок (решит примеры правильно), тот лучший рыболов.
Аналогично проводится игра «Поймай бабочку»

Игры, в которых запрограммирована преобразующая деятельность де-тей.
С помощью этих игр дети изменяют примеры и задачи, другие, логически связанные с ними.
Например, игры «Цепочка», «Математическая эстафета». К преобразующей деятельности относятся также игры, развивающие навыки контроля и самоконтроля («Контролеры», «Арифметический бег по числовому ряду», «Проверь Угадайку!»)

Игры, в которые включены элементы поиска и творчества.

Это «Угадай загадки Веселого Карандаша», «Определи курс движения само-лета» и другие. Дети очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать, находить общее и различия, интересе поиск недостающего. Эти иг-ры настолько заинтересовывают ребят, что они начинают придумывать их сами.


Дидактические игры и упражнения

«Нарисуй, правильно считая и двигаясь в нужном направлении»

Данная группа игр помогает дошкольникам тренировать свое внимание, точ-но следовать указаниям ведомого, работать последовательно и добиваться желаемо-го результата, сравнивая свой рисунок с образом учителя.
При проведении этих игр учитель не должен забывать о подготовке к ним: нужно прежде всего научить детей ориентироваться в клетке. Только после этого можно предлагать их учащимся. Поняв правила выполнения данных рисунков, де-ти с большим удовольствием выполняют их, с нетерпением ожидая: что же полу-чится? Образец предлагается детям только для сравнния и прорисовки отдельных деталей.

Котенок

Поставить точку в любом углу клетки;

7 клеток вниз
1 клетка вправо
2 клетки вверх
1 клетка вправо
2 клетки вниз
1 клетка вправо
2 клетки вверх
2 клетки вправо
2 клетки вниз
1 клетка вправо
2 клетки вверх
1 клетка вправо
2 клетки вниз
1 клетка вправо
6 клеток вверх
1 клетка вправо
1 клетка вверх
2 клетки влево
3 клетки вниз
4 клетки влево
3 клетки вверх
3 клетки влево

Глядя на образец, выполнить рисунок до конца

Занимательные задачи в стихотворной форме

При проведении устного счета включаются упражнения и задачи, составлен-ные в рифмованной форме. Это оживляет работу, вносит элемент занимательности.
Задачи такого типа используются при изучении таблиц сложения, вычита-ния, умножения и деления.

* * *
Белка на елке грибочки сушила,
Песенку пела и говорила:
«Мне зимой не знать хлопот,
Потому что есть грибок:
Белый, рыжик, два масленка,
Три веселеньких опенка.
Подосиновик велик,
Этим он и знаменит
А лисичек ровно шесть.
Ты попробуй все их счесть!»

* * *
Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слезы роняли
Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла
Два Сережке, три Антошке,
Катерине и Марине,
Оле, Свете и Оксане,
Самое большое - маме.
Говори давай скорей,
Сколько Таниных друзей?

* * *
С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат во след за ней:
«Не за будь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?
Дождик, лей веселей!
Теплых капель не жалей!
Пять Сережке, три Антошке,
Две Валюше и Катюше.
А для мамы и для папы
Сорок будет маловато.
Ну а вы друзья считайте,
Сколько капель отвечайте!

* * *
Мы с мамой в зоопарке были,
Зверей с руки весь день кормили.
Верблюда, зебру, кенгуру
И длиннохвостую лису.
Большого серого слона
Увидеть я едва смогла.
Скажите мне скорей, друзья,
Каких зверей видала я?
А если их вы счесть смогли,
Вы просто чудо! Молодцы!

* * *
Скоро праздник. Новый Год,
Встанем в дружный хоровод.
Звонко песенку споем,
Всех поздравим с этим днем.
Приготовим всем подарки,
Этот праздник очень яркий.
Кате, Маше и Аленке
Мы подарим по Буренке,
А Андрюше и Витюше –
По машине и по груше.
Саша будет рад Петрушке
И большой цветной хлопушке.
Ну а Танечке - Танюше –
Бурый мишка в сером плюше.
Вы, друзья, гостей считайте
Имена их называйте.





Родители, как правило, заинтересованы в том, чтобы их дети хорошо учи-лись и как можно быстрее усвоили большой объем знаний. В связи с этим возникает вопрос: возможно ли ускорение познания? Единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития. Обучение дошкольников, основанное на использовании специальных обучающих игр, относятся к таким методам. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

1. Арифметический материал:
1). Числа от 1 до 10; название, последовательность, обозначение, счет, срав-нение чисел и предметов, Число 0. Состав чисел. Арифметические действия сложе-ние и вычитание.
2). Решение простейших задач на основе счета предметов,

2. Геометрический материал:
Распознавание геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб. Сравнение и раскраска фигур. Составление фигур из частей и разбиение фигур на части.
Фигуры на клетчатой бумаге. Подсчет числа клеток, треугольников, прямо-угольников, на которые разбита фигура. Конструирование фигур из палочек.
Точка. Линия. Отрезок. Научить пользоваться линейкой, чертить отрезки. Сравнение предметов по форме, цвету; сравнение групп предметов, основные отно-шения между предметам: больше-меньше, выше-ниже, спереди-сзади, сверху-снизу, слева-справа. Совокупность предметов или фигур, обладающие общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части сово-купности.
Дать пространственные и временные представления Ориентирование в клет-ках (диктанты).

3. Содержательно-логические задачи и задания, основанные на математи-ческом содержании первых двух разделов и направленные на развитие познавательных процессов у дошкольников:
Внимания: математические игры: «Веселый счет», «Измени форму или раз-мер или цвет», «Прибавить, вычесть»; зрительные диктанты с изображением раз-личных предметов (5), с изображением чисел, геометрических фигур и т.д. Графи-ческие диктанты.
Воображения: задания на составление из заданных частей фигур, обладаю-щих указанными свойствами; задания на взаимное расположение фигур на плоско-сти; на изменение формы, размера, цвета заданной фигуры; на выделение геометри-ческих фигур из множества заданных по описанию их свойств; задания на опреде-ление «на глаз» размера фигуры, сравнение «на глаз» размеров заданных фигур (выбери ту из предложенных фигур, которая полностью войдет в заданный круг и т.п.)
Памяти: зрительные диктанты по специально разработанным таблицам, слуховые диктанты; дидактические игры математического содержания: «Запомни математические термины», включающие в себя 5 -7 слов, воспроизведи «Цепочку слов»;

Игры на развитие памяти

«Опиши по памяти»
На короткое время покажите детям куклу, или другой предмет, или картин-ку, а затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие у куклы волосы, ка-кое платье какие глаза, были ли банты, туфельки, носочки, в какой позе она была? И т.д.

«Найди картинку»
На короткое время (считая до пяти) покажите детям картинку, а затем из на-бора похожих картинок предложите выбрать ту, которую им показали и др. игры и задания, направленные на запоминание и прочное овладение математической тер-минологией, на расширение объема запоминания зрительного, слухового, логиче-ского.

Мышления: задания на сравнение предметов с указанием их сходства и раз-личия по заданным признакам; простейшие обобщения, при которых после сравне-ния требуется абстрагироваться от несущественных признаков и выделить сущест-венные признаки; решение логических задач.

Математические игры:
«Взять палочки последним», «Магические квадраты, рамки, треугольники», арифметические ребусы и головоломки.

ОСНОВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЫ КУРСА И ИХ СОДЕРЖАНИЕ

Сравнение предметов и групп предметов.
Научить детей различать цвета и размеры. Формирование представлений о символическом изображении вещей.
Игра: «Муравьи»
Умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ способа расположе-ния фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах, умений сопос-тавлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.
Игры: «Сравни и заполни», «Заполни пустые клетки». Ознакомление с клас-сификацией фигур по двум свойствам (цвету и форме). «Где, какие фигуры лежат». Научить детей объединять предметы в множества по определенному свойству. «Третий лишний».
Знакомство с геометрическими фигурами. Составление геометрических фи-гур изданных. «Почини одеяло». Формирование классифицирующей деятельности (классификация фигур по цвету, форме, величине) «Дерево» «Игра с одним обру-чем», «Игра с двумя обручами». Упражнение детей в анализе групп фигур, в уста-новлении закономерности в наборе признаков, в умении сопоставлять и обобщать, в поиске признаков отличия одной группы фигур от другой. «Как расположены фигуры?».
Упражнять детей в составлении геометрических фигур на плоскости стола из счетных палочек, анализе и обследовании их зрительно-осязательным способом. Решение логических задач на поиск недостающих фигур. Игра: «Танграм». Точка. Линия. Отрезок. Научить пользоваться линейкой. Чертить отрезки. Всего 15 заня-тий.
Пространственные и временные представления.
Развитие внимания и наблюдательности у детей. «Матрёшки», «Снеговики», Формирование числовых и пространственных представлений у детей, Развитие ре-чи, включение в их активный словарь понятий: «толстый», «тонкий», «широкий», «узкий», «выше», «ниже», «высокий», «низкий», «сначала», «потом», «после этого», «слева», «справа», «между», «вверх», «вниз», «направо», «налево», «слева направо», «больше», «меньше», «равно», «столько же». (Игры: «Мальчики», «наоборот», «Концовка», «Найди спрятанную карточку с цифрой», «Лучший разведчик», «Фигуры высшего пилотажа» и т.д.)
Всего 8 занятий.
Числа от 1 до 10
Уточнение имеющихся у детей представлений о числе предметов, Трениров-ка в счете до десяти. «Конструктор», «Веселый счет». Счет в пределах десяти. Зна-комство с порядковыми числительными. «Сколько? Какой?» Понятие закрепить «один» и «много» (Игры «Поезд», «Назови число», «Стук-стук»). Установление со-ответствия между числом и цифрой. Дать знания состава чисел первого десятка. Упражнять детей в дополнении чисел до любого заданного числа. («Рассели ласто-чек», «Помогите Незнайке», «Помогите Чебурашке»).
Всего 15 занятий.
Элементарные арифметические действия сложение и вычитание.
Решение простейших задач на основе счета предметов.
Ознакомление детей с приемом образования чисел путем образования чисел путем прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из после-дующего числа. (Игры: «Составим поезд»). Формирование навыков сложения чисел и вычитания в пределах 10. («Дополнение», «Молчанка», «Цепочка 1»). Учить детей приему «+» и «-« по 1. Воспроизведение приема прибавления и вычитания единицы по памяти. («Цепочка» П.).
Всего 12 занятий

2-3 часа резервные.


Тематическое планирование
1. Выявление простейших числовых представлений у детей, умения разли-чать предметы по цвету, форме, расположению. Игра: «Составим узор».
2. Развитие речи, внимания и наблюдательности у детей. Игры: «Снегови-ки», «Матрешки»
1 зан.


1. Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете и числе предметов. Игра: « Составим узор».
2. Развитие внимания и наблюдательности у детей
1 зан.

1. Научить детей различать цвета и размеры. Формирование представлений о символическом изображении вещей. Игра: «Муравьи» .
2. Развитие речи детей, включение в активный словарь терминов «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий». Игра: «Концовка»
1 зан.

1. Счет, порядковые числительные. Учить ребенка рассуждать.
2. Развивать представления: «высокий», «низкий», «толстый», «худой», «слева», «справа», «левее», « правее», «между». Развитие наблюдательности.
2 зан.

1. Формирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас имеются. Тренировка в счете до десяти. Игра: «Конструктор»
2. Развитие внимания и воображения.
1 зан.

1 Обобщение и систематизация количественных и пространственных пред-ставлений у детей, обучение их сравнению предметов по разным признакам. Фор-мирование числовых и пространственных представлений у детей Игры: «Построй домики». «Построй аквариум»
2. Развитие речи, внимания у детей.
1 зан.

1. Умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ. Формирование пространственных представлений детей, закрепление понятий «сначала», «потом», «после», «этого», «слева», «справа», «между». Игра: «Построим гараж». Формирование навыков счета кругов, квадратов, треугольников. Игры: «Составь поясок», «Найди карточку»
2. Развитие внимания, воображения.
1 зан.

1. Формирование у детей пространственных и временных представлений. Закрепление понятий «вверх», «вниз», «направо», «налево», «справа налево», «слева направо».
2. Развитие внимания, наблюдательности у детей Игры: « Лучший развед-чик», «Фигуры высшего пилотажа», «Откуда и чей голос?» «Правила движения».
2 зан.

1. 1). Составление пары предметов.
2). Сравнение группы предметов.
2. Развитие воображения детей. Игры: « Вершки и корешки», «Составим по-езда», «Построй домик из данных фигур».
1 зан.

1 Закрепление отношений «больше», «меньше», «равно», представлений о геометрических фигурах, умений сопоставлять и сравнивать 2 группы фигур нахо-дить отличительные признаки. Игры; «Детки на ветке», «Заполни пустые клетки»
2. Развитие памяти, наблюдательности, воображения детей.
2 зан.

1. Ознакомление с классификацией фигур по двум свойствам (цвету и фор-ме). Игра: «Где, какие фигуры лежат»
2. Развитие внимания и памяти.
2 зан.

1. Формирование навыков счета в пределах десяти Знакомство с порядковы-ми числительными. Знакомство с понятиями «первый», «последний», «сложение» и «вычитание». Игры; «Рассеянный художник», «Сколько? Какой?», «Курочка и цыплята»
2. Развитие внимания, памяти, наблюдательности
1 зан.
1. Научить детей соединять предметы в множества по определенному свой-ству. Игра: «Третий лишний»
2. Развитие памяти.
1 зан.

1. Установление соответствий между числом рисунков и цифрой. Закрепле-ние нумерации чисел первого десятка. Игры: «Построим домик», «Число и цифру я знаю», «Лучший счетчик», «Хлопки»
2. Развитие внимания и памяти.
2 зан.

1. Закрепление понятий «один», «много». Ознакомление детей с приемом образования чисел путем прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа. Закрепление понятий «раньше», «позже», «по-том», «после этого». Игры: «Продолжай», «Составим поезд», «Поезд».
2. Развитие внимания, воображения.
1 зан.

1. Закрепление счета от 1 до 10 и от 10 до 1. Закрепление представления о порядковом значении числа Игры: «Веселый счет», «Помогите числам занять свои места по порядку», «Угадайка», «Рассеянный художник».
2. Развитие наблюдательности.
2 зан.

Геометрические фигуры:
1. Различие предметов по форме и составление из кругов, квадратов, тре-угольников (геометрических фигур) других геометрических фигур, а также рисун-ков. Научить различать аналогичные предметы по величине; знакомство с понятия-ми «верхний», «нижний», «большой», «маленький», «сколько». Игры: «Угадай за-гадки Буратино», «Почини одеяло», «Магазин»
2. Развитие внимания и наблюдательности
1 зан.

1. Упорядочивание предметов по различным признакам. Закрепление пред-ставлений «выше-ниже» «больше-меньше», «длиннее-короче», «легче-тяжелее». Иг-ры; « Где чей дом?», «Заполни квадрат»
2. Развитие наблюдательности.
1 зан.

1 Развитие пространственных представлений. Повторение счета. Обучение детей приемам сложения и вычитания чисел 2,3. Игры: «Составь поезд», «Поросята и серый волк».
2. Развитие наблюдательности, внимания, мышления.
1 зан.

1. Изучение состава чисел. Обучение детей приемам сложения и вычитания чисел 2, 3, 4. Игры: «Составь поезд», «Примеров много - ответ один».
2. Развитие наблюдательности и внимания.
1 зан.

1: Формирование навыков сложения в пределах 10. Закрепить знания состава чисел первого десятка. Игры: «Дополнение», «Молчанка», «Цепочка», «Торопись, да не ошибись»
2. Развитие памяти и наблюдательности.
3 зан.

1. Упражнять детей в дополнении чисел до любого заданного числа. Учить детей приему сложения и вычитания по одному. Воспроизведение приема сложения и вычитания единицы по памяти. Игры: «Цепочка», «Маятник», «Рассели ласточек»
2. Развитие памяти и внимания.
1 зан.

1. Воспроизведение приемов сложения и вычитания по представлению чи-слового ряда. Тренировать детей в выполнении действий сложения и вычитания в пределах 10. Воспроизведение их по памяти. Закрепление приемов сложения и вы-читания в пределах 10. Игры: «Арифметический бег по числовому ряду» «День и ночь», «Математическая рыбалка». «Лучший летчик», «Самый быстрый почталь-он», «Глаз-фотограф», «Каждой игрушке свое место», «Лучший космонавт», «Математический футбол»
2. Развитие памяти, внимания и наблюдательности.
4зан.

1. Формирование классифицирующей деятельности классификаций фигур по цвету, форме и величине Игра: «Дерево». Ознакомление детей с правилами (алгоритмами), которые предписывают выполнение практических действий в определенной последовательности. Игра: «Выращивание дерева».
2. Развитие наблюдательности, мышления и внимания.
1 зан.

1. Закрепление состава чисел первого десятка. Закрепление знаний о составе числа. Игры: «Диспетчер и контролеры», «Кто быстрей, кто верней», «Войти в ворота», «Распредели числа в домики», «Угадайка», «Числа, бегущие навстречу друг-другу».
2. Развитие памяти и внимания.
1 зан.

1. Закрепление приемов вычитания на основе знания состава числа и допол-нения одного из слагаемых до суммы. Упражнять детей в анализе групп фигур, в установлении закономерности, в наборе признаков, в умении сопоставлять и обоб-щать, в поиске отличия одной группы от другой. Игры: « Как расположены фигу-ры?», « Угадайка», «Проверь Угадайку».
2. Развитие памяти, мышления и наблюдательность.
2 зан.

1. Упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, вы-делении и обобщении признаков, свойственных фигурам и каждой из групп, сопос-тавлении их, обоснование найденного решения Формирование понятия об отрица-нии некоторого свойства с помощью частицы «не», классификация по 1 свойству, по 2 свойствам, по 3 свойствам. Игры: « Каких фигур недостает?» «Игра с одним обручем», «Игра с двумя обручами», «Игра с тремя обручами».
2. Развитие мышления, внимания, памяти, воображения.
2 зан.

1: Формирование навыков сложения и вычитания. Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера. Игры: «Цепочка», «Составь круговые примеры».
2. Развитие внимания, мышления.
3 зан.

1. Формирование навыков сложения и вычитания, умения в решении задач. Игры: «Сколько всего?», «На сколько больше?», «Почта».
2. Развитие мышления, наблюдательности.
4 зан.

Обобщение и систематизирование знаний учащихся. 3 зан.

Проверка знаний

Всего 50 занятий

Библиография.

Рекомендуемая литература для проведения занятий по математике и логике.

А.А. Столяр. Давайте поиграем. М., 1991
И.Н. Агофонова. Рисую и размышляю, играю и учусь. С-Пб, 1993
Л. Чилигрирова, Б. Спиридонова. Играя, учимся математике М., 1993
Т.Г. Жикалкина. Игровые и занимательные задания по математике. М., 1989
Е.В. Сербина. Математика для малышей. М., 1992
З.А. Михайлова. Игровые занимательные задания для дошкольников. М., 1990
Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. Развитие логического мышления детей. Яро-славль «Академия развития», 1996
А.М. Захарова. Развивающее обучение математике в начальной школе. Томск,1994
Готовность детей к школе. Под редакцией В.В Слободчикова. Томск, 1994
А.Г. Зак. Различия в мышлении детей. М., 1992
П.М. Эрдниев. Укрупнённые дидактические единицы на уроках математики. М., 1992
Л.Ф. Тихомирова. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль. «Академия развития»,1996
Л.С. Выгодский. Воображение и развитие в детском возрасте. М., 1991
Программа «Одарённый ребёнок». М., «Новая школа», 1995
«Одарённые дети. Под редакцией Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого., М., 1991

Г.Ю. Айзенк. Проверьте свои способности.
Е.П. Бенсон. Знакомьтесь. Геометрия.
В.В. Волина. Праздник числа. Развитие самостоятельности мышления на уроках математики в начальных классах.// Начальная школа 1991


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Большие идеи
СообщениеДобавлено: Вс апр 08, 2012 6:20 pm 
Сама Щедрость!
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт окт 23, 2008 10:43 pm
Сообщения: 1325
Откуда: Тольятти
Математические этюды
Анимированная 3Д графика, увлекательно и интересно рассказывающие о математике и ее приложениях
http://www.etudes.ru/

_________________
Изображение
На самом деле всё не так, как в действительности
"Время, которое не уделяется ребёнку, теряется безвозвратно" Михаил Федотов
Катюня - читатель
Кошкин дом


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Новая темаКомментировать Страница 7 из 7   [ Сообщений: 96 ]
На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron


Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group