По следам темы о блоках Дьенеша я решила описать некоторые наши игры и занятия, связанные с множествами. Может быть, кому-то они пригодятся
1. Множество и его подмножества. Раскладывать карточки, например, с животными, в 2 круга, включенные друг в друга – в один всех животных, в другой хищников. Задача в том, чтобы правильно выбрать, кого в какой круг. Дальше то же самое с 3 кругами (животные – хищники - кошачьи) или внутри большого круга – 2 пересекающихся (животные , хищники, полосатые животные).
2. Брали различные наборы игрушек, картинок или написанных слов (еда, животные, геометрические фигуры, названия географических объектов и т.д.). Из них надо было сделать 2 пересекающихся множества, 2 непересекающихся множества, множество и его подмножество. Это задание достаточно сложное, и первый раз его лучше делать на простых объектах – разноцветных геометрических фигурах, блоках Дьенеша или леговских блоках.
3. Пустое множество. В пересекающиеся круги мы раскладывали карточки, соответствующие непересекающимся множествам (например, круги и треугольники) – таким образом ввели понятие пустого множества.
4. Соответствие между элементами 2 множеств. Сначала мы брали пары множеств, например, множество чашек и множество блюдец от них. Я выбираю элемент одного множества, деть дает мне соответствующий элемент из второго. С чашками – блюдцами – очевидно. Дальше – животные и слова, их обозначающие. Дальше – животные и числа, обозначающие кол-во их ног. Здесь я называю число, а угадать, какое животное я имела в виду, нельзя – соответствие не взаимооднозначное.
Дальше перешли к кодированию. Если поставить в соответствие каждой букве число от 1 до 33 и написать закодированное письмо – его можно расшифровать. Поскольку такие письма мы неоднократно писали раньше, то сразу пошли дальше. Берем все буквы, а числа только от 1 до 17 и ставим в соответствие 1 – А и Я, 2 – Б и Ю и т.д.
Ситуация как с животными и ногами, однозначно расшифровать нельзя. Но мы выяснили, что если писать только значимые слова, то такое письмо тоже почти всегда можно прочитать. Потом этим и занимались – ребенок писал мне зашифрованные таким образом письма я ему – слова из 3-4 букв.