Изменить размер шрифта

Раннее развитие детей

8-800-333-92-93 (звонок бесплатный)

 


Новая темаКомментировать Страница 1 из 2   [ Сообщений: 25 ]
На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Правша или левша?
СообщениеДобавлено: Сб сен 09, 2006 5:49 am 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср авг 31, 2005 10:47 pm
Сообщения: 205
Откуда: Кыргызстан-Россия-США
Хотелось бы узнать у мамочек с детками постарше - в каком возрасте вы с уверенностью могли сказать, правша ваш ребёнок или левша? Моему сынуле 2 года, и мы до сих пор не можем разобраться в этом вопросе. Я никогда не заставляю Ники брать ложки, карандаши и т.п. в правую руку - какой возьмёт, такой и работает. И я бы сказала, что он пользуется обеими руками на равных. А как у вас?

_________________
Николай Харрисон (сентябрь 2004)
Александра София (ноябрь 2006)
Максим Филип (сентябрь 2008)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Сб сен 09, 2006 10:42 am 
Душа форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн окт 03, 2005 11:22 am
Сообщения: 14085
Откуда: Беларусь (Минск)
Leconn, по этому поводу есть расхождения и среди специалистов - есть те, кто утверждают, что уже у новорожденного можно говорить о приоритетах, а сеть, кто говорит, что до 4 лет ничего говорить не имеет смысла, есть мнение что и до 6-7 возможны изменения. Так что наверняка никто Вам пока не скажет.
Есть тесты, но они придуманы для более старших деток.
вообще левшество бывает разное - графическое, речевое, бытовое и т.п.
вообще - это уже где-то обсуждалось - посмотрите внимательно. В двух словах так - на данный момент важно не мешать ребенку - какой взял, такой и хорошо.
вот статья - она когда-то была на няне.ру - сейчас ссылки дать не могу - не нашла ее сходу поэтому привожу текст
О левшах: малыш в Зазеркалье
Пятайкина Наталия
нейропсихолог журнал "Няня", 2003 год № 1
http://www.nanya.ru/podpiska/

Одной из загадок человеческого мозга является его несимметричность: правое и левое полушария мозга при всем их внешнем сходстве различаются и по строению, и по функциям. Тем не менее тот факт, что полушария не являются «зеркальными» отражениями друг друга, принят в науке не так давно.

Ученые накопили огромное количество фактов и наблюдений, но вот уже на протяжении всего нескольких десятков лет в науке сменяют друг друга разные взгляды на то, какое из полушарий мозга «главное» — левое или правое.
Исследования продолжаются и в настоящее время. Но ясно одно: человеческая память, речь, зрительное или слуховое восприятие, счет, ориентация в пространстве — все это результаты совместной работы обоих полушарий мозга. Каждое из них играет свою роль.
Кстати сказать, левшество — самое наглядное проявление неравнозначности половинок мозга. Действительно, активное использование человеком левой руки вместо привычной правой сразу обращает на себя внимание.
Вы никогда не задавались вопросом, почему человек предпочитает левую руку? Почему ему это удобно? Все мы знаем, что левое полушарие управляет правой половиной тела, а правое — левой. Природе чужда симметрия и полная «зеркальность». Так устроен мир. Поэтому не только руки, но и все парные органы и системы человека неравнозначны, асимметричны. В первую очередь это касается восприятия (зрения, слуха, кожной чувствительности) и движения. Так, например, у любого человека один глаз «ведущий», а другой — «подчиненный», одно ухо воспринимает больше и более «активно», а другое, образно говоря, «на вторых ролях». То же самое и в двигательной сфере: одна нога сильнее, активнее, делает больший шаг и даже чуть длиннее своей «коллеги». Этим, к примеру, объясняется тот факт, что человек, заблудившись в лесу, кружит и возвращается на то же место, откуда начал идти. Про руки и говорить нечего: явное предпочтение одной из рук в бытовых действиях заметно с полувзгляда, и даже далекий от психологии человек всегда скажет, кто перед ним — левша или правша.

Раз-два, левой
Строго говоря, понятие «левша» не совсем правильно, вернее будет сказать «леворукий». И вот почему. Левша по руке может иметь ведущую правую ногу, правое ухо и глаз. Вот и попробуйте теперь определить однозначно: левша человек или нет?
Каждый из нас без особого труда может самостоятельно исследовать себя и своих близких, посвятив этому несколько минут. Естественно, что результаты нашего исследования «в домашних условиях» будут весьма приблизительными. И тем не менее они могут оказаться довольно интересными, а возможно, для кого-то и неожиданными.
Для определения ведущей руки вспомните, какой рукой вы выполняете большинство действий: кидаете предметы, пишете, рисуете, играете в бадминтон, держите ножницы, отвертку, зубную щетку, какой рукой причесываетесь, отвинчиваете пробку от флакона и т. п. Ведущий глаз, как правило, труднее закрыть, им неудобно подмигивать, но удобно рассматривать предметы через свернутый в трубочку журнал. К ведущему уху мы обычно прикладываем трубку телефона, им же прислушиваемся к тихой речи. Для подпрыгивания на одной ноге, подъема на ступеньку или быстрого удара по мячу первой используется также ведущая нога.
Обратите внимание на случаи, когда, считая себя правшой при выполнении предложенных тестов вы затрудняетесь определить предпочтительную руку, ногу, ухо или глаз. Это означает варианты так называемого скрытого левшества.
Учеными установлено, что среди обычных людей «чистые правши», т. е. имеющие одновременно ведущую правую руку, глаз и ухо, составляют всего около 30%.
То, насколько выражена несимметричность систем организма, напрямую влияет на поведение и способы реакции человека в различных ситуациях. Так, например, установлено, что «чистые правши» успешнее других ориентируются в пространстве, они более чувствительны к положительным эмоциям и в целом более оптимистичны, чем леворукие. В то же время леворукие и «чистые левши» при хорошем здоровье чаще жалуются на плохое настроение, подавленность, внутреннее напряжение, раздражительность, нарушения сна, боли в сердце.
Согласно статистике леворукие и скрытые левши чаще встречаются среди женщин, чем среди представителей сильного пола. Поэтому типично женскими считаются повышенная эмоциональность, интуиция и то, что в народе принято называть топографический кретинизм.
Интересно, что правая половинка мозга более альтруистична, чем левая. То есть в случаях поражения левого полушария мозга, возможно более успешное выздоровление, чем при поражениях правого.

Переучивать или нет?

Знаменитые левши
Николай Лесков,
писатель, автор «Левши»
Владимир Даль, писатель, лексикограф, этнограф
Лев Толстой, писатель
Иван Павлов, физиолог
Сергей Прокофьев
композитор, пианист, дирижер
Сергей Рахманинов
композитор, пианист, дирижер
Василий Кандинский
живописец и график
Гарри Каспаров, шахматист

Детские психологи установили, что, например, в возрасте 2—5 лет заболевания и травмы мозга могут и не привести к тяжелым последствиям. Мозг ребенка обладает чрезвычайно высокой пластичностью и способностью к поиску обходных путей развития. Часто бывает так, что правой половинке детского мозга настолько успешно удается компенсировать дефект, что поражения левого полушария, которые приводят у взрослых к речевым нарушениям, на состоянии речи ребенка почти не отражаются.
Вообще леворукие дети — совершенно особая тема для разговора. Несмотря на то что сейчас отношение и методы работы с ними в детских садах и школах изменились, родители «левшат» задаются одними и теми же, схожими вопросами.
Самый частый из них — переучивать ребенка или нет. Для того чтобы этот вопрос решить, необходимо выяснить причину леворукости.
Часто бывает, что левшество является способом преодоления мозгом ребенка последствий какой-либо родовой травмы. Например, если при рождении левое полушарие пострадало, то правое берет на себя часть его функций и ребенок становится «вынужденным левшой». Так же часто леворукость носит наследственный, «семейный» характер. В случаях, когда один из родителей или его родственники левши или скрытые левши, вероятность появления в семье такого малыша очень высока. В этих случаях переучивать ребенка не стоит. Его мозг уже имеет сложившийся стиль работы, отличный от «среднестатистического». Насильственное переучивание, а заметьте, что дети инстинктивно очень сильно сопротивляются ему, может сломать отлаженные механизмы и привести к заиканию, дефектам письма и чтения, эмоциональным нарушениям вплоть до неврозов.
Ребенку, появившемуся на свет без особых проблем, до 1—1,5 лет все равно, в какую руку брать предметы. Поэтому если родители настойчиво вкладывают ему ложку или игрушку в правую руку, то малыш благополучно превращается в правшу. Если же родители не обращают внимания, какую руку предпочитает их ребенок, то он может стать или остаться левшой.
Специфика работы мозга левши отражается на его психических особенностях. Детские психологи отмечают, что дети-левши более эмоциональны, неуравновешенны, чувствительны к мнению близких, чем праворукие. Они имеют ярко выраженные интересы и склонности, пристрастия к какому-нибудь хобби. У левшей позже развивается связная речь. В школе дети-левши, как правило, тугодумы. Детские психологи и учителя считают, что у них нет стойких понятий о том, где правая, а где левая сторона. В представлении таких детей буквы и цифры можно написать или прочитать не только в зеркальном, но и в горизонтальном, и вертикальном направлениях. Соответственно есть трудности овладения письмом и чтением. Особенных усилий от ребенка требует счет, в частности счет в уме.
Зная все это можно предположить, что школьник-левша обязательно станет двоечником. Однако такого, как правило, не происходит. Дело в том, что, видя свои ошибки, левша упорно пытается приспособиться к «правостороннему» миру. Это требует от него огромных усилий, ведь то, что у «нормального» ребенка формируется естественным путем, левше надо освоить с помощью пути обходного. Мудрая Природа предусмотрительно наградила маленьких левшей огромной фантазией и колоссальным произвольным самоконтролем. Тем не менее взрослые могут помочь ребенку-левше справиться с трудностями при помощи комплекса специальных упражнений, игр и занятий, разработанных детскими нейропсихологами. Эти игры-упражнения направлены на освоение содружественной работы рук и ног, разворачивание деятельности во времени и пространстве, развитие точности и меткости, закрепление представлений о правом и левом и многое другое.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Сб сен 09, 2006 10:46 am 
Душа форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн окт 03, 2005 11:22 am
Сообщения: 14085
Откуда: Беларусь (Минск)
и еще одна статья
Как вычислить левшу?

Некоторые признаки преобладания одной из рук в деятельности ребенка можно уловить в самом раннем возрасте. Сила, с которой сжимает кулачок правой руки будущий правша, больше, чем левой, уже в возрасте 17 дней, чуть позже он будет дольше удерживать погремушку в правой руке. Прогноз будущей леворукости или праворукости дает так называемый тонический шейный рефлекс. К четырем неделям ребенок, лежа на спине, принимает характерную позу, называемую позой "фехтовальщика". Если большую часть времени его голова повернута вправо, правые рука и нога распрямлены, а левые конечности согнуты, то, вероятнее всего, малыш будет правшой. Преобладание левого поворота головы и одновременно согнутых правых конечностей и распрямленных левых дает возможность прогнозировать леворукость.

По другим данным, о леворукости ребенка можно судить с трех месяцев. Именно в этот период у детей утрачиваются рефлексы новорожденных и происходит становление основных позных и моторных реакций. У будущего левши рефлексы новорожденного исчезают сначала на левой руке, она становится более раскованной и используется для манипулирования предметами и игровых действий.

Однако все эти прогнозы в возрасте до 4-5 лет, по мнению большинства исследователей, малоэффективны, так как начиная с 16-20 недель и до 2 лет происходят волнообразные изменения рукости, с 2 до 4-5 лет руки практически равноценны и одинаково активны, причем большая часть действий совершается обеими руками и только в возрасте 4-5 лет формируется стойкое предпочтение одной из рук.

Итак, к 4-5 годам определяется преобладание одной из рук. Становится понятно, правша ребенок или левша. Заканчивается ли на этом формирование предпочтения руки? По-видимому, нет. Степень леворукости (праворукости) продолжает нарастать с возрастом ребенка, по крайней мере до 9-10 лет, а возможно, и в дальнейшем. В ходе этого процесса совершенствуется координация разнообразных движений, требующих участия обеих рук.

Понаблюдайте за двигательной активностью своего ребенка. Вы очень быстро убедитесь, что действия, которые выполняются одной рукой, достаточно редки. В то же время они достаточно просты (за исключением письма и рисования) и состоят, главным образом, в повторении одного и того же движения (чистка зубов, еда ложкой или вилкой без ножа, расчесывание). Большая часть повседневной двигательной активности требует участия обеих рук, но каждая рука выполняет свою специализированную функцию. Приглядитесь, например, как ваш ребенок развязывает узелок, шнурует ботинки, складывает кубики или собирает конструктор. Наблюдение покажет вам, что одна рука (ведущая) осуществляет активное движение, а другая удерживает предмет. Таким образом, переучивание левши - это не только вмешательство в сложнейший процесс формирования сложных координационных движений, которое может привести к неуклюжести и неловкости ребенка. Одновременно это вмешательство и в процесс специализации полушарий, что в будущем может оказать влияние на познавательные способности вашего малыша.

Обычно в младшем дошкольном возрасте родители и воспитатели редко обращают внимание на то, какая рука у ребенка ведущая. К тому же дети, которых обучают новым действиям, стараются выполнять их так, как требуют взрослые. "Возьмите ложку в правую руку", "Взяли карандаш в правую руку", - учит всех малышей воспитательница в детском саду, педагог в дошкольной студии, учительница в дошкольной гимназии, и они, как правило, безропотно выполняют ее указание и работают правой, даже если это не очень удобно. Так происходит ненасильственное переучивание в дошкольном возрасте и многие родители даже не подозревают, что их ребенок левша, что его переучили. Основные тревоги их ждут впереди, когда ребенок пойдет в школу, начнет учиться и возникнут неожиданные на первый взгляд сложности при обучении письму и чтению.

Особенно важно определить ведущую руку перед школой (а если есть какие-либо сомнения, то лучше сделать это раньше, в четырех-пятилетнем возрасте). Почему? Во-первых, потому что именно в этом возрасте ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, и необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой. Переучивание может отрицательно отразиться на росте и развитии ребенка, осложнить процесс адап-тации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья.

Существуют несколько вариантов определения рукости. Наиболее распространенным является метод количественной оценки рукости с помощью опросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий. Нужно отметить, что обычно в вопросниках используются те двигательные навыки человека, которые формируются у него под влиянием среды (того окружения, в котором он живет, тех обычаев, привычек, которые приняты в этом обществе).

Вопросники для определения рукости очень разнообразны, но практически все содержат стандартный набор вопросов. Первый - почти всегда - какой рукой пишет человек легче, красивее; второй и последующие - какой рукой бросает мяч, зажигает спичку, режет ножом, ножницами, роет лопатой землю, раздает карты, вдевает нитку в иголку, забивает гвоздь, отвинчивает крышку, держит зубную щетку, веник, расческу и т.д.

Однако любой опросник - это самооценка, а специальные исследования доказали, что самооценка не всегда совпадает с объективной оценкой рукости. Еще сложнее использовать опросники при оценке рукости у детей, поэтому исследователи предпочитают оценивать рукость в ходе непосредственного наблюдения за деятельностью ребенка, отмечая, какая рука более активна и чаще используется в деятельности, какой рукой движения выполняются более ловко, точно. Существуют специальные батареи тестов (по 20 и более заданий) и их сокращенные варианты.

Есть и отдельные тесты, традиционно используемые для определения леворукости. Одним из таких хорошо известных тестов является переплетение пальцев рук (рис. 4, а). Тест должен выполняться быстро, без подготовки. У правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей - левой. Несмотря на большую популярность, тест мало информативен.
Второй столь же известный - "поза Наполеона" - скрещивание рук (рис. 4, б). У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть - под правым предплечьем, у левшей - сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем - правая.

Третий - аплодирование (рис. 4, в). У правшей при аплодировании более активная правая рука, у левшей - левая. Этот тест считается информативным у взрослых, а дети чаще всего хлопают обеими ладошками.

Очень интересны и информативны пробы на одновременные действия обеих рук, например рисование (круга, квадрата, треугольника). Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой.

Учитывая, что скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей, можно использовать разные виды заданий на определение скорости и силы правой и левой руки.
Для оценки скорости можно использовать число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд, число точек (касаний ручки) на плоскости листа при постукивании ручкой за 10 секунд. Каждое задание выполняется трижды, а затем рассчитывается среднее значение.

Силу ведущей и неведущей руки можно измерить ручным динамометром. Силу каждой руки необходимо измерить три раза и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука, превосходящая неведущую на 2 кг. Определение рукости у детей лучше проводить при оценке выполнения различных действий.

По мнению немецкого исследователя Ф. Кречмера, для определения рукости "необходимо попросить ребенка продемонстрировать следующие действия: как он поливает цветы, перемещает песок лопаткой, чистит зубы, толкает палкой шарик, достает книги с полки, открывает замок-молнию, зажигает спички, вынимает пробку из ванны и т.д. Предпочитаемая рука может быть определена в рисовании, при рисовании правой и левой рукой узоров и кругов". Если ребенок выбирает для выполнения всех заданий левую руку и движения выполняются легче и точнее, то он левша. Однако использовать описываемые Ф. Кречмером задания для тестирования рукости не так просто, как кажется на первый взгляд. При определении рукости важно все: где находится предмет, которым нужно манипулировать, где ребенок, как дается инструкция. Необходимо использовать все рекомендации. Можно проводить исследования рукости в процессе соревнования, чтобы дети не догадались о цели заданий. Среди таких заданий предлагается вытереть классную доску, вырезать ножницами фигуру, узор, поднять предмет (мяч) с пола, сложить фишки в коробку. Во всех случаях важно соблюдать условия тестирования, о которых мы расскажем подробно.

При проведении обследований детей особое внимание уделяется выполнению графических заданий и бытовых действий. По мнению французской исследовательницы М. Озьяс, в том случае, когда определение рукости вызывает какие-либо проблемы, необходимо проводить полное обследование, включающее 20 заданий, а в тех случаях, когда этих проблем нет, можно применить сокращенный вариант.

Полный набор М. Озьяс включает следующие задания.
1. Завинтить крышки на бутылках.
2. Зажечь спички.
3. Разрезать бумагу ножницами.
4. Наколоть, нанизать пуговицы, бусины (при этом стержень, иголку необходимо вставлять в небольшое отверстие пуговиц, бусин).
5. Почистить обувь щеткой.
6. Намотать нитку на катушку.
7. Перелить воду из одного сосуда в другой.
8. Попасть иголкой, булавкой в небольшую точку.
9. Отвинтить гайку (рукой, ключом).
10. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр.
11. Разложить (раздать) карточки (карты).
12. Проколоть дырочки (5-6 ударов).
13. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
14. Продеть нитку в иголку.
15. Почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль.
16. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.
17. Достать бусинку ложкой из стакана.
18. Позвонить колокольчиком, дернуть за шнур звонка.
19. Закрыть, открыть молнию на сумке.
20. Взять стакан и сделать несколько глотков воды.

В тех случаях, когда выбирается рука для письма, М. Озьяс советует обратить внимание на следующие задания: зажигание спичек, накалывание бусин, пуговиц, переливание воды, прокалывание дырочек, раскладывание карточек, стирание ластиком рисунка, отряхивание, капание из пипетки, доставание бусинки из стакана, звонок в колокольчик (всего 10 заданий). Е сокращенной батарее тестов нет графических заданий, это в основном бытовые действия, требующие точности, ловкости, точной координации движений. И самое главное - все действия непривычны, не натренированы, что, по мнению автора, и позволяет получить более точную картину превосходства одной руки над другой.

Вы можете использовать перечисленные задания для определения рукости, но можете ис-пользовать батарею тестов, разработанную отечественными исследователями М.Г. Князевой и В.Л. Вильдавским. Эти тесты включают игровые задания, подобранные с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Часть заданий - бытовые, часто используемые, многие из заданий дети выполняют обеими руками, и это затрудняет выделение ведущей руки, поэтому некоторые задания мы даем в двух вариантах. Использование разных вариантов заданий позволит более точно выделить ведущую руку.

Эффективность тестирования во многом зависит от соблюдения некоторых условий. Здесь важно все: где сидит исследователь, что он делает, что говорит и т.п. Как провести тестирование?
Во-первых, такое тестирование проводится один на один. Во-вторых, обследование должно проходить в спокойной, благожелательной обстановке, не следует фиксировать внимание ребенка на том, что вы определяете рукость. Начать тестирование можно следующими словами: "Сейчас мы с тобой поиграем" или "Давай-ка мы поработаем вместе, я буду давать тебе задания, а ты постарайся их хорошо выполнить".

Исследователь должен сидеть за столом строго напротив ребенка.
Все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком строго на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и подобные предметы будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребенок не видел их, не отвлекался.

Первое задание - рисование. Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложите ему нарисовать то, что он хочет (или может). Не торопите ребенка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: "Я не умею", "У меня не получится". Можете успокоить его: "Я знаю, что это трудно - нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся", подбодрить, что он делает все верно. В этом задании учитывается не только, какой рукой ребенок работает, но и при работе какой рукой лучше качество выполнения рисунка. Мы приводим рисунки, выполненные детьми 5-7 лет правой и левой рукой .

На рисунках отчетливо видны различия в выполнении одних и тех же заданий ведущей и неведущей рукой. Рисунки, выполненные ведущей рукой, более четкие, пропорциональные, линии более ровные, тремор выражен значительно меньше, нет дополнительных штрихов, разорванных линий. Кроме того, следует обратить внимание на то, как ребенок держит ручку или карандаш (правильно, удобно, неправильно, неудобно), сильно ли напряжен при выполнении задания, правильно ли сидит.

Второе задание - открывание небольшой коробочки, например спичечного коробка. Ребенку предлагаются несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: "Найди спичку в одной из коробочек". Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает).

Третье задание - "Построй колодец из палочек (спичек)". Ведущая та рука, которая используется более активно.

Четвертое задание - "Игра в мяч". Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит взять мяч, бросить ему и поймать его несколько раз.

Пятое задание - вырезание ножницами по контуру рисунка из любой открытки (вырезать цветок, зайчика, узор и т.п.). Ведущая - более активная рука, причем это не обязательно та рука, в которой ребенок держит ножницы, так как ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребенок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вырезание может быть очень трудным и неинформативным в тех случаях, когда размер и форма ножниц не соответствуют руке ребенка. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки (10-15 штук) ребенок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки.

Шестое задание - нанизывание бисера (или пуговиц - для младших школьников) на иголку с ниткой или шнурок. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение, независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку или шнурок.

Седьмое задание - выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть два-три пузырька с завинчивающимися крышками. Ведущая та рука, которая более активна. Учтите, ребенок может держать пузырек за крышку, а крутить сам пузырек.

Восьмое задание - развязывание узелков. Заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел).

В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, так как развязывание узелков - процесс довольно сложный и ребенок использует обе руки. Можно использовать иной вариант этого задания - составление цепочки из скрепок. Как правило, ребенок в одной руке держит скрепку, а другую пытается присоединить.

Девятое задание - "Построй из кубиков дом, ограду, сложи рисунок по образцу и т.п." Как ведущая оценивается рука, чаще берущая, укладывающая и поправляющая кубики, детали.
При складывании кубиков тоже чаще используются две руки, кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребенка, поэтому можно продублировать задание, предложив ребенку конструктор, мозаику с конкретным заданием.

Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в таблицу.

При выраженном предпочтении левой руки ставится знак (+) в графу "Левая рука", при предпочтении правой - в графу "Правая рука". Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак плюс ставится в графу "Обе руки".
Десятая строка таблицы будет содержать данные о семейном левшестве. Если в семье у ребенка есть леворукие родственники - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, нужно поставить плюс в графу "Левая рука", если нет - в графу "Правая рука". Если вы получили больше семи плюсов в графе "Левая рука", то ребенок скорее всего левша.

На первый взгляд все просто, однако вы можете получить все плюсы в графе "Левая рука" за 2-9 задания, но за первое - рисование - может быть минус, т.е. все бытовые действия ребенок действительно может лучше выполнять левой рукой, а графические - правой. Это один из вариантов сложных случаев, которые совсем не редки.

В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть не превалирование левой руки в бытовых действиях, а преимущество правой - в графических. Ситуация может быть прямо противоположной. Полезно еще раз проверить, какой рукой ребенок выполняет непривычные действия (см. приведенные выше задания М. Озьяс).

А как быть, если ребенок одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой в бытовых условиях? Нередко он начинает писать и правой, и левой рукой, иногда рисует левой, а пишет правой, или перекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую и левую руку, что сильно затрудняет процесс формирования навыка письма. Часто взрослые - и педагоги, и родители - придерживаются такой позиции - "какую руку чаще использует, такой пусть и пишет". Но одно дело выполнять привычные бытовые действия, другое - письмо. Существуют даже специальные термины "графическое функциональное превосходство" (т.е. могут быть графические левши и графические правши) и "бытовое функциональное превосходство", характеризующее преимущественное владение левой или правой рукой в бытовых действиях (т.е. могут быть бытовые левши и бытовые правши).

Исследования французских ученых показали, что, как правило (в 90% случаев), графические левши оказываются и бытовыми левшами, а графические правши (в 90% случаев) бытовыми правшами, причем это соотношение сохраняется в возрасте от 5 до 12 лет. Есть дети - амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма, и каждый из них может быть тем единственным случаем, который вы и должны будете определить. Поэтому еще раз разберем некоторые возможные варианты.

1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т.е. дети, одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой. Как правило, эти дети левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму идет легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным (мы разберем подобные примеры в следующих разделах).

2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этой случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.


Эти примеры показывают, как важно вовремя и правильно определить ведущую руку. Внимание и терпение - все, что требуется от взрослых, и во всех случаях стоит с пониманием отнестись к желанию ребенка работать той или иной рукой.


[ М. Безруких ] -


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Сб сен 09, 2006 9:12 pm 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср авг 31, 2005 10:47 pm
Сообщения: 205
Откуда: Кыргызстан-Россия-США
Аня - Коша, спасибо за столько информации! Если вы ещё случайно вспомните, где эта тема обсуждалась на форуме - буду очень благодарна!!! :lol: :lol: :lol:

_________________
Николай Харрисон (сентябрь 2004)
Александра София (ноябрь 2006)
Максим Филип (сентябрь 2008)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Сб сен 09, 2006 10:26 pm 
Душа форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн окт 03, 2005 11:22 am
Сообщения: 14085
Откуда: Беларусь (Минск)
это было, если не ошибаюсь, в дневниче у Точки - а вот точнее... не скажу :)
и потом, если не ошибаюсь, это вынесли вот сюда http://www.danilova.ru/phpbb/viewtopic.php?t=2847


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт сен 29, 2006 6:14 pm 
Новичок

Зарегистрирован: Пн сен 19, 2005 9:55 pm
Сообщения: 22
Откуда: Сибирь
нам 2,4 пользуемся 2 руками...ножницами режет как правой так и левой...

_________________
дочке 4,10 годика
Изображение


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср окт 04, 2006 1:24 pm 
Новичок

Зарегистрирован: Пт июн 09, 2006 12:30 pm
Сообщения: 17
Уважаемые Елена Анатольевна, Аннушка, прочитала ваши сообщения в данной теме и у меня к Вам да и ко всем кто разбирается такой вопрос. У моего сына 6 лет средненько так, но одинаково развиты обе руки: и лева и правая. Он только пишет и рисует правой(я его сама контролирую), а вот кидать, играть, лепить он предпочитает левой. На этом фоне у него время от времени возникает заикание. Врачей (невролог, психоневролог. логопед) прошли, никаких отклонений у него не нашли, если прийти, когда заикание в затишье, то они вообще не понимают, зачем мы к ним пришли. Мы с ребёнком рисуем, лепим, заполняем странички в прописях, массируем карандашом пальчики. Так то он не отличется в развитии умственном от сверстников, читает хорошо, считает примеры и задачи легко по учебнику для 1 класса.
Вопрос таков: были ли у Вас подобные ученики и какие особенности занятий с ними, потому что нам на следующий год в школу. А мне не хочется чтобы у него были какие-то сложности в обучении, чтобы лишний раз не провоцировать это злополучное заикание, а по рассказам знакомых даже для здоровых детей сегодня трудности при письме из-за слабой неуверенной руки - это основной бич при обучении.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср окт 04, 2006 3:44 pm 
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт окт 20, 2005 1:27 pm
Сообщения: 1005
Откуда: Владимир
Юллия, Вы проверяли, левша ли он? Не по руке, а по мозгу. Сделайте трубку из газеты или из-под фольги. Положите перед ребенком посередине, чтобы никак не провоцировать ту или иную руку и предложите посмотреть в окно через эту трубку. Смотрите, какой рукой возьмет и к какому глазу поднесет. Так же проделайте с часами, надо узнать тикают ли они. Важно то, каким ухом будет слушать. Ведь если вы поощряли рисовать и есть правой рукой, то руки обе развивались одинаково. Если подносит к левому глазу и левому уху, то он левша чистый. Конечно, если ничего не болит и не было травм. И из-за того, что левша пишет правой может возникать заикание. Если он рисует той и другой рукой круг, квадрат - посмотрите, какой рукой фигура получится правильнее, быстрее нарисует, легче. В любом случае, какой-то рукой проще и лучше получится.
А письмо в школе сейчас действительно у многих детей вызывает большие трудности, и не только из-за того, что руки слабые. Многие буквы пишут по другому и особенно другие соединения букв. Твердое, безотрывное письмо вызывает трудности.

_________________
Елена Анатольевна


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт окт 06, 2006 9:31 am 
Новичок

Зарегистрирован: Пт июн 09, 2006 12:30 pm
Сообщения: 17
Елена Анатольевна, спасибо за ответ. Сделала как вы написали, результат таков: трубку берёт правой рукой и подносит к левому глазу, часы берёт левой рукой и подносит к правому уху. Фигуры он рисует лучше и намного лучше правой, из левой сам карандаш перекладывает в правую, я его несколько лет сама настраивала на правую руку. Вот я и в раздумьях, если он был левша, значит я ему навредила. И как мне теперь быть дальше: писать и рисовать правой или теперь настаивать на левой?


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт окт 06, 2006 11:39 am 
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт окт 20, 2005 1:27 pm
Сообщения: 1005
Откуда: Владимир
Юллия, похоже он не левша, а самый средний вариант - таких мало, но они самые талантливые. Если уже правой, то так и пусть. Но давайте ему такие дела, где необходимо работать обеими руками. Это бы и всем детям, но вашему особенно полезно. Бросает, пинает пусть так, как ему удобнее. Это ведь для вас совсем не важно, зато не будет конфликта. Перечитала ваше прошлое сообщение, понаблюдайте внимательнее, когда же он заикаится. Что конкретно провоцирует? Ваше замечание, тон, или его действия. Может причина вообще с этим не связана. В каких еще ситуациях это случается? Кто присутствует? Что он в это время делает? А как может пересказать текст, сказку (хотя бы абзац)? Если сам что рассказывает, стихи как? Как дыхание?

_________________
Елена Анатольевна


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Сб окт 07, 2006 5:40 pm 
Новичок

Зарегистрирован: Пт июн 09, 2006 12:30 pm
Сообщения: 17
Елена Анатольевна, постараюсь сейчаст ответить на все ваши вопросы. У нас бывают периоды затишья и рецидивов. Последнее затишье было 6 месяцев (весна-лето), сейчас рецидив, до этого год они чередовались примерно по месяцу. Рассказывает свои истории (он много придумывает сам), стихи и в затишье и в рецидив без запинок. Пересказ у него получается дословный если рассказ короткий (например Три котёнка Сутеева и подобное) в любой период, а длинный текст он без запинок и достаточно близко пересказывет только в затишье. С дыханием тоже всё в порядке (мы к логопеду на БОС терапию ходили 3 месяца, дышал он за компьютером, все диаграммы ровные). Со мной заикания нет вообще(будь то я ругаюсь за что-то или наоборот), с детьми в садике тоже нет, но с папой, бабушками, дедушками есть, с посторонними людьми просто сильнейшее. Не бывает его и с логопедом (она очень любит детей, очень благожелательно к ним настроено, у него сразу всё проходит). Но я вот заметила, кидает оно дротики левой рукой, я прошу поменять руку на праую, играет с мячом только левой ногой, стреляет с пистолета только левой, и и когда я прошу поменять на правую - начинает как-то нервничать. Чуть подольше начинаем обводить прописи (обычно 15 минут в день) - всё, конец плавной речи, срыв обязательно. И раз уж врачи органики никакой не находят, я уж тут копаюсь сама. Сейчас у нас Т. Т. Т. всё нормально, но специально он не пишет, лепит, играет, рисует сам, я не вмешиваюсь. Я уж подумываю, может всё так и оставить. Но через год будет сильная нагрузка, и всё поновой начнётся.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс окт 08, 2006 1:07 pm 
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт окт 20, 2005 1:27 pm
Сообщения: 1005
Откуда: Владимир
Юллия, интересно, что бабушки и дедушки - родные люди. Может они ожидают многое, или требуют. Как хорошо, что с логопедом нормально - она ведь чужой человек. Вы так зараннее не настраивайтесь. Если есть возможность выбирать учительницу, то попробуйте подобрать мягкого, внимательного человека, а главное, чтобы она понравилась вашему сыну. Очень часто заикание имеет в основе все же какую-то психологичекую основу, может испуг. И как правило, сильно заикаются тогда, когда что-то рассказывают. Стихи к примеру, пересказывают что-нибудь. Как правило, если ребенок заикается, то ровно, постоянно. Если же у вас это так колеблется, то ищите причину. Не может это быть просто так, это же не мистика и не внутреннее состояние. Обязательно должна быть вполне реальная причина срывов. Еще раз посмотрела к кому вы обращались. Если есть возможность, сходите к психологу. Это совсем другой специалист, чем психоневролог.
И еще не понятно, зачем Вы просите делать что-то другой рукой или ногой. Это же совершенно не принципиально, какой ногой пинает мяч или бросает. Если он пишет правой, пусть пишет, но остальное ни как не может отразиться на учебе, да и дальнейшей жизни. У меня ребенок всегда пинал левой, бросал как хотел. Тем более, что это его напрягает - Ваши просьбы - так не нервируйте его. Сильная нагрузка - почему? Обучение письму? Но если может копировать, видит строчку, много лепили из пластилина, делали массаж пальчиков, то все будет не так уж трудно. Очень трудно тем детям, у которых рука в самом деле не готова: ребенок в 6 лет не в состоянии провести прямую линию, повторить геометрическую фигуру, не говоря уж о волнистой линии, плохо рисует, не обращает внимание на клеточки в тетради, плохо держит ручку. Судя по тому, что Вы писали, это к Вам не относится. Остальное же в 1 классе достаточно просто, особенно когда стали учиться 4 года в начальной школе. Ну еще чтение может вызвать проблемы, неумение пересказывать. К стати о пересказе, надо бы поучить пересказывать своими словами, описать картинку. Таких игр достаточно много, если будете играть, то времени для этого еще достаточно. Но не давите, ведь заикающийся ребенок - это особенный ребенок, все же с ним надо помягче. Если что, может писать в личку.

_________________
Елена Анатольевна


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс окт 08, 2006 2:54 pm 
Душа форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн окт 03, 2005 11:22 am
Сообщения: 14085
Откуда: Беларусь (Минск)
по поводу заикания - нам сказала логопед. Так что хотите верьте - хотите нет
Идея такая, когда у ребенка перебор внешней информации (как правило, это просмотр телевизора, не фильма и мультика, а всего подряд, да еще и с перещелкиванием каналов. Или при каких-то быстро и активно происходящих событиях - сходили на утренник, эстафета и т.п.) а у ребенка не очень большой словарный запас, или мало практики разговорной, когда он не может проговорить все свои впечатления, эмоции и т.п. - начинается заикание. Т.е. не всегда это будет испуг и травма как потеря, утрата и т.п.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн окт 09, 2006 9:24 am 
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт окт 20, 2005 1:27 pm
Сообщения: 1005
Откуда: Владимир
Аня - Коша, тоже слышала про такой вариант. Испуг правда чаще, только родителям бывает труднее это отследить, ведь может произойти и без мамы. Юлии стоит и это отследить, ведь может быть, что общение с бабушками на самом деле заменяется постоянно включеным телевизором.

_________________
Елена Анатольевна


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт окт 10, 2006 6:42 pm 
Новичок

Зарегистрирован: Пт июн 09, 2006 12:30 pm
Сообщения: 17
Спасибо большое, Елена Анатольевна, за ваши большие развёрнутые ответы. У меня хоть всё по полочкам улеглось, а то металась всё в догадках: отчего, почему возникло, по врачам бегала. Что ж, будем потихоньку дальше жить, заниматься, радоваться. Бывают проблемы со здоровьем и похуже ведь. Ане тоже спасибо. Телевизор мы не смотрели до 6 лет вообще, нет он у нас есть, но он почти всегда выключен(за исключением времени когда ребёнок спит). А смотреть мы его (вернее фильмы за компом) стали месяца два назад. Но фильмы детские, хорошие, для расширения кругозора скорее. Что касается того, что хочет сказать больше чем может - это наш случай. Его детские вещи особо не интересуют. Недавно гуляли с мальчиком ровесником. Тот предлагает поиграть в игру "съедобное-несъедобное", а наш такую гримассу состроил, буддто его запеленать предложили. Он предложил поиграть в "анархистов-максималистов". Вот такие у него интересы. Ну это уже не к этой теме. Ещё раз, спасибо Вам за ответы.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Новая темаКомментировать Страница 1 из 2   [ Сообщений: 25 ]
На страницу 1, 2  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron


Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group