Изменить размер шрифта

Раннее развитие детей

 


Новая темаКомментировать Страница 2 из 10   [ Сообщений: 137 ]
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 10  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср июн 07, 2006 2:06 am 
Житель форума

Зарегистрирован: Вс май 21, 2006 2:19 pm
Сообщения: 243
Описание 6-го занятия. 11 марта 2006г.
Сегодня замечательный, исторический день. Сегодня состоялось первое занятие параллельного нам математического кружка
на португальском языке. Занятия в здании математического факультета будет вести проф. Роза Амелия Мартинс.


Всю неделю я думал стоит ли давать детям новую игру про случайные события. Я хотел подкидывать 2 монеты и рисовать 3 столбика: "два орла", "один орел и одна решка" и "две решки". Средний столбик должен быть примерно в два раза выше других. Очень хочется чего-то нового, но с другой стороны, думал я, они же так и не разобрались, что чаще выпадает "орел" или "решка", не говоря уже о том, чтобы заметить, что 1-ый столбик в нашей таблице с предыдущего занятия примерно в два раза выше остальных. И я решил, что не буду менять им игру по они сами не попросят, или я не почувствую, что им эта надоела. Во время этих терзаний моя жена Алёна сообщила мне, что набрала для меня камушков, когда мы в последний раз ездили на океан. Я очень обрадовался, так как существует очень много игр связанных с камнями, правда они для более старших, но я с энтузиазмом взялся за создание игры для своих детей, и придумал очень простую, на первый "взрослый" взгляд "тривиальную" игру.

Я выложил перед Данилой и Виталиком свои камешки (13 штук), и сказал, что мы будем по очереди брать под одному камушку из кучки, а кто возьмет последний, тот и выиграл. После первой игры я спросил можно ли знать заранее, кто выиграет? Они сказали, что конечно же нет, но после 2ой партии тенденция "начинающий - выигрывает" стала слишком очевидной, и каждый закричал, что "теперь начинаем с меня". Я выложил на стол 3 разноцветных фишки из мозайки и предложил каждому выбрать свой цвет, после чего я разделил лист A4 на 3 части, и подписал каждую. (Очень сложно изобразить при
существующем в форуме формате записи, так что, пожалуйста, представьте сами - это не сложно)


''''''''''''''''''''Данила
'''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''' Виталик
-------------- Женя

И теперь перед началом игры, после объявления начинающего игрока, я считал до 5 (очень медленно), и за это время каждый должен был
поставить свою фишку на имя игрока, который, как им кажется, должен победить в этой игре. В тетрадке я также написал три имени и, угадавший
победителя, получал палочку. Дав им получить простое очко в очевидной ситуации,
я сообщил, что теперь камней будет на два меньше. О, это было слишком сложно проанализировать, хотя я не думаю, что они бы поняли сразу, если
бы я убавил камней всего на один. Мы просто играли и всем было весело. И тут пришла Даша. Я что-то пробурчал ее маме про опоздание, хотя был очень рад, что детей наконец не двое. Я стал рисовать новую таблицу, а Виталик проявил активность и начал бурно объяснять правила игры Даше.

|
''''''''''''''''Даша'''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''Виталик
|
-----------------------------------------------------------------------
|
|
''''''''''''''Данила'''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''' Женя


Делал он это чересчур бурно и начинал с середины, поэтому Даша только смеялась и ничего не понимала, пришлось мне рассказывать правила с начала
и по порядку. Я объявил, что опять учавствуют все камни, то есть 13 штук, и начинаем с Виталика. К моему :) удивлению последний камень забрал
Виталик, то есть опять выиграл начавший. (Во время игры у меня не было времени на такой сложный анализ, лишь после занятия я понял, что дело
в том, что 12 делится как на 3 так и на 4). Что показательно, после первой партии Даша также была уверена, что результат не предсказуем. Лишь
после моих объяснений они продвигались дальше. Возможно я как то влиял и давил на них, но здесь очень тяжело найти грань.
Затем мы играли, с уменьшенным количеством камней. Надо признать, что Данила очень быстро приспосабливался к новым правилам, Даша
шла за ним по пятам, хотя у нее было меньше опыта, а Виталику мешала его непоседливость. Надо сказать, что все занятие я посвятил вопросам
дисциплины, поскольку Данила и Виталик ОЧЕНЬ плохо себя вели. Мне пришлось сделать им замечание на повышенных тонах и мне кажется, что Даша удивленно на меня посмотрела. Не очень приятное амплуа. Плохое поведение еще пол беды, Данила все время издевался над проигравшими, и в какой то раз, после очередного предупреждения я сделал стандартный прием, зачеркнув ему один бал, что немного его успокоило. Более того это привело к следующей таблице: Данила и Даша по 7 очков, у меня 6 и у Виталика 5 очков. Я думаю, что эта игра, имеющая много вариаций (можно, кстати, менять число игроков, исключая из их числа учителя, или прося нескольких детей поочередно быть зрителями) должна помочь детям хорошо чувствовать
числа, делимость, остатки. Кстати, в какой-то из партий, я убрал 4 камня - никто сразу не догадался, что и в этом случае начинающий выиграет. Мы уже долго играли и надо было переходить к следующим темам, тем более, что Данила стал просить поиграть в монетки.

Я объяснил Даше и Виталику, что такое "орел" и "решка", и на вопрос что выпадает чаще они были не оригинальны - "Орлы". Мы сыграли 7 раз
и "Орлы" выиграли со счетом 4-3. Дал им на дом задание подбросить монету 30 раз и записать результаты. Ребята увидели в тетради Данилы рисунок монет, который я сделал ему в прошлый раз и стали просить меня сделать им такой же.

Напоследок, мы занялись "морским боем", а точнее его мирной версией, придуманной Розой Амелией. Я рассказал ребятам, что у нас есть детский парк 8*8, но на его территории очень любят парковаться автобусы имеющие размер 3*1 (иди 1*3), мы можем сажать деревья, которые занимают клетку. Надо посадить как можно меньше деревье (чтобы детям осталось больше места для игры) но так, чтобы автобусы не смогли разместиться на площадки. Надо сказать, что дети сами быстро перешли на терминологию "мин", а не "деревьев". То есть для них была практически очевидна "одинаковость" этих задач. Выиграл опять Данила, причем меня поразила красота его конструкции (хотя и не оптимальной)
......*........*
......*........*
*..*...*..*....*..*
......*........*
......*........*
*..*...*..*....*..*
......*........*
......*........*

(Здесь точки - пустота)

У ребенка удивительное, врожденное чувство симметрии. Надо сказать, что конструкция Даши тоже была неплохой, она в основном
содеражала наклонные линии мин, (что очень хорошо)
..........*
........*
.....*
но, ей не удалось правильно их расположить. У Виталика был явный прогресс, но ему очень мешает его тяга к сплошным конструкциям -
нагромождениям мин, правда после того, как он самостоятельно зачеркивает "лишние" мины, конструкция становится лучше, но все равно занимает
третье место. Кстати, Даша сразу поняла понятие "лишней" мины и помогала Виталику их искать.

Время занятия уже вышло и Виталик был уже совсем никакой, но поскольку родители еще не пришли, я решил вернуться к теме очень большой дырки
из листа A4 тем более, что Виталик каждый раз упорно вырезал обычную дырку и сообщал, что даже он не может через нее пролезть. Безусловно,
что это задание было невыполнимым для них. И я решил упростить задание. Я на их глазах сделал разрезы на листе A4:

(Разрезы делаются с поочередно с торцов, вдоль почти всего листа, то есть лист не должен распадаться на части, а вытягивается в длинную ленту. Исходя из этой конструкции несложно догадаться как сделать в А4 дырку, через которую пролезет человек)

получилась достаточно длинная полоска. Я попросил ребят дома сделать полоску в их рост. Даша закричала, что поняла, как
это делать, и поскольку, мальчики промолчали я попросил Дашу еще раз им продемонстрировать, что она с успехом и сделала.

Последним рывком я сел объяснять Даше комбинаторную задачу из 4го задания. Что-то она успела понять, а Виталик успел высказать что-то заставляющее
усомниться в том, что он хорошо запомнил этот материал, а Данила успел пройтись по этому поводу. Вообщем - занятие в миниатюре... До следующего занятия.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср июн 07, 2006 2:10 am 
Житель форума

Зарегистрирован: Вс май 21, 2006 2:19 pm
Сообщения: 243
Описание 7-го занятия. 18 марта 2006г.

Наконец-то все четверо участника кружка явились на занятие. Мальчиков, видимо, родители строго проинструктировали, так что с точки зрения дисциплины все было более менее.
Поскольку Тани не было в прошлый раз, я начал занятие с повторения опыта про монетку.
После предыдущего занятия я много о думал о там, какой опыт со случайными событиями был
бы интересен детям и мог бы натолкнуть их на мысль, что события могут быть равновероятны. Мне показалось, что проблема
была в том, что "орлы" сильно отличаются от "решек". И я решил предложить им вытаскивать наугад мозаичную фишку из мешка,
в котором лежат две фишки, отличающиеся только цветом; еще я запланировал брать одну фишку в руку, так чтобы они не видели в какую, и предлагать угадать.
Вопрос во всех случаях один и тот же: "что происходит чаще: Ты будешь чаще вытаскивать синюю или красную фишку? или
Ты будешь чаще отгадывать в какой руке фишка, или нет?". Каждый раз, ребята выбирали, что происходит чаще, и на вопрос почему именно это, лишь пожимали плечами. Более того, Данила утверждал, что он обязательно будет угадывать чаще, а вот Виталик - наоборот, ну и Виталик, конечно, в
долгу не оставался... Самым обидным было то, что я не смог задать последний приготолененый вопрос, который по моему плану должен был их
"добить". Я хотел положить в мешок две одноцветных фишки, и спросить какая же из них будет попадаться в руку чаще. Собираясь его задать, я осознал, что подготовил лишь 5 фишек пяти различных цветов для игры в камушки и совсем забыл, что мне будет нужна одноцветная пара.
Мозайка лежала в комнате, где спал мой младший сын, да и оставить детей даже на 30 секунд обычно грозит срывом дисциплины на долгое время -
я очень сильно растроился, попытался быстро придумать аналог с монетками, но не смог и перешел к подбрасываниям двух монет.

Итак я объявил, что теперь мы будем подбрасывать не одну, а две монеты по 5 центов каждая. Я встряхнул их и положил на стол, прикрывая
ладонями так, чтобы дети не видели и спросил их мнение о том, что выпало. "Орел" тут же заявил Виталик. Ну как же, говорю я, ведь монет то две.
В итоге, мы разобрались, что может быть три исхода: "2 орла", "2 решки" и "орел и решка". Стандартный вопрос: что выпадает чаще других, и -
полный разброс в ответах. Я подготовил три столбика и мы начали нашу игру в угадалки, во время который мы ставили квадратик в соответствующий
столбик - также как и раньше. Дети в итоге заметили, что "орел и решка" выпадает чаще других (мне кажется первой, почувствовавшей это была Даша)
и начали чаще говорить, что у меня под ладонью именно эта комбинация. Я спросил, почему же так происходит? Не знаем, отвечали дети. Конечно же я не пытался объяснить. (Для читателей незнакомых с теорией вероятностей необходимо пояснить, что событие "орел и решка" на самом деле включает в себя событие "решка и орел", что было бы хорошо заметно, если бы мы играли с монетами разных достоинств.)

Я задал детям дома проделать 20 опытов и посмотреть, действительно ли "решка и орел" выпадает чаще других, или нет. И мы перешли к игре в
камушки. Таня была незнакома с этой игрой поэтому сначала пришлось подробно объяснять ей правила и мы сыграли пару партий без фишек. Я объявил, что мы начинаем с Виталика, и Данила тут же закричал, что тогда Виталик и выиграет, так как я не убирал камней. Посмотрим, сказал я, и
действительно, последний камень взял не Виталик. "Но почему?!", воскликнул Данила, - ну как же теперь нас же 5, а не четверо, и какие-то камни достались Тане. "А, понятно" - скзали Данила и Даша. Таня
еше не успела хорошо освоиться, но остальные ребята требовали игру со ставками, поэтому я дал им выбрать по одной фишке, и расчертил им поле на четверых - без меня:
|
............Даша.............................Виталик
|
-----------------------------------------------------------------------
|
|
............Данила...........................Таня

дети стали кричать, что хотят играть со мной и мне пришлось отчерить себе поле внизу листка, что их очень позабавило.

Даша и Данила очень хорошо чувствуют эту игру, тем более для удобства Тани в этот раз я использовал числа только до пяти. Виталик тоже все понимает, что показывают контрольные вопросы, которые я ему задавал, но ему мешают сосредоточиться на происходящем все предметы около него, включая его же собственную фишку. С Таней было сложно, в какой-то момент (наверное минут 5) я в основном задавал пошаговые вопросы только ей, хотя
и пытался подключить ребят к обсуждению. Я попросил ее сначала подсчитать до пяти, затем сочитать до пяти начиная с Виталика и показывая
на всех по очереди пальцем... В итоге она отвечала стабильно, надеюсь в следующий раз ей будет легче в этой игре.

Как то так получилось, что мы опять вернулиь к теме вынимания фишек из мешка. Я спросил, а чем же отличается "зеленая" фишка от
"красной" или "синей". Ничем - отвечают. Но тогда почему же одна может чаще попадаться, чем другая - начал раскалываться я. Молчат.
А может быть никакая не выпадает чаще? Наверное, - отвечает Даша. Да, вот смотрите, показываю на старые рисунки, наши столбики были почти
одинаковы, а теперь столбик с "орлом и решкой" гораздо выше. Данила, замечает, что у него дома тоже получились столбики почти одинаковые.
Я думаю, что после обсуждения домашней работы в следующий раз, надо будет оставить на некоторое время тему случайных событий.

Напоследок мы опять занялись морским боем. Не хочется оставлять эту тему, поскольку условия все время меняются, да и дети
с удовольствием раставляют мины, ищут лишние у себя и у других. На этот раз у нас было поле 6x6 и кораблики "уголком" (3 клетки):
...*
*.* или повороты этой конфигурации.
В этот раз впервые выиграла Даша - 18 мин, Данила - 19 мин, Виталик - 21 мина, Таня 23 мины.

То насколько это было интересно детям можно судить по тому, что мы занимались на 15 минут дольше положенного часа, и занятие было
окончено мной принудительно, так как детей уже ждали родители.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Сб июн 17, 2006 2:32 am 
Житель форума

Зарегистрирован: Вс май 21, 2006 2:19 pm
Сообщения: 243
Описание 8-го занятия. 25 марта 2006г.

Это занятие было посвящено фокусам. К сожалению, кубиков (игральных костей) я не смог найти и опять пришлось довольствоваться тем, что всегда под рукой: бумагой и ручкой. Мне хотелось начать с задания, которое бы безусловно понравилось детям, и я составил следующую таблицу

1 7 9 3
5 2 5 8
6 0 4 10
9 3 1 7


Я предложил детям закрыть одно число, в то время когда я буду держать глаза закрытыми, и затем я к общей радости угадывал это число.
Я торжесвенно объяснил, что я ничего не запоминал, а они должны будут дома догадаться как я это делал. Даше так понравился процесс, что
она предложила самой закрыть глаза и угадывать, я согласился, но у нее ничего не вышло. По моему, ей казалось, что ответ должен сам прийти в голову.

Затем мы занялись фокусами связанными с тем, что сумма чисел на зависит от порядка, в котором производилось сложение. Как известно, успех
таких фокусов зависит от качества ариметической подготовки зрителя. Я предложил каждому загадать число (небольшое) и написать его в тетрадке. Затем, попросил каждого
прибавить к загадонному числу 3. Затем, вычесть 2. И, самое сложное - вычесть число, которое было загадано в начале. Надо сказать, что в первый
раз никто правильно не досчитал и у каждого в тетрадке была примерно следующая запись
8+3-2-8 = ошиб. ответ

или

5+3-2-5 = ошиб. ответ


Я стал объяснять, что каждый раз надо вычислять и записывать результат производимого действия. Надо сказать, что ребята очень некачественно
вычитают. В следующий раз я контролировал весь процесс
и поступил следующим образом: Таня написала в тетрадке число 1, Данила - 2, Виталик -3 и Даша -4. Мы произвели по порядку те же самые
действия и каждый получил у себя в тетрадке ответ - 1. Вопрос: Почему у всех числа были разные, а ответ один и тот же? Даша сказала, что ей
кажется, что она знает почему, но объяснить она не смогла. После занятия я предложил родителям поиграть еще с детьми в эту игру.


Мне показалось, что ребята утомлены вычислениями и предложил вернуться к игре с таблицей. Я спросил не нужна ли им подсказка, они радостно
закивали головой. Ну ладно, говорю я, смотрите, а. иногда вы мне закрываете несколько чисел и я все угадываю, а если вы закроете, например
2 и 8 во второй строке, то я уже не могу угадать. (Никаких эмоций). Объясняю, что для того чтобы угадать число мне нужно знать число через один в той же строке. Что объединяет пары 1 и 9, 3 и 7, 6 и 4? Ребята не могут ответить, я жду какое то время и объясняю, что в сумме числа из пары дают
10. (Появляются какие-то восклицания). Вот смотрите, вы закрыли мне 3 в первой строке. Я смотрю на число 7 и думаю, чем мне надо его дополнить,
чтобы получить 10? Правильно - тремя, значит закрыто число 3.

Перед занятием мне не хотелось так быстро давать разгадку, но я доволен. Для детей эта процедура не тривиальна и они просто очень довольны. Мы тренируемся, и я добиваюсь от каждого выполнения фокуса, хотя многие ошибаются при вычитании на 1. Задаю на дом продемонстрировать фокус
родителям - прошу Виталика повторить задание. В этот раз его мама проконтролировала и он принес замечательно сделанную домашнюю работу.

Я смотрю домашнюю работу у всех (только Даниил ничего не сделал, уже во второй раз). У все ребят, при многократном выбрасывании выиграла
комбинация "Орел и Решка". Спрашиваю еще раз, почему это так происходит, чем же эта комбинация лучше других? "Ничего не могу придумать",- говорит за всех Даша.

Данила просит поиграть в камушки (и ставки :)). Мы играем, на этот раз я не беру камушки во время игры, но делаю ставки. Играем
с небольшим количеством камней, и все играют более
или менее разумно, но я чувствую, что все устали. На самом деле, всю неделю и в этот день была очень плохая пасмурная погода.

Я предлагаю напоследок задачу: В семье 5 сыновей, и у каждого сына есть ровно одна сестра. Сколько детей в семье?
Все отвечают, что 10. Прошу Дашу нарисоать картинку: она рисует 5 букв С, и внизу под каждой буквой С рисует букву Д - девочка.
Я говорю, что это неправильная картинка, так как здесь у каждого брата по 5 сестер. Они считают и говорят, что так не бывает. Через некоторое время
Даша догадывается, что сестра одна, и детей всего в семье 6.

Мы занимаемся уже больше часа и приходят первые родители. Занятие окончено.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: ПРОДОЛЖЕНИЕ
СообщениеДобавлено: Вс окт 08, 2006 12:38 am 
Житель форума

Зарегистрирован: Вс май 21, 2006 2:19 pm
Сообщения: 243
Добрый день. К сожалению, по самым разным причинам я перестал в конце весны выкладывать записи на этом сайте. У нашего кружка был примерно 3х месячный перерыв, и сегодня состоялось первое занятие в этом учебном году. По этому поводу я решил продолжить работу и на этом сайте.

Мне кажется, что посетителям этих записей было бы интересно посетить страничку, где описывается математический праздник, который мы устроили в университете для всех 4-х кружков нашего города в конце учебного года. Я не надеюсь, что кто-то разберет текст, но фотографии получились красноречивые, а также там есть шаблон диплома, который мы вручили детям.

http://eecm.mat.ua.pt/mod/resource/view.php?id=92


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс окт 08, 2006 12:47 am 
Житель форума

Зарегистрирован: Вс май 21, 2006 2:19 pm
Сообщения: 243
Описание 9-го занятия. 1 апреля 2006г.

В течении нескольких недель я обдумывал задание, которое должно было бы развивать способность детей объяснять
свои мысли. В общем идея была такая: из детей выбираются двое - активно играющих, один из которых отправляется в угол комнаты , а я рисую картинку на листочке и показываю ее ребятам. Картинка ставится перед вторым игроком таким образом, чтобы первый игрок, уже вернувшись на
свое место не мог бы видеть того, что на ней нарисовано. Видящий картинку ребенок должен ДЕРЖА руки на столе объяснять другому, что
нарисовано, так чтобы он мог воссоздать рисунок основываясь лишь на этих объяснениях. Думаю, что другим (пассивным участникам)
было бы очень полезно понаблюдать, тем более как известно: со стороны все проще. В качестве упрощения я решил делать картинки на клеточной
бумаги и все контуры были только вдоль клеток.

Даниил и Таня по различным причинам не смогли прийти на занятие, что немного упрощало ситуацию. Первым рассказывал Виталик, - я нарисовал ему квадрат 2*2. Поначалу он вошел в ступор и пришлось его спросить, что же он видит на картинке? Квадрат. Даша рисует квадрат, но больше чем
нужно. А размер ты же не сказал, подсказываю я. (Еще одно необходимое в начале упрощение - игроки могут в двухстороннем режиме общаться и расказывающий видит то, что происходит на рисунке второго игрока). 2 клетки, говорит Виталик и первая картинка готова. Я кладу образец, чтобы все
убедились в их идентичности.

Затем я рисую круг, так чтобы квадрат 2*2 оказался внутри. Даша начинает с просьбы нарисовать круг, но размеры Виталикиного круга уже не позволят ей вписать туда квадрат нужного размера. Следующая попытка удачная. Далее мы рисовали:

1. ромб с двумя диагоналями,
2. крест - два перпендикуляра длины 4 кл. пересекающиеся посередине.

Честно говоря я и не ожидал, что этом будет так весело и увлекательно. Самое смешное, что дети даже с руками на столе умудрялись "работать"
головой изображая трудно объясняемые детали. А бессмысленные (вероятно, на первый взгляд) звуки издаваемые Виталиком, очень четко и правильно
интерпретировались Дашей. Но на самом деле за 40 минут игры они приобрели хорошую сноровку. Появились четкие указания "нарисуй то же, что
мы рисовали в прошлый раз", "квадрат на столько-то клеток", "поставить точку там-то" - как начало для построения фигуры. Не сразу, но разобрались
с направлениями. (Виталик в начале путал левую и правую стороны).

Конечно же им постоянно приходилось перерисовывать, особенно если объясняющий не мог объяснить следующий шаг, приходилось как-то рисовать, и он уже объяснял, что не так. Надо сказать, что после первый моих рисунков, они сами стали рисовать себе задание. Я только требовал,
чтобы они рисовали то, что сами смогут объяснить. Задал им дома нарисовать несколько картинок, и продумать как их надо объяснять.

Я остановил их, когда увидел, что до конца осталось меньше 10 минут. Утром я забрал у Розы Амелии замечательный наглядный материал для
задачи о переправке через реку мужика, волка, козы и капусты. В этой задаче есть лодка, выдерживающая только двоих: например мужика и капусту.
Волка и овцу, равно как овцу и капусту нельзя оставлять наедине :). Роза Амелия на большой кусок картона наклеила речку вырезанную из
синей бумаги. К картинкам (напечатаны на принтере) приклеила трубочки для напитков - в качестве ручек. Получился прекрасный набор для экспериментов по перевозке.

Надо сказать, что родители минут 15 не могли оторвать своих детей, и моя жена утверждает, что Даша решила задачу - не знаю не видел, проверю в следующий раз, - я в это время объяснял дом. задание маме Виталика.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн окт 09, 2006 1:32 am 
Житель форума

Зарегистрирован: Вс май 21, 2006 2:19 pm
Сообщения: 243
Спасибо за поддержку, а проблемы со ссылкой, скорее всего, на несколько часов.

Эту идею "с рисованием", я применил сегодня утром, когда занимался с двумя детьми возраста 3г9мес и 4г.3мес.

1. Сначала, я складывал фигурки из логических блоков (один на другой 2,3 блока) и просил их повторить. (у каждого был полный набор одного цвета).

2. Затем, я складывал фигуру, просил их запомнить и закрывал ее коробкой. Ребята должны были сложить фигурку на память.

3. Я складывал фигуру и показывал ее только одному, и он должен был объяснить второму, как ее построить.

3б. Ребенок сам складывал и затем объяснял.

Дети справлялись достаточно успешно. Я был очень удовлетворен занятием.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн окт 09, 2006 10:21 am 
Душа форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн окт 03, 2005 11:22 am
Сообщения: 14067
Откуда: Беларусь (Минск)
Женя Лакштанов, вот спасибо! А я все прикидывала. как же нам с ребенком выйти на такое задание - с рисованием пока сложновато, а с блоками точно получится :) Все - вечером обязательно поиграем :)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн окт 09, 2006 3:35 pm 
Житель форума

Зарегистрирован: Вс май 21, 2006 2:19 pm
Сообщения: 243
Вы знаете, на том же занятии, я хотел опробовать один из феноменов "а ля Пиаже", упоминаемых в книге Звоникина: когда ребенку показывают несколько одинковых вертикальных линий, и затем его просят повторить.

Я сначала нарисовал на доске несколько вертикальных линий, и к ужасу понял, что им далеко до правильных...

Но все таки, я наблюдал этот процесс, когда происходит интепретация рисунка, (поскольку он стирается, когда ребенок на него посмотрит), он его осмысливает, переводит на свой язык знакомых терминов, а затем выдает:

Я нарисовал косой крест из двух прямых линий пересекающихся под прямым углом, (андреевский крест). Дал посмотреть ребятам и стре затем. Один из ребят (Антон), спросил, что это наверное "плюс", и нарисовал его, только гораздо короче (видимо определение длины не входит в его перечень), а моя дочь нарисовала достаточно точный крест по размеру, и направлениям но состоящий из волнистых линий. Причем все они не доходили до центра. Я прорисовал свою фигуру (она проглядывалась) и спросил у Антона, какая из фигур ближе к оригиналу. Он, сказал, что его, так как в Олесином рисунке не было пересечения.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн окт 09, 2006 10:22 pm 
Душа форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн окт 03, 2005 11:22 am
Сообщения: 14067
Откуда: Беларусь (Минск)
у нас получилось с фигурами :) только был один момент интересный - я фигуры строила на плоскости и выше-ниже по отношенни к первой говорила, а ребенок - выходил с плоскости - и строил башней - выше-ниже. Потом научились понимать друг друга. Очень здорово! Будем играть еще - это явно очень важный навык
Спасибо большое :)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт окт 10, 2006 11:58 am 
Житель форума

Зарегистрирован: Вс май 21, 2006 2:19 pm
Сообщения: 243
Описание 10-го занятия. 8 апреля 2006г.

Утром мы с Алёнкой (моей женой) были в университете на занятии Роза Амелии и я взял кубик (игральную кость) для своего занятия. Даша
опаздывала и мы начали занятие втроем. Конечно, все дети уже играли с кубиком и знали, что на нем выбиты числа от 1 до 6. Я потряс в кулаке
кубик и положил его на стол. Какого числа не видно? - спрашиваю я - на каком числе лежит кубик? Не знаем - говорят дети. А я знаю, - говорю число и поднимаю кубик. Повторяю фокус еще несколько раз. Мне кажется на третий раз Данила хватает кубик и вертит его во все стороны (не поднимаю) и говорит правильное число. Без обсуждений, Виталик в следующий раз делает то же - очевидно, что дети догадались до самого простого пути - посмотреть какого числа не достает. Объясняем Тане суть дела и я проверяю ее несколько раз подбрасывая кубик специально для нее.

Еще надеясь на приход Даши, я предложил детям контрольный вопрос на комбинаторику. Алёнка нарисовала им на листке A4 дом Даши, дом Тани и
школу. Дома девочек соединены двумя дорогами, и каждый дом соединен дорогой со школой. Дороги извилисты и по краям растут деревья.
Вопрос был о количестве способов Тане добраться до школы. Ребята не ответили сразу правильно, но начав рисовать они быстро нашли все 3 пути.
Со смыслом вопроса проблем не возникло и время, за которое они разобрались меня вполне устроило. Под конец обсуждений наконец привели Дашу и
мы задали ей тот же вопрос. (кстати вопрос касался лично её :). Затем я попросил ребят показать Даше фокус с кубиком. Даша какое-то время утверждала, что ребята потихоньку приподнимают кубик, но поскольку ребята ничуть не скрывали своей тактики (надо сказать, что у них чувство хитрости абсолютно не развито, - нет чтобы незаметно посмотреть на все числа), и она быстро догадалась.

Я опять потряс кубик и положив на стол зажал пальцами две из боковых граней. А теперь кто может сказать, что внизу? Опять никто не может :) Я несколько раз демонстрирую свои способности и я предлагаю ребятам составить таблицу пар - (число наверху, число внизу). Я подкидываю - и мы записываем очередную пару, что сделать несложно так как их всего 3 -
1 6
2 5
3 4
в другом порядке мы их не записываем так, как после записи (1,6) несколько раз выпадала то единица, то шестерка и ребята безошибочно говорили
дополнительное число. При помощи таблицы (Виталик ее по моему просто запомнил) ребята хорошо "угадывали", ко к сожалению, моё замечание, о том, что сумма чисел в каждой паре равна 7 прошло без должного внимания, учитывая что в позапрошлый раз мы играли в игру с подобным принципом.

Затем мы играли в рисовалки (Даниил просил поиграть в камушки), в которую Виталик и Даша играли в прошлый раз. Виталик закрыл глаза, и Даша
показала всем нам какую картинку она будет объяснять Виталику. Они справились достаточно быстро и я с гордостью продемонстрировал Тане и Даниле две одинаковых картинки. Все оставшееся время мы играли в эту игру - я поочередно назначал рисующего и объясняющего. Ребята дома приготовили много картинок, но как правило чересчур сложных - один раз мы не дорисовали. Опять пришлось выяснять вопрос о том, где левая сторона и где правая (причем про зеркальность они знали, что подтверждает правило - идейность крепче остается в памяти чем условность :) )
Какое-то время разбирали понятие прямоугольника и что надо сообщить о нем, чтобы партнер правильно его нарисовал - размер длины, ширины и направление длины - вверх или всторону. Задал на дом придумать картинки, заострил внимание на том, что надо продумать как их объяснять - дети много раз в течение занятия имели возможность видеть, как много интерпретаций может быть у одного и того же высказывания. Родителям объяснил, чем дети занимались и как они могут поиграть в эту игру дома.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт окт 10, 2006 4:04 pm 
Душа форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср дек 21, 2005 1:27 am
Сообщения: 8588
Откуда: Рига-Малага, Испания
Женя Лакштанов, а какой сейчас возраст у Ваших ребят? Тане 7 лет, это я нашла :), а сколько остальным?


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт окт 10, 2006 8:27 pm 
Житель форума

Зарегистрирован: Вс май 21, 2006 2:19 pm
Сообщения: 243
В прошлом учебном году все ребята кроме Даши были в 1ом классе, а Даша была во втором классе.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт окт 13, 2006 12:22 pm 
Житель форума

Зарегистрирован: Вс май 21, 2006 2:19 pm
Сообщения: 243
Описание 11-го занятия. 29 апреля 2006г.

К сожалению два предыдущих занятия пропали, и что интересно - оба по причине по пасхи, нет бы самим пасхам взять и совпасть :)
Занятие мы проводили втроем - не пришла Даша. И начали мы с измерения веса - мне в университете Лилиана принесла замечательные старинные
чашечные весы. Вероятно в силу возраста они не очень хорошо чувствовали вес, и несмотря на то, что Алёнка приготовила разные грузики (одинаковые с виду кучки спичек замотанные скотчем -- спичечные коробки было невозможно использовать, поскольку в Португалию они очень большие) стрелка стала заедать и показывала, что все грузики имеют одинаковый вес.

Ладно, подумал я, "факир был пьян и фокус не удался" - у меня в запасе была замечательная, давно вынашиваемая разработка про робота. Ну, я спросил ребят, знают ли они кто такие роботы, и чем они отличаются от людей. Виталик сказал, что если роботу поломать руку, то не будет крови, а
Даниил сказал, что видел роботов на папиной работе. "Самое главное отличие робота от человек, "- сказал я - "состоит в том, что человек умеет думать, а роботу надо все объяснять". Я начертил на клеточной бумаге прямоугольник 4x4 и сказал, что на этом поле будет жить робот, который занимает одну клетку, может ходить на одну клеточку либо вправо, налево, либо наверх, либо вниз. Робот может видеть препятствие (стену) и сообщать, что не может двигаться в заданном направлении. Итак, робот стоит в одном углу поля, а выход в противоположном, как ему добраться до выхода? Данила тут же сказал, что он знает и нарисовал траекторию "вверх-вправо-вверх-вправо-вверх-вправо". Очень хорошо, говорю я, а как еще можно было добраться - рисуем пару других вариантов. Теперь, говорю я, надо придумать инструкцию, которая не зависела бы от размера поля. Я рисую несколько разных полей прямоугольной формы. Отмечаю на них робота в одном углу и выход в противоположном. Демонстрирую, что инструкция для первого поля не приводит к желаемому результату на других полях. Ребятам тяжело сообразить, - "хорошо" говорю я, можно задать вопрос полегче - как роботу добраться до противоположной стенки. Ребята молчат. Ну, как же, надо ему просто сказать чтобы он шел наверх пока не встретит препятствия. Мы немного обсуждаем это, "ну а теперь", спрашиваю я, "если робот уже стоит у противоположной стенки, как ему добраться до выхода. Данил опять сообразил быстрее остальных, что теперь надо дойти "до стенки", но уже направо. Я потребовал от Виталика, который паясничал, повторить решение, что он, к моему удивлению, сделал. Теперь я нарисовал несколько полей, где крестик, обозначавший выход уже стоял
на одну клеточку левее по сравнению с предыдущим разом. Помню, что Данила предлагал дойдя до противоположной стенки двигаясь 5 (в зависимости от величины поля) шагов вправо, и я еще раз объяснил, что во первых робот не умеет считать, а во вторых нужна инструкция подходящая для поля любого размера. Мне пришлось опять им немного подсказать: я предложил им представить, что робот уже стоит в угловой клетки, и опять Данила догадался быстрее, что теперь надо сделать 1 шаг влево. Получилась настоящая программа, в которой есть и динамические переменные (расстояние до стенки) и статические (один шаг).

Потом я решил предложить детям поиграть в роботов вживую. Нет, у меня не было настоящих программируемых роботов фирмы LEGO, зато у меня
был пол с большой квадратной плиткой. Я обозначил границу при помощи газет. Один ребенок вставал на угловую клетку, а другой его инструктировал. Надо было довести робота до мишки (мягкой игрушки), лежащего на клетке рядом с угловой, и вернуть робота обратно. Сами собой возникли правила игры - кто сделает меньше команд, и меньше всего ошибок (то есть невыполнимых инструкций - пойти вправо, когда робот стоит около правой стенки) тот и выиграл. У меня было приготовлено несколько других задач, но дети сказали, что они хотят играть в эту игру - им нравилось и руководить и быть роботами - и поэтому я подчинился правилу, которое сам пару месяцев назад сформулировал - "Если детям интересно заниматься одной и той же задачей (мне очень нравится португальское слово Actividade), то мы будем ею заниматься, пока детям интересно." Мы играли до самого конца, хотя прошло всего два круга - по 3 попытки (по количеству детей) в каждом круге.

Когда пришли родители, я попытался дать домашнее задание. "А мы приготовили картинки, и не рисовали их" с обидой сказал Данила. Я заверил его, что в следующий раз обязательно поиграем в эту игру. Дал им на дом придумать инструкцию для робота, которому надо дойти из одного угла в противоположный на поле, на котором одна клетка является препятствием. Но неизвестно заранее, где это препятствие стоит. Наверное, это невыполнимо для детей, но очень хочется их спросить.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт окт 13, 2006 12:23 pm 
Житель форума

Зарегистрирован: Вс май 21, 2006 2:19 pm
Сообщения: 243
Описание 12-го занятия. 6 мая 2006г.

Детей было всего двое и оба мальчики. Мы начали, как я и обещал в прошлый раз с рисования. Мне было удивительно слышать инструкции, которые
я уже забыл, а ребята давали их в последний раз месяц назад. Мы сыграли несколько раз и затем перешли к игре в робота, на которую у меня были
большие планы.

Теперь инструктор не видит робота, а видит лишь его передвижения на картонном поле-карте. Алена приготовила мне картонку размеченную как поле 5x5. Один ребенок садился за стол спиной к реальному полю. (Напомню, что это квадратные плитки, которыми замощен пол в комнате). Робот на поле
отмечался как спичка (ориентированная фосфорной головкой). Игрушка в другом конце поля отмечалась как огрызок спички. :). Потом, чтобы ребятам было легче с определением правой/левой стороны, особенно когда спичка-робот была повернута, я положил под спичку бумажку с обозначениями сторон, и эту бумажку надо было перемещать и поворачивать вместе с роботом. Мы сыграли по разу в эту игру чтобы ребята привыкли к правилам. И я предложил им более интересный вариант. Теперь у нас будут три препятствия, каждое препятствие занимает одну клетку и инструктор не видит их на поле. Мы использовали в качестве препятствий журналы. Я объяснил ребятам, что робот дойдя до препятствия должен сказать фразу "Передо мной препятствие", причем, конечно, робот не в состоянии различить стенку от локального препятствия. За стол сел Виталик, и я выдал ему 3 клочка бумаги для обозначения препятствий, если он их встретит. Правила были те же, то есть выигрывает потративший меньше команд, причем в случае невыполнимости команды, робот дает соответствующую информацию и это засчитывается как дополнительная команда. Надо сказать, что
ребята интуитивно почувствовали, что не имеет смысла сразу посылать робота до препятствия, поскольку, не известно есть ли на пути до границы поля журнал или не лежит. Виталик успешно довел Данилу до игрушки и привел назад и без подсказки использовал на обратном пути команды "дойти до препятствия", поскольку 2 из них уже были нанесены на карту и можно было рискнуть. Надо сказать, что никто из ребят не догадался провести робота назад тем же путем, что и вперед, что выгодно с точки зрения известности фарватера.

Надо сказать, что не в первый раз уже игра совершенствуется в процессе игра - Виталик, когда пришла его очередь быть роботом закричал, что он хочет ставить препятствия сам. Таким образом, игра стала универсальной - то есть раньше я мог кому-то дать задание легче, а теперь противник сам определяет поле! Виталик старался занять полосы вдоль стен, по которым они ходили обычно в прошлый раз, а Данила очень хитро баррикадировал угол, в котором лежала игрушка. Мне пришлось даже его предупредить, что проход надо оставить .

Победил Данила, потративший 12 команд, в Виталик дал 13 указаний. Когда пришли родители, мы сыграли на бис.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт окт 13, 2006 1:19 pm 
Душа форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср дек 21, 2005 1:27 am
Сообщения: 8588
Откуда: Рига-Малага, Испания
Женя Лакштанов, очень интересно у Вас получилось играть в роботов. Мы так тоже порой играем :). Но с программой для любого поля мой сын пока не справится. То есть скорее всего сам не догадается как быть.

А Вы не пробовали играть в роботов с записью ходов при помощи кубиков Лего? Получается довольно занятно! И потом, посмотрев на башенку из кубиков можно восстановить дорогу, по которой вели робота.

Если интересно - посмотрите вот эти две ссылки, возможно Вас заинтересует что-то :)

http://www.mast.queensu.ca/~alexch/f_s/ ... d_prog.doc

http://www.mast.queensu.ca/~alexch/f_s/ ... th_rus.doc


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Новая темаКомментировать Страница 2 из 10   [ Сообщений: 137 ]
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 10  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron


Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group