Изменить размер шрифта

Раннее развитие детей

 


Новая темаКомментировать Страница 1 из 1   [ Сообщений: 7 ]
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Ср июн 01, 2011 1:13 pm 
Бывалый форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт июн 17, 2008 5:24 pm
Сообщения: 104
Откуда: Санкт-Петербург - Германия
Надо ли заставлять себя и ребенка заниматься чем-либо? Поясню, что речь больше не о раннем развитии, а о возрасте после 3 лет. Очень интересно узнать, как вы считаете.

Этот вопрос - давний камень преткновения в моих спорах со многими людьми. Он неоднократно поднимался и здесь на форуме, в разных темах, мимолетом, но мне кажется, он требует отдельной темы. Если она уместнее в другом разделе, перенесите, пожалуйста.
Итак, наша цель - вырастить увлеченного, счастливого человека, нашедшего себя в жизни, и живущего в гармонии с миром и собой, а не слабовольного инфантильного избалованного и несчастного эгоиста. (Если есть поправки к цели, пишите.. :))

Что для этого нужно?
Раньше я отвечала себе - в первую очередь раннее развитие. С некоторых пор я изменила точку зрения. Теперь я говорю - в первую очередь привязанность к родителям. О привязанности я прочитала тут:
http://olgapisaryk.livejournal.com/tag/*жизненно-важная%20связь

Этот блог мне открыл глаза на многие вещи, вообще кажется, более емкого и гармоничного взгляда на воспитание и его особенности в современном мире я нигде больше не встречала.

Как подразумевает и автор блога, и Лена Данилова, - родителям надо исходить из некой внутренней потребности ребенка к развитию, предлагая то, что в данный момент интересно, надо стараться не заглушить естественную тягу к познанию окружающего мира, и оставлять до поры до времени то, что в данный момент ребенка не увлекает. Создавать среду. С этой точки зрения принуждение отбивает естественную тягу ребенка к знаниям (искусству, творчеству, и т.д.), его не должно быть. Мне думается, что родитель при таком подходе будет в принципе просто слушать ребенка, стараться удовлетворить его нужды, исходить из его потребностей и в принципе не станет заставлять делать что-либо: посещать какие-либо занятия (музыка, спорт...), делать домашние задания в школе (пусть ребенок сам приучается отвечать за свои дела), помогать по дому и т.п., если ребенок не хочет. Т.е. насилие приемлемо только в крайнем случае.

Конечно, такой подход для своей успешной реализации подразумевает множество обязательных условий. Во-первых, наличие таких же счастливых, увлеченных, умеющих вдохновлять и подающих соответствующий пример родителей. Во-вторых, их возможность создать эту самую развивающую среду, а значит, кроме желания, наличие определенных умений, ресурсов и времени. В-третьих, как мне кажется, очень желательно наличие группы поддержки, единомышленников, с таким же подходом от воспитателей, учителей, руководителей секций, друзей, родных. При несоблюдении условий, мы с большой долей вероятности получим прямую противоположность обозначенной цели. И не лучше ли тогда сразу смириться с необходимостью принуждения?
Трудность в том, что тактику лучше выбрать с самого начала. Потому что ребенку, привыкшему к свободе, будет трудно потом заниматься по принуждению, по расписанию. Но ведь и школы, и секции представить без расписания просто невозможно! Это значит - домашнее обучение, и никаких секций? (Автор блога - как раз сторонница домашнего обучения). То же и наоборот. Ребенок, привыкший к принуждению, вряд ли возьмет сам в руки учебник, и станет заниматься по своей воле тем, чем его заставляют или заставляли. Тогда родители, если хотят, чтобы ребенок получил хоть какое-то образование, обрекают себя на годы принуждения, сидения с домашними занятиями, и т.п. и конечно, это подорвет их привязанность, их отношения друг с другом, потому что у обоих вокруг этих занятий накопится много неприятных эмоций, а нагрузка будет только расти с каждым годом.. И в случае с той же музыкой, по окончании этих усилий ребенок уже стойко не захочет заниматься ничем, и быстро скатится (больше не подойдет к инструменту)... не говоря о том, что отношения с родителями тоже испортятся.

Рассмотрим же внимательнее и доводы оппонентов "свободного подхода к обучению". Моя знакомая мама, которая ранним развитием не занималась, считает, что заставлять ребенка необходимо, иначе он не получит образования, а значит, не достигнет успеха. Мы живем в Германии, поэтому у нас тут свои специфические проблемы (в частности, сохранить русский язык). Она считает, что далеко не любой областью знаний можно увлечь, а образование получить (окончить школу) необходимо. Кроме того, нам необходимо сохранить русский язык. Для нее это значит - упорный многолетний труд (мы ездим в русскую школу с пяти лет и должны регулярно делать домашние задания), через не могу, через нравится-не нравится. Просто надо, и все. Иначе все быстро сойдет на нет. И вообще, хочется же вырастить личность, способную на волевые усилия над собой, способную не только идти за своими желаниями, умеющую не только развлекаться. Можно ли вообще жить, не предпринимая каждый день каких-то усилий над собой? И если нет, значит, к этому должны приучить родители, именно они должны направить на путь истинный, показать, что все в этом мире достигается упорным трудом..

Приведу пример. Моя дочь уже почти год учится играть на скрипке. Сначала дело пошло довольно хорошо, мы взяли хороший ритм, занимались один раз в неделю с учителем и несколько раз - дома. Но не всегда у меня получалось ее увлечь, а у нее - не всегда было настроение играть. К тому же, родился младший братик, и у меня не было возможности выбирать то время, когда она была расположена заниматься, нам приходилось это делать тогда, когда у меня была возможность, часто в спешке... В результате она сейчас говорит, что не хочет больше играть. Наш учитель считает, что она вполне способная, и конечно, надо обязательно продолжать, не заставлять, но уговаривать, и т.д. - для меня это равносильно понятию заставлять (т.к. желания нет). А я хочу бросить это дело, т.к. требует оно слишком много моральных сил, которые мне нужны сейчас для другого (лучше лишние пол-часа поиграть с ребенком, ради сохранения привязанности).
На примере скрипки я заметила несколько вещей. Во-первых, без моего напоминания она не станет заниматься ничем. То есть, если бы я с ней не занималась, результата бы не было вообще, или он был бы несравненно скромнее, чем сейчас. Во-вторых, подтвердилось давнее положение о том, что вокруг любого занятия должны быть только положительные эмоции, т.е. недостаточно просто позаниматься, надо еще при этом не поссориться, сохранить радостную атмосферу, что требует колоссального терпения. (Для этого надо пренебречь результатом ради процесса.) В-третьих, ситуация с регулярным принуждением что-то делать сильно подпортила наши отношения, нашу привязанность, дочь отдались от нас, переключилась на ровесников. Конечно, может быть не только из-за скрипки, но в том числе. А это замкнутый круг. Чем меньше ребенок привязан к родителям, тем меньше они служат ему примером, тем менее интересно все, что они предлагают, и тем более для него актуально то, что популярно в детском коллективе (баловство, разные глупости и т.п.). В три года моя дочь с восторгом принимала все, что исходило от меня, была готова чем угодно со мной заниматься. В пять - это уже совсем другая история. Есть детский сад, есть окружающий мир, есть ее друзья, и наши занятия - к сожалению сильно потеряли свою привлекательность, теперь она просит только поиграть с ней. А ровесники, понятное дело, не предложат позаниматься чем-то полезным (в немецких детских садах дети вообще не занимаются, 90% времени посвящая свободной игре). Но если так пойдет и дальше - думаю, через пару лет она вообще переключится на ровесников, и даже в игру родителей не примет. А что уж и говорить о подростковом возрасте! И примеров таких немало.

Вот такие рассуждения. Как вы отвечаете для себя на вопрос о принуждении?

_________________
Яночка 11.06.2006
Матвей 1.09.2010


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Ср июн 01, 2011 7:20 pm 
Душа форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн окт 03, 2005 11:22 am
Сообщения: 14014
Откуда: Беларусь (Минск)
Сразу скажу, что с постами Ольги знакома, и что такое привязанность в курсе.
Но, если честно, я не вижу особой связи привязанности, принуждения и того, что вызвало эти рассуждения - поведение Вашей дочки

Начнем с того, что это совершенно нормально по возрасту до 6-7 лет не хотеть заниматься, как учиться, а именно играть. И если система занятий не была построена с учетом этой потребности ребенка, то есть не была игрой, то ребенок совершенно закономерно не захотел в это играть.

Так же закономерно и то, что игра со сверсниками интереснее чем мамина учеба. Просто дочка изменилась, а мама - нет :) И привязанность, обучение скрипке, обучение русскому языку и немецкий детский сад тут совсем не при чем :) Просто надо маме менять свою позицию, отношение к дочке, и сами отношения строить иначе. Это не так просто, особенно, когда есть малыш...

Ну, и по сути вопроса: заставлять или не заставлять.

Вообще говоря, в любой ситуации можно вывернуться так, чтобы заинтересовать ребенка. Чем заинтересовать - другой вопрос. Как это сделать - еще один. Но это - можно сделать.
Вот только встает еще один вопрос, с которого стоит начинать - а для чего вообще это надо?

Т.е. если мы говорим о том, что ребенку в 4-5 лет задают домашнее задание, которое НАДО делать, и это задание не вызывает отклика, т.е. ребенок не хочет его делать... То встает вопрос: а может проблема в том, что вообще есть такая система... начинать как раз надо с мотивации, чтобы ребенок ХОТЕЛ делать, писать, читать, играть и т.п. И вот на этом хотении все остальное...

Так же может быть нестыковка и в другом пункте, а надо ли вообще это все? Т.е. надо ли писать прописи с 4-5 леткой, надо ли учить слова и т.д.... Может стоит задуматься, а почему мы этого хотим от ребенка сейчас? А может надо начать вот именно этого хотеть через год - два - три, а сейчас заниматься другим???

Понимаете, русский язык (второй язык), как и любое другое умение, как и любое другое дело можно развивать с радостью! с интересом и увлечением. И если Вы не можете этого делать сами, то значит надо искать ДРУГУЮ школу, в которой это будет...

Я говорю сейчас не голословно. Я проходила это с 4-летним сыном. Когда он пошел на занятия к логопеду. Там такая же постановка вопроса шла - каждый день, хочу - не хочу. Только я понимала - не хочу - не вариант. И "выпрыгивала из штанов", чтобы сделать "хочу"... Получалось по-разному, но получалось! И в то же время мы попали к другому педагогу. Который тоже пытался сделать "надо" для таких мелких детей. Подумав, я приняла решение - мы не будем этим заниматься сейчас - не критично (в отличии от логопедии), и потом или появится желание, или найдем другого педагога, или я сама что-то придумаю (собственно так и получилось - ребенок научился читать в 5 лет, достаточно быстро, и с желанием, без всяких "надо")

Но и это - не все. Потому что мы живем в социуме, обществе и т.п. И у нас есть рамки. И будут ситуации, когда "надо"... А значит наш ребенок должен не только жить в свободе, но и уметь управлять собой, своими желаниями. Нравится нам это или нет. Но это немного другой вопрос. И, кстати, это тоже можно воспитывать, выращивать с детства, в играх, с радостю и азартом :)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Ср июн 01, 2011 8:24 pm 
Бывалый форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт июн 17, 2008 5:24 pm
Сообщения: 104
Откуда: Санкт-Петербург - Германия
Аня - Коша писал(а):
Сразу скажу, что с постами Ольги знакома, и что такое привязанность в курсе.
Но, если честно, я не вижу особой связи привязанности, принуждения и того, что вызвало эти рассуждения - поведение Вашей дочки

Да, я несколько сумбурно все это написала.. Связь такая. Для меня так часто бывает, что трудно заинтересовать. Ну, взять ту же скрипку. Дочка ее сама выбрала, и в принципе, ей нравилось сначала. Сейчас же мне самой она порядком надоела (ну, время получилось неудачное..). В то же время, это каждодневный труд, требующий больших усилий. И если не поставить это на первое место, малоэффективно. Но если поставить на первое место - то привязанность уходит на второе.. В общем, это я какая-то неправильная мама.. У меня либо одно получается, либо другое. То есть, получается либо просто играть (тем самым укрепляя привязанность), либо чем-то заниматься (при этом заставлять, получать противление, что негативно отражается на привязанности). По разным причинам - и времени не хватает на все из-за малыша, и сил, моральных и физических. Так что останется ребенок при таком подходе без всякого развития вообще. Особенно если учесть, что нам до всякой мало-мальски толковой секции или студии надо ехать пол-часа-час на машине.

Аня - Коша писал(а):
Начнем с того, что это совершенно нормально по возрасту до 6-7 лет не хотеть заниматься, как учиться, а именно играть. И если система занятий не была построена с учетом этой потребности ребенка, то есть не была игрой, то ребенок совершенно закономерно не захотел в это играть.

Ну, игру на инструменте представить в виде игры может только очень талантливый педагог.. :) Я таких не знаю. Игровые моменты - да, есть, иногда их можно придумать, но в основе своей это все равно будет система, а не игра..
Я хотела забросить скрипку, попробовали и ладно. Просто педагог пытается убедить меня, что это не правильно, что надо продолжать, что это кризис, что Яна просто столкнулась с трудностями, которые надо преодолеть. Вот и возникли сомнения.

Аня - Коша писал(а):
Так же закономерно и то, что игра со сверсниками интереснее чем мамина учеба. Просто дочка изменилась, а мама - нет :) И привязанность, обучение скрипке, обучение русскому языку и немецкий детский сад тут совсем не при чем :) Просто надо маме менять свою позицию, отношение к дочке, и сами отношения строить иначе. Это не так просто, особенно, когда есть малыш...


Да я вот этим и занимаюсь последние несколько месяцев. Получается не всегда.. Может быть подскажете, как менять отношения? У Ольги Писарик мне все нравится, только она еще не обо всем написала, и у нее много теории, маловато пока практических советов.

Аня - Коша писал(а):
Ну, и по сути вопроса: заставлять или не заставлять.

Вообще говоря, в любой ситуации можно вывернуться так, чтобы заинтересовать ребенка. Чем заинтересовать - другой вопрос. Как это сделать - еще один. Но это - можно сделать.
Вот только встает еще один вопрос, с которого стоит начинать - а для чего вообще это надо?

Да, и еще вопрос времени и цены усилий. Можно пол-вечера потратить на захватывающую игру в домашние задания, а если у мамы есть 15 минут на все - из которых 10 уходит на уговоры...

Аня - Коша писал(а):
Т.е. если мы говорим о том, что ребенку в 4-5 лет задают домашнее задание, которое НАДО делать, и это задание не вызывает отклика, т.е. ребенок не хочет его делать... То встает вопрос: а может проблема в том, что вообще есть такая система... начинать как раз надо с мотивации, чтобы ребенок ХОТЕЛ делать, писать, читать, играть и т.п. И вот на этом хотении все остальное...

Так же может быть нестыковка и в другом пункте, а надо ли вообще это все? Т.е. надо ли писать прописи с 4-5 леткой, надо ли учить слова и т.д.... Может стоит задуматься, а почему мы этого хотим от ребенка сейчас? А может надо начать вот именно этого хотеть через год - два - три, а сейчас заниматься другим???


Ну в нашей ситуации есть такой посыл - научить читать и писать по-русски до школы, чтобы, во-первых, успеть и не создать путаницы с языками, а во-вторых, подготовить ребенка к учебе (освоив чтение на одном языке, второй должен пойти гораздо легче).
Сразу оговорюсь, я до сих пор старалась русским языком - исключительно заинтересовать, без принуждения. Но вот ребенку уже пять лет, а дело не двигается дальше медленного чтения отдельных слов. Даже названия в книгах читать не хочет, хотя слушает с удовольствием, читать стараемся каждый день. У нас остается один последний год до школы. Я просто начинаю бояться, что русский язык двигается слишком медленно, мы до школы не успеем научиться хорошо читать и хоть как-то писать. Может пора ввести обязательную систему типа "мультики только после домашнего задания"?

Аня - Коша писал(а):
Понимаете, русский язык (второй язык), как и любое другое умение, как и любое другое дело можно развивать с радостью! с интересом и увлечением. И если Вы не можете этого делать сами, то значит надо искать ДРУГУЮ школу, в которой это будет...

Да вот не могу.. Мы объездили все школы в округе, нашли лучшую. В остальных все еще хуже.

Аня - Коша писал(а):
Я говорю сейчас не голословно. Я проходила это с 4-летним сыном. Когда он пошел на занятия к логопеду. Там такая же постановка вопроса шла - каждый день, хочу - не хочу. Только я понимала - не хочу - не вариант. И "выпрыгивала из штанов", чтобы сделать "хочу"... Получалось по-разному, но получалось! И в то же время мы попали к другому педагогу. Который тоже пытался сделать "надо" для таких мелких детей. Подумав, я приняла решение - мы не будем этим заниматься сейчас - не критично (в отличии от логопедии), и потом или появится желание, или найдем другого педагога, или я сама что-то придумаю (собственно так и получилось - ребенок научился читать в 5 лет, достаточно быстро, и с желанием, без всяких "надо")

Но и это - не все. Потому что мы живем в социуме, обществе и т.п. И у нас есть рамки. И будут ситуации, когда "надо"... А значит наш ребенок должен не только жить в свободе, но и уметь управлять собой, своими желаниями. Нравится нам это или нет. Но это немного другой вопрос. И, кстати, это тоже можно воспитывать, выращивать с детства, в играх, с радостью и азартом :)

Вы, конечно, правы. И мне бы очень хотелось, чтобы у меня получалось все так же легко, с радостью и азартом. Но я сама человек настроения, человек неорганизованный, и радость и азарт бывает далеко не всегда. Увы. И когда я вижу, что у дочки тоже такие черты проявляются, неорганизованность какая-то, меня это очень раздражает. Потому что сама такая. :) Вот и думаю, может все же надо построить железную дисциплину для себя и для нее? Школы, кстати, с их заданиями эту функцию и выполняют - иначе просто ничего не делается (это мы увидели во время трехмесячного перерыва в занятиях).

Есть, кстати, еще одна любопытная точка зрения на принуждение и заставляние:
http://satway.ru/articles/inner-conflicts/

_________________
Яночка 11.06.2006
Матвей 1.09.2010


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Ср июн 01, 2011 9:47 pm 
Душа форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн окт 03, 2005 11:22 am
Сообщения: 14014
Откуда: Беларусь (Минск)
Отвечу Вашими же репликами, выделив жирным важное
Цитата:
Для меня так часто бывает, что трудно заинтересовать.

Т.е. проблема не в ребенке, привязанности или раннем развитии. А проблема в Вас.
и дальше - тоже самое
Цитата:
Ну, игру на инструменте представить в виде игры может только очень талантливый педагог

значит или искать такого или просто ЖДАТЬ! Потому что желание УЧИТЬСЯ а не играть приходит! Приходит в те самые 7 лет! (ну, ориентировачно). И вот тогда большая часть "плясок с бубнами" - просто не нужна. Ребенку нравится просто работать! Но опять же, если педагог - профи.

Цитата:
У меня либо одно получается, либо другое. То есть, получается либо просто играть (тем самым укрепляя привязанность), либо чем-то заниматься (при этом заставлять, получать противление, что негативно отражается на привязанности).

Ну вот и ответ на все вопросы. Никакая привязанность тут не при чем. Проблема в том, что ВАМ надо научиться играть так, чтобы достигать результат! Вот и все дела. И занятия - не тождественно равны принуждению!
Есть МАССА ДРУГИХ СПОСОБОВ!
Прочитайте про ТРИЗ, например, про театральную деятельность - как основу обучения... Есть сотни разных направлений в преподавании, которые легко реализовать в работе один - на одни с учеником, и которые будут при этом развивающими и эффективными, которые позволят действительно научить с радостью!

Идите на семинары к Мэтрам. Они тоже учат как радостно учиться. Например, в школе чтения у Лены Даниловой, в Спортивной школе ...

Цитата:
Ну в нашей ситуации есть такой посыл - научить читать и писать по-русски до школы, чтобы, во-первых, успеть и не создать путаницы с языками, а во-вторых, подготовить ребенка к учебе (освоив чтение на одном языке, второй должен пойти гораздо легче).

А на сколько Ваше желание согласуется с психо-физиологическими особенностями возраста? Понимаете, это ВРЕДНО учить писать рукой в таком возрасте, и далеко не все дети созрели учиться читать к 4 годам... И на сколько методы, которыми пытаются научить ребенка НЕ ВРЕДЯТ ему...
вот же в чем вопрос...

я тоже когда-то попала в детский центр, где 3-леток сажали на 45 минут за парты и учили читать по кубикам Зайцева. И педагог был классный! И дети учились. Только мой ребенок не стал туда ходить. Потому что я понимала - так нельзя работать в таком возрасте.

Да, у вас - хорошая цель. И понятно почему она такая. НО... есть объективная реальность - когда мозг готов учиться читать и писать, когда позвоночник готов к сидению, когда рука готова к нагрузкам, и когда нет...

Цитата:
Да, и еще вопрос времени и цены усилий. Можно пол-вечера потратить на захватывающую игру в домашние задания, а если у мамы есть 15 минут на все - из которых 10 уходит на уговоры...

Да, это - цена. Цена за ту свободу, которую Вы хотите. И именно поэтому так популярны насилие, заставление и т.п. - это - ПРОСТО! А вот станцевать так, чтобы ребенок ЗАХОТЕЛ САМ - это требует времени, сил, умения...
есть еще вариант - просто не делать то, что не получается...

В любом случае - выбор всегда за вами. И с тем, ЧТО выбирать, и с тем, какую цену за это платить.
Никто не может решить за вас. И никто не сможет делать за вас, чтобы вы не решили...

Но на этом форуме и сайте, как раз есть те материалы, которые и учат - радостно, легко, с удовольствием - учиться, развиваться, жить вместе с ребенком... И тут есть люди, которые могут этому научить. Так что ... осталость только принять решение :)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Чт июн 02, 2011 12:32 am 
Душа форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср дек 21, 2005 1:27 am
Сообщения: 8511
Откуда: Рига-Малага, Испания
колючка писал(а):
Надо ли заставлять себя и ребенка заниматься чем-либо?

Мой преподаватель по телесно-ориентированной психологии очень любит повторять фразу о том, что чем меньше в жизни человека принуждения и чем больше "хочу этого сам", тем расслабленнее и счастливее этот человек.

колючка писал(а):
Потому что ребенку, привыкшему к свободе, будет трудно потом заниматься по принуждению, по расписанию.

Совсем не обязательно. Ребенок растет. И то, что в 3 года было естественным, в 5 уходит. То, что было нормальным в 5 лет, в 7 начинает сменяться на что-то другое. Вот вспомните, как мы шли в школу. Был садик, в садике никаких занятий, кроме последнего, предшкольного года, когда нам было уже по 6 и в течении года исполнялось 7 лет. Занятия разве что не пляски с бубном. Потом первый класс - плавная адаптация к школе (некоторым тем часом 8 лет исполнялось). И не было никаких трудностей из-за отстутствия ранней привычки к "надо учится". Как-то все происходило очень мягко и без нервотрепки. Сменялась роль - вчера был дошколенок, сегодня - ученик, школьник. Вчера не было обязанностей, сегодня появились.

колючка писал(а):
Это значит - домашнее обучение,

Домашнее обучение в плане учебы мало чем отличается от школы. Ну разве что только не надо терять время, ожидая других одноклассников. А так - та же самая регулярность, те же самые учебники. Мы были на домашнем обучении этой зимой. Не так с ним все просто, с домашним обучением.
Ну и от того, что ребенок учится дома его собственная мотивация все равно не появится на ровном месте.

колючка писал(а):
мы ездим в русскую школу с пяти лет и должны регулярно делать домашние задания), через не могу, через нравится-не нравится. Просто надо, и все.

Я конечно не берусь давать советы, ни в коем случае. Тем более, что не знаю, какая у вас ситуация с языком. Но очень хочу сказать, что мы занимались с сыном в русской школе когда-то, когда еще жили в Ирландии. А потом переехали сюда и никаких русских занятий тут нет, поэтому заниматься негде. И мы занимались только сами. Я не вижу никакой разницы между тем, как оно было со школой и тем, как без нее. Иногда мне казалось, что сын с облегчением выдохнул от того, что не надо делать "уроки". Тем более, что положа руку на сердце, они были необычайно скучны и не соответствовали возможностям и интересам детей 5-6 лет.

колючка писал(а):
способную на волевые усилия над собой, способную не только идти за своими желаниями, умеющую не только развлекаться.

Всему свое время... В 5 лет волевая сфера только формируется, рано ждать от ребенка каких-то результатов.

колючка писал(а):
То есть, если бы я с ней не занималась, результата бы не было вообще, или он был бы несравненно скромнее, чем сейчас.

А так и должно быть. :)
Но я спрошу - а что вы хотите? Хотите, что бы она сама по своей инициативе села заниматься и делала над собой усилия?

колючка писал(а):
В-третьих, ситуация с регулярным принуждением что-то делать сильно подпортила наши отношения, нашу привязанность, дочь отдались от нас, переключилась на ровесников.

Хм... я бы сказала, что скрипка тут ни причем вообще. Это просто особенность возраста. Дети примерно в 5 лет начинают очень активно интересоваться сверстниками. До этого сверстники были лишь кем-то, за кем можно наблюдать, но говорят не понятно, играть не умеют, фантазия странная, дерутся без повода. А в возрасте около 5 лет что-то щелкает и поскольку на первый план начинает выходить настоящая ролевая игра, сверстники оказываются как нельзя кстати.

колючка писал(а):
и наши занятия - к сожалению сильно потеряли свою привлекательность, теперь она просит только поиграть с ней.

Возможно это повод сменить стиль занятий?

колючка писал(а):
Просто педагог пытается убедить меня, что это не правильно, что надо продолжать, что это кризис, что Яна просто столкнулась с трудностями, которые надо преодолеть. Вот и возникли сомнения.

С педагогом тут 2 варианта. Либо он прав, либо нет. :) Если принять, что он прав, то что можно сделать? Например, устроить небольшие каникулы.
Или договориться с дочкой о том, что она должна играть ... сколько? 20 минут? 30 минут? ежедневно, а Ваша обязанность ей помогать и контролировать. Вы не заставляете ее играть, Вы помогаете ей достинуть той цели, которую она сама хотела получить, но от которой стала отказываться, потому, что начались трудности.
Если он не прав, то наверно надо понять, что им движет. Во первых материальная заинтересованность. Во вторых - педагогам, которые вкладывают в детей душу частенько обидно, когда от них уходят ученики. Кроме того, если человек - педагог по скрипке, то он скорее всего сам прошел все эти этапы игры, когда ты маленький и тебе уже надоело, но ты должен. Кто-то сжимает зубы и идет вперед, а кто-то отказывается.
Кстати говоря, у Гидона Кремера есть книга "Осколки детства", я не читала ее всю, только отрывки, но насколько я понимаю она о его детстве и об обучении игре на скрипке. На русском эту книгу купить практически не возможно. Но она написана на немецком, может быть у вас выйдет ее найти? Мне кажется, ее полезно было бы почитать, раз возник вопрос о скрипке и о том, какой путь выбрать.
Вот она: http://www.amazon.de/gp/offer-listing/3 ... ition=used

колючка писал(а):
У нас остается один последний год до школы. Я просто начинаю бояться, что русский язык двигается слишком медленно, мы до школы не успеем научиться хорошо читать и хоть как-то писать.

Год в этом возрасте очень много!
Простите, что я опять с нашим опытом лезу, но у меня мальчишка начал читать после 6 лет, хотя умел с 3. Но до 6 лет ему было мучительно тяжело. А в 6 лет я ввела обязательное ежедневное чтение. И дело пошло. Сначало со скрипом, потом все лучше и лучше. Сейчас он читает на 3 языках. Скорость - Главное чудо света он прочел за 3 дня. Письмо - я долго билась (с ощущением стучания головой об стену), а том поняла, что нет необходимости обучать ребенка в 5-6 лет писать по-русски очень серьезно. Если ребенок научится читать и будет читать, лет до 8-9 можно вообще всерьез письмом и грамматикой не заниматься. Только так, чуть-чуть, ча-ща, жи-ши, тся-ться и др. такие простые правила, которые нужны, чтобы писать бабушкам письма более менее грамотно и переписываться с детьми. А к 8-9 годам, когда у ребенка наберется визуальный набор слов, можно уже более серьезно подходить к письму и грамматике.

колючка писал(а):
Вот и думаю, может все же надо построить железную дисциплину для себя

А получится? :) Вас саму на долго хватит? :)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Чт июн 02, 2011 11:49 am 
Душа форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн окт 03, 2005 11:22 am
Сообщения: 14014
Откуда: Беларусь (Минск)
Алена, как здорово, что ты нашла время написать. Спасибо.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вс июн 05, 2011 4:58 pm 
Бывалый форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт июн 17, 2008 5:24 pm
Сообщения: 104
Откуда: Санкт-Петербург - Германия
Алена, Аня,
тоже хотела поблагодарить за ответ, я Ваше мнение очень ценю, т.к. давно читаю Вас на форуме.

Artemis писал(а):
Мой преподаватель по телесно-ориентированной психологии очень любит повторять фразу о том, что чем меньше в жизни человека принуждения и чем больше "хочу этого сам", тем расслабленнее и счастливее этот человек.

Это, вероятно, так и есть. :)
Значит, вся мудрость в том, чтобы желания совпадали с обязанностями. Есть смысл задуматься о том, как этого достичь..
Я сама по своему детству помню тягостность принуждения - моя бабушка была учительница и сажала заниматься чтением, письмом, математикой еще до школы, когда мне это было еще сосем не нужно и очень тяжело. Поэтому пока и не настаиваю на выполнении домашних заданий, и от скрипки хочу отказаться..

Artemis писал(а):
Я конечно не берусь давать советы, ни в коем случае. Тем более, что не знаю, какая у вас ситуация с языком. Но очень хочу сказать, что мы занимались с сыном в русской школе когда-то, когда еще жили в Ирландии. А потом переехали сюда и никаких русских занятий тут нет, поэтому заниматься негде. И мы занимались только сами. Я не вижу никакой разницы между тем, как оно было со школой и тем, как без нее. Иногда мне казалось, что сын с облегчением выдохнул от того, что не надо делать "уроки". Тем более, что положа руку на сердце, они были необычайно скучны и не соответствовали возможностям и интересам детей 5-6 лет.

Ну, может быть, русская школа больше нужна родителям для организации, мотивации, социализации.. Я тоже знаю родителей, которые и без русской школы отлично учатся читать.. А кому-то нужна эта регулярность (мне). Лично я в русской школе еще очень ценю и праздники, и песенки (там у них занятия единым блоком), - все таки, это другая (русская) среда, культура.

Artemis писал(а):
А так и должно быть. Но я спрошу - а что вы хотите? Хотите, что бы она сама по своей инициативе села заниматься и делала над собой усилия?

Нет, конечно, этого я не жду от пятилетнего ребенка. От семи-восьми летнего наверное уже буду ждать. А сейчас мне бы хотелось просто отклика, побольше согласия, поменьше противления. И еще пытаюсь понять, нужны ей эти занятия, или нет. Все же, я за них тоже плачу очень много своих сил, да и денег.

Artemis писал(а):
Возможно это повод сменить стиль занятий?

Да.. Только понять бы, как..
И еще я пытаюсь подбирать такие занятия, которые нравятся, к которым есть склонность..

Artemis писал(а):
С педагогом тут 2 варианта. Либо он прав, либо нет. Если принять, что он прав, то что можно сделать? Например, устроить небольшие каникулы. Или договориться с дочкой о том, что она должна играть ... сколько? 20 минут? 30 минут? ежедневно, а Ваша обязанность ей помогать и контролировать. Вы не заставляете ее играть, Вы помогаете ей достинуть той цели, которую она сама хотела получить, но от которой стала отказываться, потому, что начались трудности. Если он не прав, то наверно надо понять, что им движет. Во первых материальная заинтересованность. Во вторых - педагогам, которые вкладывают в детей душу частенько обидно, когда от них уходят ученики. Кроме того, если человек - педагог по скрипке, то он скорее всего сам прошел все эти этапы игры, когда ты маленький и тебе уже надоело, но ты должен. Кто-то сжимает зубы и идет вперед, а кто-то отказывается. Кстати говоря, у Гидона Кремера есть книга "Осколки детства", я не читала ее всю, только отрывки, но насколько я понимаю она о его детстве и об обучении игре на скрипке. На русском эту книгу купить практически не возможно. Но она написана на немецком, может быть у вас выйдет ее найти? Мне кажется, ее полезно было бы почитать, раз возник вопрос о скрипке и о том, какой путь выбрать. Вот она: http://www.amazon.de/gp/offer-listing/3 ... ition=used


20 минут в день - с этого мы начинали. Теперь наш максимум - одна песенка за занятие пару раз в неделю.
Мотивацию педагога я прекрасно понимаю. Но он ведь и доводы приводит, с которыми одна часть меня соглашается, а другая - нет.
За книжку спасибо, с удовольствием почитаю на немецком.

Artemis писал(а):
Год в этом возрасте очень много! Простите, что я опять с нашим опытом лезу, но у меня мальчишка начал читать после 6 лет, хотя умел с 3. Но до 6 лет ему было мучительно тяжело. А в 6 лет я ввела обязательное ежедневное чтение. И дело пошло. Сначала со скрипом, потом все лучше и лучше.

Спасибо, Ваш опыт очень ценен!
Вот об этом и был мой вопрос. Получается так, что пока не поставишь что-то на первое место, - дело не идет. Вот Вы ввели обязательные занятия - и дело пошло! Но это ж и есть принуждение!
И в чем по-вашему, дело - в возрасте, или в обязательных занятиях?

Со скрипкой то же самое, вот мы перестали заниматься каждый день - и все, играть все труднее, все забывается, в общем, только чтоб не забыть последнее, а движения вперед нет.
У нас такая же проблема с плоскостопием. Мне врачи говорили, надо делать то, то, и то. Мы носили стельку, а массаж и гимнастику не делали, пока одна врач не убедила меня, что если я не буду заниматься с дочкой гимнастикой каждый день, у нее будет все очень плохо. Мы занимаемся всего месяца 4, и результат виден, он несравненно лучше, чем за три года просто ношения стелек..
Но эта гимнастика нам дается очень тяжело. Вот четыре месяца делаем, и все это время не было ни разу, чтоб дочь просто встала и сделала ее. Нет, она каждый раз ноет, что не хочет, и т.п. Но, с тех пор, как это система (мы не садимся завтракать, пока она не сделает гимнастику, и исключения бывают только если проспали, или куда-то надо идти раньше обычного), это гораздо легче. А если системы нет, т.е. делаем, когда мама вспомнит - тогда вообще беда, уговаривать надо по пол-часа, выслушать еще в свой адрес кучу гадостей от дочки о том, какая я плохая, что заставляю ее.

Artemis писал(а):
А получится? Вас саму на долго хватит?

Ну.. У если что-то одно, то получится точно, если две вещи - возможно, а больше уже сложно.. Вот каждый день делать гимнастику, читать и играть на скрипке - по-моему, уже перебор, если все занятия идут со скрипом и требуют много маминого терпения. Придется что-то выбирать. (Для меня это самое сложное..:( )В прошлом году я хотела музыкального развития, т.к. считаю Яну музыкальным ребенком, теперь (за год до школы) на первое место выходит русский язык, а еще нам обязательно надо заниматься спортом (из-за нашей гипермобильности суставов и плоскостопия, у дочки икс ножки). Можно совместить спорт с музыкой и получится балет, который дочке к тому же очень нравится. :)

_________________
Яночка 11.06.2006
Матвей 1.09.2010


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Новая темаКомментировать Страница 1 из 1   [ Сообщений: 7 ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron


Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group