Изменить размер шрифта

Раннее развитие детей

 


Новая темаКомментировать Страница 1 из 1   [ Сообщений: 10 ]
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Бинарные деревья
СообщениеДобавлено: Чт ноя 16, 2006 9:48 pm 
Бывалый форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб сен 02, 2006 1:26 pm
Сообщения: 76
Откуда: Санкт-Петербург
Женя Лакштанов

Я давно думаю про одну замечательную игру "Зоопарк". Как правило она реализуется на компьютере, но это не самое главное. Сейчас объясню смысл оригинальной игры. Это своего рода классификатор на основе да\нет дерева (математики говорят о "бинарном дереве"). Допустим, у меня есть набор животных (Акула, собака, волк) и я хочу составить классификатор.

Изображение

(Наверное, для детей вместо подписей надо использовать картинки). Теперь мы хотим добавить окуня. Мы идем от корня дерева, то есть от самого первого вопроса. Итак, окунь по земле не ходит, поэтому идем по стрелке вправо. На этом месте подразумевается вопрос: это акула? Если нет, то это означает, что окунь отсутствует и его надо вставить. Для этого надо понять, что отличает акулу от окуня, поняв мы получаем следующее дерево:

Изображение

Итак, моя идея: Когда-то, когда я учился в 8-ом классе, я сделал подобный классификатор для всех родительских друзей - как подарок маме на день рождения. Всем пришедшим гостям очень понравилось. Все играли и угадывали друг друга (и себя).

Предлагаю: всем сделать классификатор родственников: родителей, бабушек с дедушками, с собаками и кошками :), дяди - тёти и т.д. С разными веселыми вопросами.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср ноя 29, 2006 3:14 am 
Бывалый форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб сен 02, 2006 1:26 pm
Сообщения: 76
Откуда: Санкт-Петербург
ИгорЮлик (Игорю 1 год и 1 мес)

Подготовительная часть:
Для первого раза было три карточки: мама, папа и собственно Игорь.
Карточки объектов классификации - фото, распечатанное на принтере в четвертинку А4, приклеено на картон и заклеено прозрачным скотчем, сзади липучка приклеена на двусторонний скотч и укреплена обычным скотчем.
Поле для игры - кусок ковролина.
Признаками классификации выбраны: наличие/отсутствие очков и большой/маленький. Выбирала по принципу того, что ребенок в данный момент и в данном возрасте готов воспринять (Игорю 1 год и 1 мес). Карточки признаков рисовала в MS Word с помощь элементарной панели "Рисование". Карточки также четвертинка А4.
Весь процесс игры я построила в три подхода в течение дня, причем каждый подход повторял и предыдущие, т.е. первый был самым коротким, третий самым длинным.

Подход 1: Начала с объяснения того, что изображено на карточках признаков классификации: с наличием очков быстро разобрались - предмет знает, постоянно у всех очки снимает, карточку отсутствие очков не понял, большой/маленький сообразил, т.к. мы уже на большой/маленький делим. Также познакомились с карточками объектов: папу, маму назвал сам, Игорь свое имя еще не говорит - назвала я.

Подход 2: Собственно классификация. Сразу два уровня одновременно строить не стали, сделали два параллельно.
2.1 сначала отделили папу от мамы вопросом "У кого очки". Игорь выбрал карточку - папу, мама выполняла действия с карточками, т.е. лепила на ковролин по схеме: сначала были прилеплены признаки, затем под признаком "в очках" был положен папа. Т.к. с отсутствием очков ребенок не понял, то мама сама себя выбрала и прикрепила в нужное место.
Изображение

2.2 затем отделили Игоря от мамы вопросом "Кто маленький". Опять-таки карточку Игорь выбрал, прикрепляла я. И с помощью вопроса "Кто большой" Игорь выбрал маму, я прикрепила карточку.
Изображение


Подход 3: делали тоже, что и в подходе 2, но уже в нужной последовательности, сначала карточки папа/мама, потом добавили Игоря. Чем отличается от подхода 2 по-моему ребенок не понял, но будем дальше играть :D
Изображение

Для того, чтобы ребенок понял, что карточки признаков=вопрос, по уже готовой классификации в конце игры проговорили все уровни. Я задавала вопрос и показывала одновременно на нужную карточку признака, потом проговаривала ответ и показывала на нужную карточку объекта.

Дополнительно на ближайшее будущее заготовлены карточки бабушек/дедушек и карточки признаков:
"Наличие/отсутствие усов"
Изображение

"Темные/светлые волосы"
Изображение


Общее резюме - игра понравилась, но для восприятия малыша несколько трудновато, но не запредельно, т.е. будем продолжать.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср ноя 29, 2006 3:17 am 
Бывалый форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб сен 02, 2006 1:26 pm
Сообщения: 76
Откуда: Санкт-Петербург
AleNNa (начали играть в бинарное дерево с двух лет)

Мы играли с двумя вариантами бинарного дерева, правда оба имеют свои недостатки. Первый - выкладываем на полу, узлы - игрушки или картонные карточки, ребра - счетные палочки, синяя "нет", красная "да". Недостаток - дерево только на одну игру, потом разбирается. Второй - я рисовала каркас дерева на ватмане, в узлах липучки, потом туда на липучках прикрепляли карточки. Но тут структура заранее нарисована вся и поэтому надо заранее договариваться, что то, что ниже карточек "не считается".

Вариант игры: Я давала ребенку набор сначала из 4, позже из 8 карточек (типа тех, которые Женя использовал в своей игре на угадывание) и их распределяли по дереву, вводя классифицирующие узлы. По сути это получалась запись алгоритма игры на угадывание. Причем когда Никита был еще совсем маленьким, классифицирующие узлы я ему тоже давала на выбор, то есть он должен был выбрать, на какой уровень поставить карточку "мебель", а на какой "шкаф". Женина игра хороша именно тем, что классификация там рождается прямо в процессе игры и поэтому получается непредсказуемая, нестандартная.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср ноя 29, 2006 3:20 am 
Бывалый форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб сен 02, 2006 1:26 pm
Сообщения: 76
Откуда: Санкт-Петербург
Сладкоежка

Очень понравилась идея с классификацией. Я давно уже пришла к чему-то подобному. Но мы так чаще играли с блоками Дьенеша, вначале пропускали их через "классификатор" для отбора фигур с определенными свойствами, а потом делали из них детску площадку, машины, животных, строения. Подобным же образом классифицировали животных, растения. Но это была готовая заготовка на ватмане. А вот вместе с ребенком выискивать признаки, по которым выстраивается "дерево", я не пробовала. Мне вот пришла идея сделать это используя транспорт. Можно еще живое и неживое. Это получится большое дерево.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср ноя 29, 2006 3:22 am 
Бывалый форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб сен 02, 2006 1:26 pm
Сообщения: 76
Откуда: Санкт-Петербург
Женя Лакштанов

Я все время думаю о том, что предлагал эту игру (бинарные деревья) для детей постарше. У меня так и стоит перед глазами картинка, как ребенок дергает кого-то из пришедших, тащит к классификатору, просит загадать кого-нибудь, а потом задает по классификатору вопросы (при этом сначала классификатор надо чем-то закрыть, а потом потихоньку открывать, по мере продвижения).


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср ноя 29, 2006 3:23 am 
Бывалый форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб сен 02, 2006 1:26 pm
Сообщения: 76
Откуда: Санкт-Петербург
Nyuta (Лене 1 год и 5 мес)

Приведу наш опыт занятий по теме "Бинарные деревья" (БД) (не путать с базой данных :) ) (копирую из дневничка).
Подготовительная часть.
Игру назвали "Съедобные грибы". Заранее была нариосвана схема БД и так же заранее мы познакомились с информацией, знания которой требуются при работе с ним (в каком лесу растет тот или иной вид, у каких деревьев, на пнях или на земле, какие грибы пластинчатые (с волнистой шляпклй), а какие - трубчатые). Т.е. к моменту построения БД Лёньчик знал ответы на вопросы, в нем фигурирующие.
Изображение
Сама игра.
Вся игра прошла довольно быстро, за один прием. Мысль мою Лёньчик поймал точно к последней развилке и две последние карточки положил сам...остался очень доволен. Пока смоневаюсь, что с епрвого раза сын воспринял "идею многоуровневости и классификации одновременно по нескольким признакам", скорее "воспринял только группировки по избранным уровням в парном разрезе". Но до первого, на мой взгляд, очень недалеко. И мне доставило огромное удовольствие рисовать схему. Так что будем древесничать дальше :D

Женя Лакштанов
Нюта, пожалуйста, поясните мне. У вас были нарисованы вопросы, а фотографии вы раскладывали, так?? А как Леня различает Да и Нет? Он почувствовал, как вы делали раньше к последней развилке?

Nyuta
Женя, да, все, что написано фломастером - написала заранее...оставалось только разложить карточки. Я читаю первый признак и первый вариант - "да"...предлагаю Лёне выбрать из пяти карточек ту, которую необходимо положить под этим вариантом...жду, выбираю сама, кладу карточку и читаю слежующий признак под вариантом "нет"....и так дальше. Дошли до последнего признака...читаю и делаю акцент на том, что осталось всего две карточки и очень просто - определить тот гриб, который растет на пне и положить под вариантом ответа "да", тогда оставшийся "пойдет" к ответу "нет" и схема будет закончена...Лёнька положил оба туда, куда было необходимо и остался доволен законченной "картиной".

ИгорЮлик
Nyuta, может на первых уровнях кроме того, что это был для Лени первый опыт, была еще трудность выбора из нескольких карточек, а на последнем из двух ему было проще. Я когда мы занимались следовала предложенной Женей последовательностью, т.е. распределяем две карточки, потом добавляем третью и т.д.

Nyuta
скорее всего именно так, но в последующем все равно будем играть таким образом - совсем упрощать мне не хочется...Лёнька сам перейдет на следующий уровень, когда дорастет...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср ноя 29, 2006 3:28 am 
Бывалый форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб сен 02, 2006 1:26 pm
Сообщения: 76
Откуда: Санкт-Петербург
Еще одно бинарное дерево от Нюты: в качестве объектов классификации использованы игрушечные фигурки животных.
Nyuta писал(а):
14 ноября. Лёньчику без одного дня год и пять месяцев.
Построили любимое «дерево». Опять очень понравилось. На последнем этапе Леньчик быстро-быстро схватил оставшихся животных и расставил их по своим домикам:
Изображение Изображение


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср ноя 29, 2006 3:38 am 
Бывалый форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб сен 02, 2006 1:26 pm
Сообщения: 76
Откуда: Санкт-Петербург
Ancha (Климу 1 год и 8 мес)

Делать одноразовые схемы для занятий нерационально, ищу везде возможность сократить время подготовки к игре. Поэтому сделала стрелки и карточки вопросы. Карточки с картинками взяла от суперлото. Вот что получилось.
Изображение
Играли так.
1. Я отбираю картинки и вопросы для игры.
2. Клим рассматривает и называет картинки, я заостряю его внимание на признаках, о которых будут вопросы.
3. Кладу и читаю первый вопрос.
4. Клим отвечает "Да!". Он всегда так отвечает. ПОэтому все деревья строили так, что ответ "да" предполагает только одна картинка.
5. Кладу стрелку "да", Клим кладет картинку.
6. Кладу стрелку "нет" и следующий вопрос, читаю его.
Дальше также.

Аня - Коша
для простоты можно разделить цветом да и нет - так нагляднее дерево смотрится
по хорошему, если ребенок не читает, то критерий - вопрос должен быть символьным, т.е. глаза, вода, облака или что-то подобное - т.е. что бы ребенок мог сам "прочитать" вопрос и без мамы.
Просто после того, как построили дерево имеет смысл по нему поиграть - Вы загадываете предмет (объект), а ребенок задает Вам вопросы и находит, что именно Вы загадали. Если получится - то потом привлекаются папа, бабушка и т.п.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср ноя 29, 2006 3:41 am 
Бывалый форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб сен 02, 2006 1:26 pm
Сообщения: 76
Откуда: Санкт-Петербург
Irish (Маше 2 года 9 мес)

Сегодня пробовали играть в бинарное дерево. Очень трудно оказалось подобрать картинки и вопросы. В процессе игры я поняла, что медведь, в общем-то умеет плавать :) Тем более некорректен вопрос на карточке, где вместо

"умеет плавать?" просто "плавает?". Картинки камня не нашлось, я принесла банан (а ведь он хоть и не умеет, но плавает!). В следующий раз буду внимательнее.

Когда построили дерево, играли в почтальона: "Пришло письмо тому, кто колется и умеет ходить", пальчиком шли через вопросы по стрелочкам.

Изображение


(из дневничка)
...мы играли в бинарное дерево со вчерашним набором. Зато мне пришла идея переставить вопросы местами - и все получилось (я не была уверена в успехе). Было смешно, когда она пыталась доставить "письма" - "адреса" изменились!!!

Сегодня сделаю маленькие конвертики, на которых нарисую "адрес", если признак присутвует - то в зеленом кружке, а если отсутствует - то в "красном" и перечеркну. Когда заправим принтер распечатаю такие же "марки" на "липкой" бумаге, пусть пишет письмо кому захочет и определяет "адрес", выбирая нужные марки и наклеивая их на конверт.

Конвертики сделаю настоящие, чтобы можно было вложить записку.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Бинарные деревья
СообщениеДобавлено: Вс мар 01, 2015 1:55 pm 
Душа форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн окт 03, 2005 11:22 am
Сообщения: 14014
Откуда: Беларусь (Минск)
Еще один пример бинарного дерева - семья
бинарное дерево "Наша семья" - составляли вместе с 3-летним сыном, но критерии картинки были готовыми. Дерево можно было сделать несколькими способами, т.е. применять разную последовательность, несколько вариантов были тупиковыми - т.е. картинок не хватило бы. Но мы попробовали 2 варианта - 1 предложила я, второй Слава - и оба были успешными
потом загадывал папа, а мы угадывали кто это. Но долго проиграть не смогли.

как это сделано - фото обклеено скотчем. тоже и с картинками критериями
большой лист белой бумаги, на нем 2сторонний скотч, им крепятся картинки - легко снимаются, легко крепятся. Понятно, что через какое-то время придется скотч обновить
стрелки нарисованы маркером
пока дерево было в разработке (и при дальнейших играх) используются и картонные стрелки соответствующих цветов - они просто кладутся, убираются, можно также на скотч
все дерево приклеено на скотч к шкафу

Изображение


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Новая темаКомментировать Страница 1 из 1   [ Сообщений: 10 ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  


Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group