Изменить размер шрифта

Раннее развитие детей

 


Новая темаКомментировать Страница 1 из 3   [ Сообщений: 44 ]
На страницу 1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: НЕЛЬЗЯ научить! Можно НАУЧИТЬСЯ!!!
СообщениеДобавлено: Вс фев 11, 2007 2:47 am 
Форум-мама
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср апр 06, 2005 5:41 pm
Сообщения: 25701
Когда-то, лет десять назад, на одном семинаре по педагогике я услышала фразу, поразившую меня тогда до глубины души своей абсурдностью, как мне тогда показалось.
И звучала она так "НЕЛЬЗЯ научить! Можно НАУЧИТЬСЯ!!!"
Мне потребовалось несколько лет, чтобы понять до конца весь смысл этой фразы, всю её глубину!

Самые ценные знания и умения - эти те, которые человек приобрел сам! Путем поиска, эксперимента, путем проб и ошибок, тренировок – многократного повторения уже освоенного и постепенной наработкой нового!

Вот мы можем дать ребенку в руки пластилин и сказать "Вот так можно сделать ротик, а так грустный ротик, а так улыбку, а так удивление". Отличная работа! Мы ДАЛИ своему ребенку так много! Такой багаж!
А что сделал он? Он, как всегда, сидел и слушал...
А вот если бы он САМ много-много раз пробовал так или по-другому сделать ротик то улыбающимся, то грустным....
Каким бы важным, продуманным, ценным было бы для него потом это умение - изображать на лице эмоции!!!!

Вот еще пример.
Мы можем настойчиво учить ребенка читать! Кубики или другие пособия... Пихаем ему... Сначала интересно, но проходит несколько дней или недель, и ребенок начинает отворачиваться от кубиков, от букв, от слов и карточек...
А что если просто окунуть его в среду, в которой есть место устной речи. И не будем ждать никакого результата! Тогда рано или поздно ребенок научится читать сам! Это самый идеальный вариант!
То есть, мы будем давать ему возможность увидеть и услышать то, что написано. Но чем ненавязчивее это будет, тем важнее будет для ребенка умение читать...
Я проверила это на своих же детях.
Катю и Мишу я учила целенаправленно.
А Лиза научилась, практически, сама, видя, как Миша занимается по кубикам. Я на тот момент НЕ ЖДАЛА от нее результат! Это самое важное!
Ей было интересно, она сама захотела и сама стала стараться прочитывать склады и слова. Мне осталось только помочь ей потренироваться в этом направлении! Но с каким рвением она это делала! если б вы видели! А именно потому, что сама стала читать! А не потому, что ее учили!
Так вот, Миша, наученный мною, продвигался гораздо медленнее и не так охотно.
Катя же, которую я научила читать очень рано, просто не применяла это умение, потому что оно было совсем не актуально для нее в тот момент жизни!

Представьте, что мы начали учить годовалого малыша пользоваться кольцами. Что мы для это сделаем?
Самый лучший вариант - просто повесить кольца и все тут. Ребенок рано или поздно сам начнет пробовать и постепенно овладеет снарядом в совершенстве.
Это идеальный пример!
Отличная помощь в этом деле для малыша - пример ребенка чуть старше, уже владеющего кольцами.
А вот если родители пытаются требовать от ребенка, чтобы он начал кувыркаться, поднимать ножки к кольцам или выполнять другие упражнения. Это кончается или травмами (мы ждем от ребенка того, чем он еще не может). Или отказом от колец надолго...

Саша, когда осваивает на комплексе новые движения, я ей не мешаю и не подсказываю. Но всегда приду на помощь, если она окажется в затруднительной ситуации.
Думаете, я сниму ее с комплекса? Нет, я направлю ее ножку или ручку своей рукой в нужном направлении! И всё! Она дальше справится сама – в этом я не сомневаюсь.

Можно рассказать ребенку о выталкивающей силе (сила Архимеда). Но можно и не рассказывать. Когда он купается, давать ему разнообразные по свойствам предметы и иногда, вскользь, обращать его внимание на то, что они ведут себя в воду по-разному.
А потом спросить у ребенка, что он заметил. А у ребенка постарше – спросить, какие выводы можно сделать.
Половину законов физики ребенок может открыть и сформулировать сам, если предоставить ему такую возможность!

Неужели это не чудо!? Самому научиться!
Нет! Наши мамы спешат скорее всему научить!
Потому что мам, особенно для тех, кто занят ранним развитием – важен результат.
Но ведь мы занимаемся ранним развитием, а не ранним обучением! В этом-то и вся проблема! Потому так ругают психологи всё раннее развитие, потому что его чаще всего подменяют именно обучением.
А должно быть – просто погружение в развивающую среду.

Да, у меня тоже были такие нотки, когда мы с Сашей учились рисовать (господи, всего-то в полгодика и чуть старше). Я всё не видела, что ей интересно, что происходит на бумаге, и меня это огорчало. А почему? Потому что я видела других малышей, которых это интересовало, которые радовались и процессу, и результату. А потом я расслабилась и забыла о результате. И дело сразу пошло хорошо!

Как говорила великая Мария Монтессори – «Дай мне это сделать самому!». Вот что мы должны дать своим детям! Возможность сделать всё самостоятельно!
А мы их учим!!!

Что же такое обучение? Как разобраться? Как не спутать его с развитием?

Показ карточек, альбомов и презентаций – это обучение?
Нет. Это погружение в информационную среду. Главное здесь – добрая воля ребенка. Пусть смотрит то, что ему интересно. Если вы почувствовали, что интереса нет, отмените занятия (частями или полностью).
Показывайте то, что малышу нравится. Разговаривайте об этом, обязательно давайте информацию в очень разнообразном виде. А главное – приближайте ее к жизни. Это очень важно. Совсем отвлеченная информация не актуальна для малыша.

В рисовании, лепке, аппликации?
Дайте много разнообразных материалов. Пробуйте и так, и эдак. Главное! Ни в коем случае не просите выполнить что-то по образцу! Никаких снеговиков из кружочков и корабликов из треугольников! Только вольный полет мысли! Пусть для вас это будет просто комок разноцветно пластилина или нагромождение клочков бумаги на листе. Малышу должно просто нравиться, что и как он делает!
Классические педагоги (в российских художественных школах) вообще говорят, что учить ребенка классическим приемам рисования можно не раньше 12 лет. В кружках же рисования – деткам до 12 лет – надо просто создавать условия для полета фантазии (читайте Елену Макарову).


В математике?
Окружите ребенка числами, погрузите его в процесс пересчитывания всего и вся. Но не требуйте , чтобы он считал или называл вам, сколько здесь помидоров или машинок.
Когда вы услышите, как в своей непринужденной игре малыш использует счет «Было две машинки, приехала еще одна, стало три» и так далее, вот тогда радуйтесь результатами и потихоньку начинайте двигаться дальше. А как? Считайте (в процессе игры) двойками и тройками. Умножайте и делите (печенья между куклами) и так далее.

В обучении чтению?
Я уже писала об этом выше. Но повторю главное – окружите ребенка письменной речью. Но не настаивайте на прочтении или показе нужного слова. Просто ведите себя так, будто читать умеют все и ребенок тоже. А ребенок, окруженный письменной речью, скорее всего уже умеет читать, только про себя. :) Просто не торопите его. Придет время, и он сам покажет вам, что он уже умеет читать и хочет совершенствоваться в этом направлении.

В иностранных языках?
Самый идеальный вариант – погружение в языковую среду. Например, няня, говорящая на иностранном языке. Для многих из нас вариант почти невозможный.
Что остается? Мультики, фильмы, чтение книг (сказки и стихи, а не упражнения). Можно слова – на карточках или презентациях, но тоже только по желанию.
Позже – игры, инсценировки, друзья по переписке и так далее. Но не сидение на учебниками. Или заучивание энного количества слов и фраз.

Когда же начинать детей учить?
Я думаю, тогда, когда они готовы к этому физически и морально.
Скорее всего, после пяти лет ребенок уже должен систематически чему-то обучаться. Иначе ему будет сложно потом в школе.
Да и потому, что ребенок взрослеет и ему уже недостаточно просто развивающей среды.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс фев 11, 2007 3:37 am 
Старейшина

Зарегистрирован: Чт мар 30, 2006 1:32 am
Сообщения: 1173
Откуда: Израиль, Хайфа
Лена Данилова, самые ценные знания и умения- это те, которые стали навыком.

все знания человек приобретает сам.
важно не подавлять его выбор...
дать сделать самому, - это очень важно...
бесспорно!
но ведь существуют разные способы организации условий...
кубики зайцева - условия...
игры - условия

вы же не оставляете ребенка с кубиками зайцева наедине
и все равно, ребенок учится этому сам.

а что такое результат?
мы как-то со сладкоежкой беседовали об этом в одноименной теме...
пришли к выводу, что это осознанное использование, а не случайное попадание...
а вы что думаете?


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс фев 11, 2007 3:53 am 
Форум-мама
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср апр 06, 2005 5:41 pm
Сообщения: 25701
assol писал(а):
а что такое результат?
мы как-то со сладкоежкой беседовали об этом в одноименной теме...
пришли к выводу, что это осознанное использование, а не случайное попадание...
а вы что думаете?

А я думаю, что для большинства родителей результат - это то, что можно повесить на стенку или чем можно похвастаться.
К сожалению...
А для меня - процесс и результат едины. Я не жду отчетных результатов от малышей.

assol писал(а):
вы же не оставляете ребенка с кубиками зайцева наедине?

и все равно, ребенок учится этому сам.

Это среда! А вопросы "Что здесь написано?" - это требование результата.
И никто не требует, чтобы все мыслили одинаково - упаси Бог!
Но есть опыт, опыт многих поколений (я сейчас не освоем, конечно, говорю). И к опыту есть смысл прислушиваться.
Мне это помогло.
Дай Бог, если поможет другим.

assol писал(а):
все знания человек приобретает сам.

Как правило, ему их вдалбливают. особенно в массовой школе.
Поэтому знани-то и нет!
Вот хорошо бы он сам их приобретал! Это просто идеальная картина!

assol писал(а):
судзуки считает, что в три года ребенок обучаем...
монтессори. что с рождения...
и т. д.

Обучаем, конечно!
Только в младенчестве обучение - это именно погружение в правильную среду, разве нет?

_________________
Новые проекты, эфиры, полезные материалы - теперь в Телеграм


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс фев 11, 2007 1:04 pm 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт окт 13, 2006 12:55 am
Сообщения: 260
Откуда: Irvine, CA USA
Девчата, я вас прочитала, и мне показалось, что вы говорите об одном и том же.
Недавно мой муж поделился своим открытием - раньше, говорит, я считал, что людьми движет либо страх, либо цель, а наблюдая за Санькой открыл для себя, что еще огромной движущей силой может быть любопытство, жажда познания.
И еще малыши обладают удивительной настойчивостью в овладевании новых навыков. Я наблюдаю, как Санька учится ползать - встает на четвереньки, качается, переставляет ножку, валится на спинку, переворачивается, встает опять, и опять валится... Мне кажется с ребятишками главное создать им условия, соответсвующую среду и не ограничивать их рамками наших понятий "правильно-неправильно, красиво-некрасиво, сделай так" . Под условиями, под соответствующей средой я вижу не только доступность скажем материалов, но и живую среду - родителей, сестер-братьев, соседа, няни которые занимаются тем или иным видом деятельности - и это не в том плане, чтобы указать ребенку надо так делать или вот эдак, а в том плане, чтобы он видел, что рисование, чтение, спорт есть часть жизни, что это приносит удовольствие и удовлетворение, и чтобы вообще видел как это делается тем или иным человеком.
А вообще я вижу свою задачу как мамы не столько в том, чтобы развить моего дитенка, сколько в том чтобы не погасить в нем тяги к новому, тяги к познанию, не загнать его в рамки принятого и не подорвать его веры в себя (проверка умеешь-неумеешь, понимаешь-не понимаешь работают в этом возрасте мне кажется не на пользу ребенку)

_________________
Санька родился 31 августа 2006 года

Новости нашего вигвама


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс фев 11, 2007 5:12 pm 
Душа форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн окт 03, 2005 11:22 am
Сообщения: 14014
Откуда: Беларусь (Минск)
Лена Данилова, и согласна и нет. Просто Вы несколько разных вещей в одно свели. Я сейчас поянсю. (я просто, как человек в этом супе варящийся, как методист и теортетик :) )

тезис научить нельзя, а научиться можно - правильный. Но он отражает лишь то, что любое знание, навык и т.п. появляется в процессе деятельности - учебной, игровой, исследовательсокй и т.п. Это как раз говорит о том, что нельзя научиться плавать не плавая. Но и только залезть в воду недостаточно, что бы поплыть. Нужно еще многое - образцы, упражнения, собственные попытки, консультации с наблюдателмяи, которые видят наши усилия со стороны и т.п. Т.е. это камень в огород классического научения в садики и школе - когда преподаватель показывает готове знание, а детям надо только его запомнить. Т.е. такое запоминание не есть знание - это только запоминание. А вот если ребенок может использовать полученную информацию, использовать на разных уровнях - просто применть в знакомой ситуации, применть по алгоритмы, применить в совершеено незнакомой ситуации, обобщить что-то и т.п. - это говорит о степени овладения данной информации - т.е. о знании, умении, навыки, а если знание надпредметно (т.е. не связано с конкретным предметом - например, умение общаться) - то и о компетенции.

С другой стороны - если классически представленное знание потом преломляется через опыт использования - то навык точно так же формируется. Вот почему, и классическая школа, традиционное обучение тоже дает какие-то результаты. Другое дело, что эти результаты имеют очень много нюансов.

Такое научение низкоэффективно, потому что:
- разный способ восприятия у детей - т.е. если сидит ребенок кинестетик, деятель - то просто визуально или аудиально предьявленное знание для него вообще никак не прошло. Потом он и не может двигаться дальше. Ему обязательно нужна деятельность, в которй он будет работать руками и т.п.
- разный темп восприятия, обработки информации и т.п.
- любое готове знание воспринимается как чужое - а потому не принимается и не понимается так же глубоко, как полученное самостоятельно

вот почему, любое знание полученное в результате личной заинтересованности, в результате практической деятельности, "выращенное" самостоятельно - оно имеет большую "ценность" для ребенка, оно воспринимается лично, и лучше усваивается и используется впоследствии.
И это никак не отрицает то, что написала Лена.

Т.е. занимаясь, играя с детьми, мы исходим (должны исходить) из того, что полученные, приобретенные знания должны быть добыты детьми лично, в результате их деятельности, а не преподнесены им готовыми. Для этого и важно создание среды, в которой такое возможно, важно учитывать актуальность того или иного действа и области, и важно идти "за ребенком" - т.е. использовать его познавательный интерес и предлагать ему такие задания, игры, упражнения, в которых он бы смог постичь что-то новое. Но это же не отрицает. что мы можем предложить ребенку игры, задания и т.п. Просто надо быть очень аккуратным, что бы не подменить желание и интерес ребенка своими устремлениями. Потому как у нас с вами большой опыт предъявления своих желаний и устремлений, а у ребенка нет. И он не всегда может отличить то, что хочет сам, от того, что ему предлагают снаружи.
Но чем больше мы помогаем ребенку понять себя, научиться выражать СВОЕ мнение и т.п. - тем сложнее нам будет навредить ребенку :)

Что касается научения техникам и конкретным знаниям - это еще один вопрос. И тут тоже все просто, если задуматься. Помните немецкую пословицу, что для того что бы помочь голодному, надо не рыбу ему дать, а удочку, и научить ей пользоваться. Так же со знаниями и детьми. Наша задача не научить конкретному приему, факту и т.п. - а научить навыкам мышления, общения, работы с информацией, выражения себя и т.п. - это называется базовым компетенциям (я уже о них немного писала). И теперь, когда ребенок умеет мыслить, говорить и т.п. любое конктреное знание им постигается просто - он уже умеет постигать, учить, аналазировать и т.п.

вот. кажется немного разложила по кучкам :)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс фев 11, 2007 7:12 pm 
Форум-мама
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср апр 06, 2005 5:41 pm
Сообщения: 25701
Аня - Коша писал(а):
вот почему, любое знание полученное в результате личной заинтересованности, в результате практической деятельности, "выращенное" самостоятельно - оно имеет большую "ценность" для ребенка, оно воспринимается лично, и лучше усваивается и используется впоследствии.

Об этом я как раз и хотела сказать!
Знания полученные нсильно - не оставляют след в памяти, стираются при отсутствии опыта, они непрочны.
А если говорить о дошкольниках (а о них и шла речь), то вообще только приобретенные самостоятельно знания дают радость познания, прочность этих знаний!
Аня - Коша писал(а):
Но это же не отрицает. что мы можем предложить ребенку игры, задания и т.п. Просто надо быть очень аккуратным, что бы не подменить желание и интерес ребенка своими устремлениями

Конечно! :)
Как часто и бывает...

Аня - Коша писал(а):
Наша задача не научить конкретному приему, факту и т.п. - а научить навыкам мышления, общения, работы с информацией, выражения себя и т.п. - это называется базовым компетенциям (я уже о них немного писала). И теперь, когда ребенок умеет мыслить, говорить и т.п. любое конктреное знание им постигается просто - он уже умеет постигать, учить, аналазировать и т.п.

Золотые слова!
Я только не поняла, где Вы со мной не согласны! :)
Я под каждым Вашим словом подпишусь.
Вы просто более научно обосновали мои же высказывания.
:D :D
Я противоречий не вижу!
Я не писала о том, что знания, полученные "насильно" совсем бесполезные :) Я вот научила детей читать - всех по-разному, но научила.
Просто у одного шло искрометно, а у других иначе. И у других двоих - тоже по-разному!
Не скажу, что плохо. Но иначе, не так, как хотелось бы в идеале!

_________________
Новые проекты, эфиры, полезные материалы - теперь в Телеграм


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс фев 11, 2007 7:16 pm 
Форум-мама
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср апр 06, 2005 5:41 pm
Сообщения: 25701
Аня - Коша, не помню, где я читала...
Так вот, знания приобретенные на собственном опыте усваиваются на 80-90 процентов.
А знания, полученные из чужих уст (все рассказали, разъяснили, показали) - на 10-15 процентов!
Вот такая статистика! :o

_________________
Новые проекты, эфиры, полезные материалы - теперь в Телеграм


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс фев 11, 2007 8:35 pm 
Душа форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн окт 03, 2005 11:22 am
Сообщения: 14014
Откуда: Беларусь (Минск)
Лена Данилова,
увиденные до 15, а услышанное еще меньше - ДО 10%
я не согласна только в одном - тут много разных моментов( ия их попыталась развести, пояснить почему так), и не все они связаны непосредственно с тем, что нельзя научить :)
а так подписываюсь :)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс фев 11, 2007 9:14 pm 
Форум-мама
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср апр 06, 2005 5:41 pm
Сообщения: 25701
Аня - Коша писал(а):
тут много разных моментов

Конечно! :) Но я нарочно пыталась несколько упростить :wink: , чтобы даже самые молодые и неопытные мамы прониклись темой! :roll: :lol:

_________________
Новые проекты, эфиры, полезные материалы - теперь в Телеграм


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс фев 11, 2007 10:09 pm 
Новичок

Зарегистрирован: Вс сен 24, 2006 5:56 pm
Сообщения: 8
Откуда: Иркутск
Тема нужная, жаль только, иногда не успеваешь спокойно посчитать до 10 и дать своему ребенку сделать ОТКРЫТИЕ самому, или задним умом соображаешь - отнял такой момент у малыша. Хорошо что в детстве сердце доброе и способное прощать ненужное вмешательство взрослых. Меня когда-то научили довольно рано читать (звучало для всех - сама научилась). И только через много времени я избавилась от ненужной скорости чтения, она иногда очень мешала. Поэтому сына своего не хочу УЧИТЬ читать, и недавно он сам заинтересовался - а что это такое? - только тогда я сказала, что это буквы. Может, я и не права, а может, так будет лучше, себя-то в детстве я хорошо помню

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт фев 13, 2007 10:53 pm 
Бывалый форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн дек 04, 2006 1:52 am
Сообщения: 106
Откуда: Луганск, Украина
Нельзя научить, можно научиться. Мне кажется это как бы давно известная истина. даже в самых обыкновенных школах любое знание уваивается на множестве примерах, задачках, самостоятельной работе и т.д. Сначала учитель объясняет правило, а потом дети сами решают примеры. И маленькому ребенку то же надо показать как лепить, клеить, плавать, висеть на кольцах, резать ножницами. Если просто дать ему предметы он долго будеть доходить до понимания как ими пользоваться, если вообще поймет. Я не думаю,что кто-то даст ребенку ножницы и бумагу не показав, как резать. Более того родитель скорее всего будет наблюдать, дабы дите не порезало себе руки. то есть мы все-таки сначала учим, а потом уже закрепляем знания. Это на мой взгляд, конечно.

_________________
Изображение
Материнство: миссия выполнима


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн мар 05, 2007 9:46 am 
Форум-мама
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср апр 06, 2005 5:41 pm
Сообщения: 25701
Нива писал(а):
Я не думаю,что кто-то даст ребенку ножницы и бумагу не показав, как резать. Более того родитель скорее всего будет наблюдать, дабы дите не порезало себе руки. то есть мы все-таки сначала учим, а потом уже закрепляем знания

Это навыки, а не знания. А речь шла именно о знаниях.
Хотя и научить резать тоже невозможно! Только показать на личном примере, а потом давать нужные материалы для разрезания! :lol: Чтобы неумелым ручкам было легко! Тогда ребенок САМ научится! А сколько бы ВЫ НЕ ДЕЛАЛИ эти движения вместе с ним - НИЧЕГО не начнет получаться! Только многократные тренировки дадут результат, а не обучение!
Как облегчить это обучение?
Я давала малышам резать тонкие полоски картона, такие, что их можно было разрезать одним даже слабым движением ножниц!
В два года Катя резала идеальные фигуры! И делала это часами! :lol: :lol:

_________________
Новые проекты, эфиры, полезные материалы - теперь в Телеграм


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн мар 05, 2007 3:25 pm 
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт окт 20, 2005 1:27 pm
Сообщения: 955
Откуда: Владимир
Лена правильно пишет о том, что важно правильно использовать слова. Ведь огромное большинство в слово учить вкладывает совершенно определенный смысл и они прочтут то, что совершенно Вы не подразумевали. Учить - говорить как надо делать, поправлять, показывать, исправлять и делать это регулярно и методично. Я чаще всего именно с такой трактовкой слова учить сталкиваюсь. Но сама могу вкладывать в это совсем другой смысл. Сейчас даже стала говорить, что я не учу, что мы просто играем, но для многих это пустая трата времени и тогда прямо в процессе игры приходится объяснять мамам, что делая то-то и то-то ребенок сам может научиться тому-то и тому-то. И это очень удивляет, что без обычного процесса обучения, к которому все привыкли по садикам, школам можно вообще чему-то научиться, что-то освоить.

Маленького ребенка до определенного возраста вообще невозможно научить в этом смысле, до года он вообще всему учится сам. Но годам к 2 в жизни все так переплетается, что бывает уже трудно отделить одно от другого. Даже вот с ножницами, чаще всего приходится правильно вложить их в руку - это уже пожалуй обучение, но давая возможность упражняться мы предоставляем ему возможность самому научиться. Это еще ведь и от ребенка зависит. Один смотрит , воспринимает, присваивает и делает, а другой смотрит, но не видит, не присваевает и его придется именно обучать. Зависит и от мамы, у одной уклон больше в научение, она все старается объяснить, хотя что может понять малыш из ее объяснений - совершенно не ясно, другая мама больше предоставляет свободы. Но и свободу можно предоставить по-разному. В одном случае это просто вседозволенность, в другом же тонкое руководство и направление пусть даже в той деятельности, которую в данный момент избрал ребенок. Для большинства же это безмерно трудно. Гораздо проще предоставить свободу или попытаться просто научить, а потом сказать - я сделала все что было возможно, вот с ребенком не повезло, такой уж бездарный попался, весь в папу (бабушку, дедушку...)

Может я все не о том, но вот пол-дня думаю. В институте нас учили тому, что знания, умения, навыки - вот что необходимо должно присутствовать в процессе обучения. Хоть что-то убери - результата не будет. Но это относится к систематическому обучению. В школе, при обучении музыке, рисованию в художественно школе, спорте. Дома же все проще и сложнее. Особенно, когда родители пытаются дать знания или обучить конкретным навыкам совершенно не имея для этого знаний, умений :lol: :lol: навыков. Круг замкнулся.

_________________
Елена Анатольевна


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн мар 05, 2007 4:56 pm 
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт окт 20, 2005 1:27 pm
Сообщения: 955
Откуда: Владимир
Научить учиться. Это для меня всегда было ключевым. Но прошло столько лет, а я все еще на пути к этой заветной цели. Может и не стоило такую цель ставить. Сложновато оказалось.

Оторвать ребенка от нас, нашего мировозрения, наших знаний, умений практически невозможно. Да и нужно ли.
Свобода - нужна ли.
Было уже многое и не поощрение ничего даже взглядом. Ничего хорошего из этого не вышло.
Ребенок - существо социальное. Мы до 80-90% воспринимает без слов. И учим этим. Своим существованием учим, даже если не хотим, этим тоже учим. Или ребенок сам учится, конечно же сам видит, воспринимает и учится.

Вот интересную фразу встретила. Если ребенок ходит в школу и не научился решать задачи, то он очень здорово на самом деле научился НЕ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ. А это бывает иной раз очень даже сложной задачей. Так что чтобы мы ни делали - процесс идет. Важно - куда идет. Если мы задумываемся и что-то пытаемся, то есть вероятность, что процесс пойдет в нужную сторону, а не как с тем учеником.

Прочитала книги Монтессори и стало так тоскливо. У меня создалось такое ощущение, что то, о чем она писала - не надо делать - именно это взято на вооружение. То, что видела в центрах и садиках с ее именем вообще мало чего общего имеет с ее идеями, разве только материалы. Но идей ее нет.

А вообще-то хочется сказать: ДЕВОЧКИ - СТОП!!! Вы такие обе милые и всеми любимые. Народ не поймет. Я честно говоря думаю, что мало кто вообще понял, о чем собственно говоря спор идет. (Это я Ассоль и Лене :roll: )

_________________
Елена Анатольевна


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн мар 05, 2007 5:23 pm 
Бывалый форумчанин

Зарегистрирован: Ср авг 09, 2006 12:31 am
Сообщения: 138
Откуда: Саратов
Лена, можно Вас спросить, как Вы относитесь к обучению музыке?
Я имею ввиду обучение у профессионального преподавателя. Как Вы считаете, с какого возраста это можно делать?
Мы с рождения слушаем классическую музыку. Примерно с года я стала ставить диск Железновых "Развитие абсолютного слуха", на котором звучит гамма с названием нот. На двухлетие дочке подарили синтезатор. Я несколько раз играла гамму на синтезаторе одновреммено с диском. Дочка подсмотрела, теперь нажимает на клавиши и правильно произносит их название. Более того, когда она не смотрит на клавиатуру, а я нажимаю клавиши, она тоже правильно произносит названия. Естественно, все это она делает только по своему желанию, я ничего не спрашиваю.
Все диски у неё в свободном доступе, она сама выбирает, что ей слушать, включает проигрыватель, иногда подыгрывает на синтезаторе, точно попадая в ритм.
В садике-студии, в который мы её собираемся водить, есть преподаватель музыки, который индивидуально обучает детей игре на фортепиано с 3-х лет.
По себе могу судить, что в 10 лет начинать занятия музыкой очень поздно.
Почему задаю вопрос в этой теме, потому что боюсь навредить. С одной стороны, хочется развивать ребёнка музыкально, с другой стороны, гораздо страшнее отбить желание.

_________________
Мои дети : Андрей (18 лет), Вера (20.02.2005)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Новая темаКомментировать Страница 1 из 3   [ Сообщений: 44 ]
На страницу 1, 2, 3  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron


Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group