Изменить размер шрифта

Раннее развитие детей

 


Новая темаКомментировать Страница 3 из 10   [ Сообщений: 137 ]
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 10  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт окт 13, 2006 4:16 pm 
Житель форума

Зарегистрирован: Вс май 21, 2006 2:19 pm
Сообщения: 243
Дорогая Алёна, знаете, я хорошо понимаю, что эти два последних занятия достаточно сумбурны. Я поэтому и выложил сразу два занятия, чтобы это было хоть на что-то похоже. После того, как я выложу все занятия за тот год, я наверное, запишу отдельно все игры с роботом, которые я использовал, так, как если бы я это делал сейчас с новой группой детей. Думаю, сейчас это очень тяжело понимать, так что мне сложно поверить в искренность того, что это было здорово :) (хотя это действительно было здорово)

Хотя, должен сразу отметить, (в частности, по поводу того, поймет\не поймет что либо ваш сын Артем: когда детей более одного

1. Здорово всё.
2. Детям интереснее, и как следствие все продуктивней.

(Я помню, что вы пытались найти кого-нибудь.)


Да, насчет ссылок. Большое спасибо, я их пока не буду смотреть :)
Я вообще очень стараюсь дозировать внешнюю информацию, так больше шансов придумать, что-то новое. К счастью, у меня есть на это время. (Вы мне и так, много сказали про эти кубики :) )
Счастливо,
Женя Лакштанов.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт окт 13, 2006 4:42 pm 
Житель форума

Зарегистрирован: Вс май 21, 2006 2:19 pm
Сообщения: 243
Да, совсем забыл, я всегда стараюсь, чтобы вспомогательные средства были недорогими, или легко делались


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт окт 13, 2006 7:09 pm 
Душа форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн окт 03, 2005 11:22 am
Сообщения: 14067
Откуда: Беларусь (Минск)
Artemis, спасибо за ссылки - нашла для себя интересное. Вопрос ОФФ - а Вы пользовались такими матрицами? Покупали? Сами делали? Где-нибудь видели?


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт окт 13, 2006 8:53 pm 
Душа форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср дек 21, 2005 1:27 am
Сообщения: 8588
Откуда: Рига-Малага, Испания
Аня - Коша, нет, матрицами не пользовались... Я так и не смогла придумать из чего их сделать. Думала из пенки, но не понятно чем резать ее, да и толсто получится. Из картона - не прочно...

Мы пользовались только программированием.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Сб окт 14, 2006 12:18 am 
Бывалый форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт май 23, 2006 11:21 am
Сообщения: 121
Откуда: Нижний Новгород
Женя Лакштанов, занятия вовсе не сумбурные, все понятно :)
Artemis, Тема может догадаться, если сказать ему, что это другой робот, что у него могут быть другие команды (не только вверх-вниз-вправо-влево) и подумать, какая команда необходима роботу, чтобы играть на любом поле.

_________________
Никита 24.07.2000
Маша 20.10.2005


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс окт 15, 2006 12:28 pm 
Житель форума

Зарегистрирован: Вс май 21, 2006 2:19 pm
Сообщения: 243
Описание 13-го занятия. 13 мая 2006г.

Ночью перед занятием мне пришла в голову замечательная идея: наконец-то я понял, какие правила в задачах про робота
надо установить, чтобы получить настоящую нетривиальную алгоритмическую задачу. Надо было создать правила, чтобы
траектория, требующая минимального количества команд, не зависела от расстановки мин, то есть не требовала бы их обнаружения.
Правила были следующими: робот (Р) и игрушка (И) изначально находятся в противоположных углах, мин всего две, одна из них ставится в одну
из 4 свободных клеток в верхней строке, а вторая мина - в одну из 4 свободных клеток в нижней строке. Цель игры и возможности робота - как в прошлый раз. Признаться, я не сразу сам нашел оптимальную траекторию, так что дети меня очень порадовали.

Рис. а.


Но, если по порядку, то на занятие я опоздал, и около дома меня ждала большая компания из четырех детей и их родителей. Я попросил ребят
объяснить Даше правила нашей игры, и мы показательно сыграли один круг - (то есть каждый по разу был инструктором). Причем всех можно
было занять - препятствий же всего 3, то есть каждый (кроме инструктора) кладет по одному препятствию. Мы очень шумно и весело поиграли,
настолько шумно, что я пообещал Виталику пригласить маму на следующее занятие, (что его заметно успокоило.) И затем, я предложил им перейти
к другим правилам, а именно к тем, которые я описал в начале. Я сказал ребятам, что у них всего в запасе 9 инструкций - довести робота до игрушки
и привести обратно - не успеют, значит, не успеют.

Первой была Таня, которая пропустила предыдущее занятие, и ей 9 команд не хватило,- застряла на полпути обратной дороги. Зато Виталик и Данила играли очень хорошо, Данила на обратном пути провел робота по оптимальной траектории, и судя по его дальнейшим комментариям, он это понял. Проверим в следующий раз. Ребята уложились соответственно в 8 и 7 команд, а оптимальная траектория (6 команд) выглядит следующим образом.

Туда: Вперед 1 шаг, налево до препятствия (то есть до стенки, так как мин в этой строке нет), и направо (на картинке- наверх) до препятствия.

Рис. б.

Обратно - симметрично: назад один шаг, налево (для нас - направо) до препятствия и направо (вниз) до препятствия.

Рис. в.

К сожалению, Даша, игравшая последней не уловила всех тонкостей, и ей потребовалось 10 команд (9 команд кончились, когда она была в одном
шаге от цели). Вот. Задал на дом найти, как уложиться в 6 команд. Все очень удивились, что хватает всего 6 команд.

Изображение


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт окт 20, 2006 12:34 am 
Житель форума

Зарегистрирован: Вс май 21, 2006 2:19 pm
Сообщения: 243
Описание 14-го занятия. 20 мая 2006г.
К сожалению, делаю эту запись ровно через месяц после этого занятия. Я ужасно болел и только сейчас пришел в рабочее состояние.
Конечно, я уже не помню всех деталей занятий, помню лишь нашу основную деятельность. Я предложил им следующие условия: мин всего две. Обе
находятся в среднем столбце. Одна из них либо в 1-ой, либо во 2-ой строчке, а другая либо в 4-ой, либо в 5-ой.

Изображение
Условия на самом деле очень интересные. После каждой попытки одного из ребят я спрашивал каждого, есть ли у них замечанию к инструктору.
Объяснял, почему какой-то их ход был неудачен, но никто из ребят не сходил менее чем за 8 шагов. (Например, если сделать шаг наверх, а затем шаг влево, то робот будет смотреть «лицом» на клетку, где может быть мина, и если она есть, то по нашим правилам, робот должен сообщить об этом: «передо мной мина». Если же он сделает шаг влево, а затем наверх, то он окажется точно на том же месте, но ничего нового не узнает.) Легко видеть, что есть траектория, не зависящая от расстановки мин (согласно правилам), и позволяющая сделать 8 шагов - через центральную клетку. Некоторые так и ходили. На самом деле
есть несложный алгоритм, который в худшем случае позволяет ограничиться 8-ю шагами, а если повезет - то 5-ю. Но ребята за время занятия не нашли
этой стратегии, хотя следует признать, я сам этот делал в спокойной обстановке. Я обязательно вернусь к этой задаче в следующем учебном году.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт окт 20, 2006 12:40 am 
Житель форума

Зарегистрирован: Вс май 21, 2006 2:19 pm
Сообщения: 243
Описание 15-го занятия. 27 мая 2006г.
Я был совсем болен тогда, но решил не отменять занятие, так как приехал мой друг и соавтор из Бельгии Войтек Де Роек и мне очень хотелось
показать его детям и детей Войтеку. Я по себе знаю, как это интересно, когда на урок приходит какой-то посторонний человек из другой страны. Войтек знает русский, и активно участвовал в занятии. В основном мы играли в старые игры, в том числе и в робота. Мы опять играли в робота, и мне показалось (и всем остальным взрослым, то есть Алёне и Войтеку, тоже), что это уже надоело детям. Надо сказать, что занятие прошло не очень успешно. Явный интерес дети проявили только к морскому бою, в который мы давно не играли. Я был очень расстроен всем этим, и решил не проводить занятия пока не выздоровею. Самое интересно, что на следующем состоявшемся занятии, на котором я не планировал играть в робота, дети сразу же его потребовали.


Описание 16-го занятия. 10 июня 2006г.
(Это занятие пропало, к сожалению. Зато 24 июня у нас был праздник, фотографии которого можно посмотреть, воспользовавшись ссылкой на 3-ей странице этого форума(темы).


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт окт 24, 2006 12:49 pm 
Житель форума

Зарегистрирован: Вс май 21, 2006 2:19 pm
Сообщения: 243
Описание 1-го занятия. 2 год занятий. 7 октября 2006г.

К сожалению, было всего два человека: Данила и Виталик. Даша не смогла прийти, а Таня больше не сможет ходить, так как в этот день недели ее не могут привозить. Надо будет найти кого-нибудь на ее место. Сразу же скажу, что после занятия мне пришлось констатировать, что по опыту моих занятий, если приходит ровно 2 человека, занятия очень удачны и результативны.

Первым пришел Данила, и чтобы он не маялся, я сел с ним заниматься. Его родители говорили мне, что у него большие успехи в запоминании таблицы умножения. Я осведомился об этом непосредственно у Данилы, и он сказал, что «до 5ти» он ее помнит. Я напомнил ему определение четных и нечетных чисел (соответствующее количество предметов (карандашей) можно поделить поровну между двумя). И продемонстрировал ему четность числа 20 на примере прямоугольника 5*4.

Я уже собирался играть с ним в игру на четность (из Звонкина: двое играющих выкидывают на пальцах одной руки число от 1 (0) до 5, затем считается произведения и в зависимости от его четности определяется победитель. То есть заранее назначается, кто победит, если произведение четно, и соответственно наоборот.

Итак, пришел Виталик, который сразу же признается в незнании таблицы умножения. Я объясняю ему, что для того чтобы подсчитать, например 3x5 надо нарисовать прямоугольник 3 клеточки на 5 клеточек и подсчитать количество клеток внутри. Я дал несколько примеров, и надо сказать, что Виталик справлялся с ними успешней. По правде говоря, Данила долго просто не мог понять, что же надо считать. Я задал им на дом примерно 10 подобных примеров, включая, как и очень простые 1*3, 1*4, 1*5 (для осознание простых правил), до достаточно трудоемких 6*7.

Затем мы играли в упомянутую игру на четность. (Они все время от меня требовали игру в «камушки», в которую мы играли в прошлом году, еле от них отбился, обещав поиграть в следующий раз). Мы договорились, что при четном произведении выигрывает Данила. Думаю, для многих будет весело узнать, что из 6 игр, Данила выиграл только одну. Конечно, они иногда пытались складывать, а не умножать, и ради справедливости надо отметить, что, когда 2 дня назад я играл в эту игру на уроке у 7классников, они в процессе игры не смогли сообразить, что для получения четного результата надо всего лишь «выкинуть» четное число пальцев. Вообще это вполне закономерно: практически все ученики, (если с ними не занимались вне школы) оперируют лишь полученными заранее фактами, что-то продумать наперед им просто не приходит в голову. Я, конечно же, ничего не объяснил Даниле с Виталиком. Учеба у них еще долгая, будет время догадаться 

Потом я предложил им поиграть в еще одну новую игру. (в нее могут играть несколько человек). Один из участников закрывает глаза. Другие загадывают число от 1 до 8. Первый игрок должен за три вопроса, требующих ответа да/нет, угадать число. Угадает - выиграл, не угадает - выиграли остальные. Конечно же, какое-то время я объяснял, что такое да/нет вопрос (то есть ответом может быть либо да, либо нет) и мы некоторое время увлекательно перебирали различные вопросы. Надо сказать, что ребята это быстро поняли и приводили интересные примеры: «Ты падал сегодня вниз головой?».

Сражались 6 раз и была ничья. К моей радости, первым вопросом (Данила угадывал первым) был,- «Четно ли число?». Конечно же, им было трудно найти какой-то другой обобщающий признак, и дальше они всегда только гадали. Оба 2 раза проиграли и по разу выиграли. Как и в прошлой игре, я не делал серьезных подсказок, лишь советовал каждый раз рисовать все 8 чисел и зачеркивать ненужные по ходу игры.

Напоследок, я нарисовал на клетчатой бумаге две точки в разных строчках/столбцах. И соединил их по линиям клеточек, так, чтобы получилось половина прямоугольника – одна горизонтальная сторона и одна вертикальная. Подсчитала длину ломаной – получилось 13 клеток. Затем, соединил их другим способом, начав из левой нижней точки и идя по линиям клеток либо вправо, либо вверх. Спросил ребят, какой из путей ближе. Один ответил, что первый путь, а другой ответил, что второй путь. Померили – оказалось одинаково. Еще раз начертил похожий путь – опять одинаково. Я спросил ребят, можно ли начертить так, чтобы длина была больше 13? Данила сразу предложил (показал кончиком ручки) «повилять», что мы проверили, подсчитали и убедились. Однако, никто из них не смог объяснить словами, что надо сделать, чтобы получилось 13, и что надо сделать, чтобы получилось больше 13. Будем работать.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс окт 29, 2006 3:10 am 
Житель форума

Зарегистрирован: Вс май 21, 2006 2:19 pm
Сообщения: 243
Описание 2-го занятия. 2 год занятий. 14 октября 2006г.

На занятии было трое человек: Данила, Виталик и Даша. В следующий раз должен прийти мальчик из 4-го класса, то есть на два года старше Данилы и Виталика и на год старше Даши. Возможно, что это очень большая разница, и лично я с ним не говорил, но мне передали, что он сказал, что хочет заниматься, а это надо поддерживать.

Все занятие мы в основном занимались играми с прошлого занятия (до «камушков» так и не дошли), кроме одной: Первый игрок называет (пишет) число, ЗАТЕМ второй игрок называет число (записывает рядом), подсчитывается сумма, и в зависимости от четности определяется победитель.

Все-таки это очень тяжело бывает опуститься до столь «низкого» уровня: уж слишком тривиальной кажется такая игра. Надо сказать, что если в игре в произведение ребята так и не смогли уловить каких-то связей, (мы сначала опять сыграли в нее) то в этой игре, Даша, под конец только выигрывала, Виталик тоже (но с ним я никогда не уверен, в том, что он понимает, а что нет). Данила, к сожалению, ничего не уловил. За пару дней до этого занятия, я опять проводил занятие в 7-ом классе, и дал им игру с произведением, без предварительных обсуждений утверждений вроде «чет*нечет=чет». Они не разгадали стратегии, хотя я выигрывал на их глазах 3 раза подряд. Конечно, это был не очень хороший класс. :) Потом я стал играть с ним в НИМ (двое по очереди берут камни из кучки, один или два за ход, взявший последний выигрывает), и мне хватило одного раза применить выигрышную стратегию, как они стали ее же применять. Удивительно, что это настолько проще простых правил четности.

Под конец занятия я рисовал каждому в тетради прямоугольник и просил нарисовать его «растяжение» в два раза. Дети упорно рисовали растяжение только по одному из направлений, то есть одну из сторон оставляли, как была, а другую увеличивали в два раза. Но потом немного свыклись. Конечно, надо придумать какую-то подоплеку к этому заданию, а то, в общем, не ясно, почему их тип растяжения «хуже» того, что я от них хотел. Меня очень смущает это, когда ребенок показывает тебе то, что ты просил и спрашивает «теперь правильно?», а у него в тетради всего лишь рисунок, и сам вопрос он, скорее всего, уже забыл. То есть сам по себе рисунок не является, каким либо утверждением, и не может быть «правильным», или «неправильным».


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс окт 29, 2006 12:27 pm 
Душа форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн окт 03, 2005 11:22 am
Сообщения: 14067
Откуда: Беларусь (Минск)
Женя Лакштанов, по поводу правильно - задумалась и серьезно
а может стоит об этом вообще отдельный разговор завести?
и еще про контроль правильности
я помню меня ВПЕЧАТЛИЛО в очень приличном возрасте, что неправильность можно ТАК показать на контрпримере. Так может надо через это как-то идти?
а как вообще корректно определить правильность, как научить ребенка оценить и понять правильность. Как с этим работать?


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс окт 29, 2006 3:00 pm 
Житель форума

Зарегистрирован: Вс май 21, 2006 2:19 pm
Сообщения: 243
Аня, простите меня, пожалуйста, но никак не могу понять ваше предложение про контрпример.

Я хочу еще раз пояснить, что мне не понравилось. Самое ужасное, что может быть, но часто встречается у подростков, это когда они ведут себя как обезьяны. Они подражают за учителем: для того, чтобы все было хорошо надо сделать такую-то последовательность действий. Если он ее сделает, то его похвалят.

Самое важное это дать ребенку (человеку) почувствовать радость от реальности происходящего: вот, например, мы играем в игру. Ее структуру можно увидеть, потом, вдруг, понять, как нужно выигрывать. И получить от этого радость НЕЗАВИСИМУЮ от учителя. Ощущение того, что ты получил что-то, что останется с тобой, что ты отнесешь домой и оно будет в тебе. Думаю, что после такого опыта человек сам может видеть фальш в происходящем, без этого вопросы об оценивании правильности (по большому счету) бессмысленны.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс окт 29, 2006 4:57 pm 
Душа форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн окт 03, 2005 11:22 am
Сообщения: 14067
Откуда: Беларусь (Минск)
Женя Лакштанов, я имела в виду как человеку понять что он прав. Как самому себя оценить? как ребенка научить самого себя проверять на правильность? Что брать критерием правильности? Только ли совпадение ответа твоего и образца? Или еще важно научить отслеживать процесс? Или важнее всего то, что именно ТЫ прошел и приобрел (то о чем писали Вы)?
для меня это большой вопрос на данный момент.
я и для себя понять не могу, а раз так то и ребенка не могу научить, и учеников своих.
а контрпример - как критерий того. что правильно. Если правильно решил - процесс верный, то и таким же способом повторить можно и для другого - или нельзя - тогда есть ошибка.
если неверный ответ - то снова понятно.
Но это не решает вопроса личностного роста, индивидуального приоборетения.
и еще, это хорошо, когда кто-то со стороны ставит пример, и то , не всегда с ходу придумывается. А самому ребенку это сложно! И это не метод для самокнтроля.

что касается действия по образцу - так это же неплохо, но только в том случае, если это просто этап познания. Просто надо сделать еще один шаг - следующий, уйти от образца. Хорошо, если Вы можете погрузить ребенка в такую ситуацию, когда ему не надо изначально предоставлять образец, когда он свой собственный путь простраивает без "костылей" чужих алгоритмов. И это здорово. Но, ИМХО, из опыта, это возможно только для небольшого объема работы. Так можно воодить фундаментальные вещи, так можно учить приниципам, системообразующим компонентам и т.п., но работать ТОЛЬКО ТАК со ВСЕМ объемом информации - просто нереально - из-за объема этой информации.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс окт 29, 2006 5:08 pm 
Житель форума

Зарегистрирован: Вс май 21, 2006 2:19 pm
Сообщения: 243
Ань, обезъянничество и работа по образцу - очень разные вещи.
В прошлом году меня попросили позаниматься с русским мальчиком (14 лет), который ходил в 7ой класс и уже давно получал одни двойки. Он прожил в Португалии 5 лет, и его мама утверждала, что он забыл даже то, что получил в российской школе.

Так вот, когда я начал с ним заниматься, они проходили в школе линейные уравнения. Он не был способен произвести простейший алгоритм их решения (это было бы работой по образцу). Он пытался ПОВТОРИТЬ (абсолютно хаотично, с точки зрения смысла) действия, которые делал учитель, то есть лучше сказать подражать действиям!!Честное слово, я не обманываю!!. Много рутинной работы два раза в неделю и он получил тройку в конце года. Первым достижение было то, что он перестал относитбся к математике, как к "волшебству", где махают палочкой без всякого смысла. Его безусловно способным не назовешь, но он нормально может понимать математику.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс окт 29, 2006 5:13 pm 
Житель форума

Зарегистрирован: Вс май 21, 2006 2:19 pm
Сообщения: 243
Аня, насчет оценки правильности, очень сложно мне обсуждать, так как вы не приводите примеров. Получается очень абстрактно. Вы говорите и про маленького сына и про взрослых одиннадцатиклассников. Ведь очень важно даже знать о чем мы говорим: о физике, математике, или еще о чем-то.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Новая темаКомментировать Страница 3 из 10   [ Сообщений: 137 ]
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 10  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  


Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group