Изменить размер шрифта

Раннее развитие детей

 


Новая темаКомментировать Страница 3 из 7   [ Сообщений: 96 ]
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Сб фев 10, 2007 2:36 pm 
Новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс мар 19, 2006 2:26 pm
Сообщения: 25
Откуда: г. Норильск
http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200302801
http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200302802
http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200302803
http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200302804

По этим ссылкам - уроки лепки из пластилина, но думаю что пригодится и для глины :wink:

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Сб фев 10, 2007 3:05 pm 
Новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 5:19 pm
Сообщения: 31
Откуда: Москва
Есения, а вы сами пробовали следовать рекомендациям этого учебника?

И можете ли вы прокомментировать их в свете тех рассуждений, которыми мы обмениваемся в этой теме форума?


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн фев 12, 2007 2:53 am 
Новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт янв 09, 2007 1:36 am
Сообщения: 25
Откуда: Санкт-Петербург
Цитата:
Вообще, если к школьному возрасту человек наигрался, то потом это будет для него уже пройденный этап, и он будет более серьезно относится к своей деятельности. А если не наигрался, то всю оставшуюся жизнь ему будет хотеться какой-то абстрактной "свободы", "фантазии", "игры".


Это критерий готовности к школе?

_________________
Детишки: Никола 9 лет, Петя 6.5 года, Федя 4 года


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн фев 12, 2007 10:19 am 
Новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 5:19 pm
Сообщения: 31
Откуда: Москва
Да, Альма, хороший вопрос. Раз вы его задали, я отвечу развернуто. Потому что это тоже была частая ситуация у нас в студии. И, вероятно, это будет интересно другим читателям форума.

Родители приводят 6-летнего ребенка и говорят: нужно подготовить его к школе, запишите на развитие речи, математику и английский (все это у нас было, правда в очень игровой форме, вели прекрасные педагоги). Но по ребенку видно, что ему бы на лепку с рисованием, на игротерапию и на музыку надо.

Ниже я прямо вставлю небольшую статью из того же "Дошкольного образования", потому что забыл, из какого она номера и не могу дать ссылку.

Но добавлю свой комментарий насчет сроков: лучше отдать ребенка в школу на полгода-год позже, чем на полгода-год раньше. На самом деле 7 лет -- это самая ранняя граница внутренней перестройки. Многие дети не успевают закончить свой "дошкольный" этап точно к 7 годам. У кого-то это 7,5, например. Этот хвостик очень важен. Например, в Вальдорфской педагогке это понимают, и там учат детей читать и писать с 8 лет, то есть по-нашему со второго класса. Вся затея с 6-летками в школе была порочна с самого начала, и таковой и остается.

Если ребенок пошел в школу в полных семь лет, то он будет самым старшим в классе. И это очень хорошо. Во-первых, он реально более осознанно подходит ко всему, но кроме того -- ему гораздо легче психологически -- он ведь самый старший! И это старшинство останется за ним на протяжении всех 11 лет обучения. При прочих равных (!) он всегда будет чуть выше, чуть умнее, чуть сильнее своих одноклассников.

Слава богу, реформировали призыв в армию, и теперь вы не можете сказать, что "зато он точно пойдет в армию".

Вот статья: Авторское право -- у автора.

------------------------------------------------------------------------------------
Готовность к школе: что мы не понимаем?

Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Встрепанные родители бегают от одной элитной гимназии к другой, чтобы вовремя успеть записаться на собеседование или тестирование. В некоторых семьях, где мамы и бабушки отличаются особым рвением в проталкивании чада к светлому будущему, детям ищут репетиторов по объявлению «Готовлю к поступлению в первый класс» или по настоятельным рекомендациям уважаемых знакомых. И вот с малышом занимаются с утра до вечера, так что ему поиграть некогда. Даже время прогулок приходится сокращать. А школьный психолог вдруг огорошивает маму на приеме: «Ваш сын — замечательный малыш. Но к школе пока не готов. Лучше ему еще годик в детский сад походить». Мама, конечно, в гневе: «Насажали тут всяких липовых «специалистов»! Напридумывали глупостей! Да кто он такой, этот психолог, чтобы мне указывать? Ребенок и читает уже, и до ста считает, и домашний адрес знает. Даже прописи освоил. И он, видите ли, не готов! Что значит — не готов?»
Действительно, что значит — «не готов»? Что, собственно, означает эта злополучная «готовность к школе», которая доставляет так много хлопот педагогам и заставляет так сильно нервничать родителей?
Об этом рассказывает Елена КРАВЦОВА, доктор психологических наук, директор Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ.


У любого психологического понятия, как правило, есть своя история. Сейчас мы уже привыкли к сочетанию «готовность к школе». Но это довольно молодой термин. И проблема готовности к школе тоже очень молодая. В начале 80-х о ней только начали говорить. И даже такие большие психологи, как А.В. Давыдов, не придавали ей серьезного значения. А возникла проблема готовности в связи с экспериментами по обучению шестилеток. Пока дети шли в школу с семи или даже с восьми лет, никаких вопросов не возникало. Конечно, одни учились лучше, другие — хуже. Учителя имели с этим дело и по-своему объясняли причины неуспеваемости: «плохая семья», «запущен», «звезд с неба не хватает». Но когда они столкнулись с шестилетками, привычные, устоявшиеся методы работы вдруг потерпели фиаско. Более того, несостоятельными оказались прогнозы школьной успешности детей и привычные объяснения их неудач. Вот приходит симпатичный ребенок из интеллигентной семьи. Воспитанный. Родители уделяют ему много внимания, развивают, как могут. Он и читает, и считает. Казалось бы, чего еще хотеть от будущего ученика? Только учи его — и получится отличник. Так не получается! Шестилеток принимали не везде. Это, как правило, были элитные школы, имевшие возможность так или иначе отбирать детей. Учителя и отбирали — по привычным для себя показателям. А через полгода выяснялось, что чуть ли не половина отобранных детей не оправдывает возлагавшихся на них надежд. Не то что отличники из них не получались: возникала проблема даже на уровне освоения программы. Казалось, что возникшие сложности решить можно: раз дети плохо учатся, значит, плохо готовы. А раз плохо готовы, нужно готовить лучше. К примеру, с пяти лет. И под этим «лучше» опять понималось «читать, считать» и т.п. И опять ничего не получалось. Потому что нельзя ничего хорошего сделать с ребенком с помощью механического снижения планки обучения, игнорируя законы его психологического развития.

В чем же суть «готовности»?

Готовность — это определенный уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причем неправильно суживать его исключительно до «готовности к школе». Каждая новая ступень жизни требует от ребенка определенной готовности — готовности включаться в ролевые игры, готовности отправиться без родителей в лагерь, готовности обучаться в вузе. Если ребенок в силу проблем своего развития не готов вступать в развернутые отношения с другими детьми, он не сможет участвовать в ролевой игре. Если он не готов ехать в лагерь без родителей, оздоровительный отдых обернется для него пыткой. Не готов играть по правилам университета, не сможет успешно учиться. Но наивно полагать, что можно предотвратить какие-то сложности в его жизни, опережая события.

Успехи молодого человека в вузе никак не связаны с тем, читают или не читают вузовские преподаватели лекции в старших классах его школы. Вузовские преподаватели, как правило, при работе со старшеклассниками пользуются привычными для себя методами обучения — вузовскими. А школьников нужно учить школьными методами. И блестящий университетский профессор может сделать для развития ребенка не больше, а меньше, чем хороший школьный учитель. Точно так же вживление школьных методов обучения в детский сад не является профилактикой школьных трудностей. Как раз наоборот — оно их порождает.

В моей практике был один запоминающийся случай. Ко мне на консультацию привели пятилетнего ребенка, который не говорил. Прислали его из областной диагностической поликлиники. Этот ребенок уже прошел через всевозможные коррекционные институты, но без всякой для себя пользы. И вот я обнаруживаю в анамнезе любопытную вещь. Оказывается, в возрасте трех лет у мальчика была речь. Пусть неразвитая, плохонькая — но была. Однако бабушка этого несчастного была в прошлом учительницей начальных классов. И она, заботясь о будущем ребенка, постоянно задавала ему вопросы и требовала, чтобы он отвечал ей «полным» ответом. Аргументация бабушки была железной. Наступит момент, когда он пойдет в пятый класс, говорила бабушка. От него потребуется пересказывать параграф по истории и отвечать на вопросы в конце текста. Как же не учитывать эти обстоятельства? Вот бабушка все и учла. В результате ребенок просто «онемел». И мне потребовалось масса времени и всевозможных хитростей, чтобы вернуть его к нормальной речи. Первое время малыш не говорил, а шептал на ушко. Не мне, а страшному на вид, оранжевому пластмассовому коту, который обнаружился в кабинете. Этот кот был для него «роднее» человека. Он не требовал полного ответа на вопросы.

Пример этой бабушки-провидицы красноречиво свидетельствует о невозможности подстелить в настоящем соломку для будущего.



Существует непреложная логика личностного развития: человек не может в своем развитии перейти на новый этап, если он не пережил, не прожил полноценно этап предыдущий. В свое время мы получили разрешение работать в детском доме. Набрали книжек, игрушек развивающих и пришли к детям. Выяснилось, что ни книжки, ни игрушки детдомовским детям не нужны. Им нужно посидеть на коленках, потрогать бусинки, потеребить пуговичку. Эти дети не прожили полноценно стадию общения со взрослым. И они пробуют восполнить этот пробел при любом удобном случае. Естественно, за счет тех видов деятельности, которые должны были бы соответствовать их возрасту.

Чтобы ребенок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться. У него должны развиться новые психические функции. Их невозможно тренировать заранее, потому что в дошкольном возрасте они отсутствуют. «Тренировка» — вообще слово некорректное по отношению к маленькому ребенку. Моторика, мышление, память — все это прекрасно. Только к школьной готовности никакого отношения не имеет. Огромное количество книжной продукции, запудривающей родителю мозги (мол, купите — и дело будет в шляпе), никак не влияет на ее вызревание. Это процесс внутренний, и извне им управлять невозможно.

Что отличает ребенка, готового к школе?

Во-первых, такой ребенок должен уметь видеть учебную задачу, принимать ее. Даниил Борисович Эльконин так и говорил об этом: первый показатель готовности к школе — «прием учебной задачи». Когда учитель пытается объяснить детям смысл умножения на примере выложенной плитками кухни, а дети начинают задавать вопросы о цвете плитки, о магазине, в котором плитку купили, о том, какая машина столько плитки привезла и т.п., это значит: они не могут принимать учебную задачу, не видят ее. Почему? Потому что не готовы к школьному обучению.

Во-вторых, ребенок, готовый к школьному обучению, умеет выделять общий способ действия. Он способен охватить ситуацию целиком, ее смысловую составляющую. Дошкольник же на его месте будет действовать формально. Вот пример. На одном занятии в детском саду воспитательница написала на доске пример: «5—3». Дети должны были придумать задачу по этой записи. И один мальчик задачу придумал: «У мамы было пять ножниц. Три она взяла и съела. Сколько ножниц осталось?» Опускаем характеристику мальчика. Интересно, что ответили другие дети. Они ответили: «Осталось двое ножниц». На полном серьезе. Никто не засмеялся. Ну, и действительно. Пять — это три и два. Три убрали, два осталось.

Умеют считать эти малыши? Умеют. Готовы к школе? Не готовы.

Третья составляющая готовности к школе — появление специфической самооценки. Как-то я проводила исследование самооценки у дошкольников и младших школьников. Для этого использовался ряд сюжетных картинок. Например, на картинке изображалась горка. По ней на лыжах съезжает мальчик. А на следующей картинке этот мальчик лежит в сугробе, лыжи в разные стороны торчат. Или девочка поднимает ведро с водой. А на другой картинке ведро упало, вода разлилась. И вот я задаю детям вопрос: «Почему так вышло? В чем причина неудачи?» Что отвечают дошкольники? Горка крутая, ведро тяжелое. А школьники? Мальчик не очень хорошо умеет на лыжах кататься. Девочка недостаточно сильная, чтобы ведро поднять. Но мальчик, добавляют они, потренируется и научится съезжать. Девочка тоже подрастет и обязательно с ведром будет справляться. О чем это свидетельствует? О разном подходе к жизни. Дошкольники еще не выделяют себя из окружающей действительности в качестве субъектов деятельности. Местоимение «я» для них тотально: не «я» в конкретной деятельности, а «я» вообще, «я» в целом. При таком взгляде на жизнь его не то что первая двойка или тройка, его четверка убьет наповал. Ведь если «я» нарисовал не очень хорошо, это значит — «я» плохой. Это значит — меня любить не будут.

И, наконец, четвертая составляющая: дошкольник живет в игровом пространстве. Его интересует сюжет, но совершенно не интересует процессуальная сторона деятельности. Казалось бы, это парадокс: ведь дошкольник и мыслит-то, только что-нибудь делая. Но он не рефлексирует способы своей деятельности. Если задача у него не получается, дошкольник скажет: «А я как будто сделал!»

Д.Б. Эльконин в свое время проводил эксперимент по изучению процессуальности у дошкольников и младших школьников. Для этого был придуман механический лабиринт с моторчиком. В железном ящике были вырезаны прорези, по которым могла двигаться куколка Красная Шапочка. И были четыре кнопки управления этой куколкой. Дошкольники и школьники совершенно по-разному участвовали в игре. Дошкольники фантазировали по поводу приключений Шапочки. Даже если им не удавалось провести куколку по лабиринту, они с успехом восполняли свою неудачу за счет воображения. А школьников интересовало, как именно куколка движется. Они могли снять ящик и экспериментировать с кнопками, чтобы понять принцип управления механизмом. Главным был для них вопрос «как?», а не «что?».

Вот такие специфические составляющие школьной готовности.

Теперь надо ответить на важный вопрос. Что означает этот «диагноз»: «ваш ребенок не готов к школе»? Родитель с испугом прочитывает за этой формулировкой нечто страшное: «Ваш ребенок — недоразвитый». Или: «Ваш ребенок — плохой». Но речь идет о шестилетнем ребенке. И констатируемая на данный момент неготовность к школьному обучению значит всего лишь то, что она значит. Ребенку с поступлением в школу надо повременить.

Он еще не доиграл.

Фото Александра Степанова


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн фев 12, 2007 12:33 pm 
Новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 5:19 pm
Сообщения: 31
Откуда: Москва
Да, насчет чтения и письма в вальдорфских школах я, конечно, оговорился. Речь идет о письме письменными буквами и о постановке руки. В читающей семье ребенок сам научивается читать к 5-6-7 годам, в зависимости от наклонностей. Да и писать печатными буквами. Если ему самому этого хочется, если у него есть внутренняя мотивация.

А постановка руки на письмо до 7-8 лет, кстати, в целом вредит развитию ребенка. Есть такое мнение, и мне оно кажется обоснованным.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн фев 12, 2007 3:52 pm 
Житель форума

Зарегистрирован: Пн май 29, 2006 2:21 pm
Сообщения: 473
Откуда: Стокгольм - Питер
Про вред на этот чет я читала у Лены Даниловой, что все(классические педагоги разной закалки и авторы книги(Лена и М.Федотов)) хором согласны что рано писать закорючки нельзя это портит почерк. Хотя что делать? Моя Поля усиленно это(очень любит штриховать) практикует - поверьте, я ее этому мало того что этому не учу, но и не показывала такой способ "рисования".
Алексей Лельчук писал(а):
о постановке руки

это же относится сюда?

_________________
Пашука 28.01.2000
Полишон 05.11.2003
Санёк 15.07.2007
Питерская группа в Контакте


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн фев 12, 2007 6:53 pm 
Новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 5:19 pm
Сообщения: 31
Откуда: Москва
Полярная, что делать? Если кто-то идет в баню, это не значит, что вы его туда послали, правильно? Так и тут. Если ребенку нравится рисовать закорючки и черточки, то это не значит, что он учится писать. И это не значит, что если вы ее попросите порисовать другие закорючки, она за них возмется.

А чем вредит -- ну, тут опять теория. С другой стороны "теория, мой друг, суха, но древо жизни вечно зеленеет". И из "неправильно" развитых и воспитанных детей вырастают вполне приличные люди. В том числе и из тех, у кого плохой почерк. Так что это все не смертельно. Но и нельзя сказать, что полезно.

Просто рука и мозг очень сильно связаны. Причем до 7 лет они связаны очень-преочень сильно и напрямую. Когда ребенок рисует, его образы напрямую выражаются в движении рук. И наоборот, движение рук, цвет, фактура, напрямую посылают сигналы его воображению. Это называется "первая сигнальная система".

А письмо -- это вторая сигнальная система. Существует промежуточный этап расшифровки символов. Внешний вид буквы и слова не несет никакой информации о смысле слова. То есть, нет прямой образной связи между движением руки и мыслью, чувством. Возникает мысль, чувство, затем оно преобразуется в символы, и потом руки изображают уже эти символы. И наоборот.

Это достаточно сложный процесс, и до 7-8 лет он развит очень плохо. Он еще только налаживается, находится в процессе строительства. Его еще лучше не эксплуатировать.

Когда ребенок сам читает, пишет корявыми печатными буквами -- он воспринимает это как игру, он сам задает темп и смысл этой деятельности. Печатные буквы все же имеют характерный образ, их можно по-разному варьировать. А обучение письму -- это уже эксплуатация второй сигнальной системы, тут нужно очень точно писать все буквы, и на это у ребенка в 6 лет обычно еще нет сил.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн фев 12, 2007 7:29 pm 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт фев 28, 2006 7:53 pm
Сообщения: 180
Откуда: Москва, Первомайская
Алексей Лельчук писал(а):
но детям ничего этого не нужно, кроме "красножгущейся массы ПГ-100". Это чистая красная глина, которую добывают под Гжелью в Московской области. Она продается готовая к лепке в любой расфасовке от килограмма примерно. Стоит около 20 р. за кг. Лучше глины для работы с детьми не найти -- она в меру тонкая, в меру липкая, долго сохнет (за занятие не успевает подсохнуть, сколько бы дети ее ни тискали).

Алексей, спасибо за наводку! Мы сегодня были в Хорссе, но я почему-то забыла про ваш совет насчет красной глины. Купила белую (все не выходит она у меня из головы :D ). Она мне тоже очень понравилась по текстуре, посмотрим, как ребенку понравится. Правда, как я поняла - ее не обжигают? Или я что-то путаю? :oops: Сохнут работы где-то дня 3, верно?
А вообще Темку было не увести оттуда, так ему все понравилось:) И еще скажите, пожалуйста, нам же пока не надо покупать для раскрашивания ангобы? Достаточно гуаши?
А пока мы все лепим... Правда, больше из пластилина пока... Темка долгое время что-то сделает (или мои поделки), посмотрит, тут же сломает:) А вот пока сидели за городом неделю (пережидали морозы:)), Темка все просил меня лепить собак (увидел, как бабушка кормит свору собак за забором), так мне пришлось слепить из всего платилина, который у нас был :shock: Получилось штук 20 с лишним :roll: И теперь он их хранит и играет, кормит, что-то для них лепим:) И про себя могу сказать, что последние собаки явно получились симпатичнее первых экземпляров :lol: Но я больше не могу!:)

И большое спасибо Алме за Винни Пуха, напомнили! Мы сегодня тоже больше часа играли с вылепленными Кристофером Робином и Винни, которые гуляли, кушали, играли, разговаривали!:) Как интересно было!!!:)
Алексей, скажите, пожалуйста, а вообще как-то к вам на занятия попасть можно? :roll: :oops: :)

_________________
Сыночек Темка д.р. 21 декабря 2003 г.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн фев 12, 2007 8:17 pm 
Новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 5:19 pm
Сообщения: 31
Откуда: Москва
Ну, прекрасно. Белая тоньше, глаже (фаянс), можно мельче детали вылепливать, но она быстрее сохнет в руках. Еще там есть шамот -- он наборот "толще", это та же глина с керамическим порошком. У нее интересная шершавая текстура, но детям она не очень нравится, потому что разваливается, оплывает. Можно лепить только очень крупные округлые вещи.

Ангобы и глазури -- это не для вас. Ангоб -- это та же глазурь, только без блеска и смешанная с глиной. Для чего это все нужно, вы можете почитать на сайте Хорсса, но все это -- под обжиг, температура от 1000 гр. Цельсия :-).

В Хорссе есть какие-то дорогущие краски, которые как бы глазурируются при 250, то есть в духовке. И есть, по-моему, какая-то пластическая масса тоже под духовку. Там реклама на стене висит. Можете их попробовать, если бюджет позволяет. И если они гигиенические, то есть если можно дать их ребенку. Но в вашем возрасте ребенку практически все равно, что и чем покрашено. Главное, чтобы ему самому это было доступно. Лучше гуаши может быть только акварель, кстати.

Я обнаружил, что дети, особенно гиперактивные, то есть почти все, норовят всю баночку гуаши намотать на кисточку и израсходовать за один раз. Поэтому стал покупать им "медовую акварель", которая в любом канц.магазине продается. Она достаточно яркая, если воды не жалеть, но ее не так-то просто всю разом замарать и извести. Кроме того, когда высыхает, она дает больше блеска, чем гуашь и не пачкается. (Я думаю, это не акварель вовсе, а синтетика, но это не важно)

Сохнут игрушки 2-3 дня, да.

На занятия попасть, к сожалению, нельзя, потому что их нет. Это все было с 2003 по 2005 год в ДЮЦ "Норд-Вест" в Строгино. Теперь я совсем в другом месте, занимаюсь совсем другими вещами. Просто захотелось поделиться опытом, поэтому появился на вашем форуме.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн фев 12, 2007 9:09 pm 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт фев 28, 2006 7:53 pm
Сообщения: 180
Откуда: Москва, Первомайская
Большое спасибо!!!
И как жаль, что вы больше не ведете занятий... Но еще раз спасибо за ваш опыт! Вы такой отзывчивый человек!
А какими совсем другими вещами занимаетесь, если не секрет?:)

_________________
Сыночек Темка д.р. 21 декабря 2003 г.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт фев 13, 2007 1:01 am 
Новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 5:19 pm
Сообщения: 31
Откуда: Москва
Цитата:
Ваше отношение к ребенку?

Как к человеку. Самостоятельному, равному мне по душевной силе. Но, скажем так, несколько неопытному. Я уже написал, что ребенок для меня -- это гость. Он появился на земле позже нас с вами, и еще не въехал как следует, что же мы тут наворотили, пока его не было.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт фев 13, 2007 1:02 pm 
Новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 5:19 pm
Сообщения: 31
Откуда: Москва
Кстати, вспомнил еще один интересный прием, который иногда можно использовать, если ребенок говорит "Не могу, не умею". Он работает, если 1) ребенку хочется что-то вылепить, но не получается, или он боиться, что не получится, 2) я вижу , что он в принципе способен это сделать, и ему не хватает или просто решимости, или какого-то простейшего технического шага. То есть, это не способ обучения технике лепке, а способ чуть-чуть помочь, ободрить, вселить уверенность в своих силах.

Синхронная лепка. Кстати, дети сам процесс воспринимают как игру. Скажем ребенку хочется лошадку, по возрасту ему уже пора лепить лошадок (5 лет), но вот -- не получается. Я говорю: "Мы будем лепить вместе, ты и я. Я свою лошадку, а ты будешь смотреть и лепить свою". Сажусь рядом. Даю ему такой же кусок глины, как беру себе. Отламываю кусок, прошу ребенка отломить такой же. Раскатываю колбасу, прошу раскатать такую же. Отламываю еще одну, и так далее. По каждому шагу. Тут важна не техника (он в принципе все это и так умеет), а важно мое присутствие и участие, которое придает ему силы на следущий шаг.

Конечно, другие дети в группе в это время почти без присмотра, так что на такое дело можно пойти, только если все более или менее заняты своими делами и не бесятся.

Когда лошадь более или менее стоит на ногах, и я вижу, что основная трудность пройдена, я, разумеется, бросаю ребенка на произвол судьбы :-). Чтобы доделывал гриву, глаза и так далее он сам. Чтобы все равно осталось место для его усилий, инициативы, ну и заслуженной гордости, что сделал сам.

Такие синхронные лепки у меня бывали довольно редко. Когда нужно именно перейти на некий новый технический уровень. После этого, как правило, ребенок радуется новой освоенной технологии и начинает ее использовать. Появляется несколько лошадей, всадники, телеги. Тут я уже не помогаю технически, а только слежу, чтобы это все не вылилось в серийное производство одинаковых лошадей.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт фев 13, 2007 1:14 pm 
Новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 5:19 pm
Сообщения: 31
Откуда: Москва
Вообще, занятия в группе больше 5 человек гораздо полезнее для детей и проще для взрослого, чем один на один с ребенком. Когда он один, он чувствует, что он главный, и командует, с одной стороны. С другой стороны, за любой помощью он обращается ко взрослому. А если детей несколько, то а) у взрослого есть очевидное объяснение, почему в данный момент он не может вылепить данному ребенку 10 лошадок (и ему приходится это делать самостоятельно), б) если что-то не получается, то можно подсмотреть у соседа, а это уже "социализация", как говорят психологи, и проявление собственной инициативы.

Мораль -- приглашайте к себе в гости других детей на лепку и рисование.

Но все это относится к детям старше 3-3,5 лет. Вот что важно. До этого возраста для них мама -- это все.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт фев 16, 2007 8:09 pm 
Старейшина

Зарегистрирован: Чт мар 30, 2006 1:32 am
Сообщения: 1173
Откуда: Израиль, Хайфа
я хочу кое-что рассказать.
еще несколько дней назад хотела написать, что у нас в чести синхронная лепка, только Я повторяю за машей, а не она за мной.... но передумала :lol:
поскольку ничего особенно интересного, кроме того, что это добавляло жару ее фантазии.

параллельно я сама "учусь" приемам и способам работы с разными материалами.
и вот сегодня стала в очередной раз лепить "а-ля" пластилиновая ворона и падал прошлогодний снег, повторяя за машей, вводя собственный сюжет...
и вдруг маша снимает туловище у моего пластилинового кота - а оно того же размера, что и голова, берет ножик, вырезает уши, сама прилепляет носик, оторвав от хвоста кусочек (мой был без носа), тыкает глазки, мне возвращает голову, сама остается со своим котом, которого именно так и называет, целует его, укладывает спать и т. д....

может, мне она еще не начала лепить, но себе, вроде, начинает...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср фев 21, 2007 2:06 pm 
Новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 5:19 pm
Сообщения: 31
Откуда: Москва
Я обратил внимание на интересную закономерность и в этой теме, и в теме Елены Макаровой: в основном в обсуждении участвуют мамы, детям которых 2-3 года. И то же самое было в нашей студии: на лепку приходили дети все младше и младше, с 2-3 лет, а более старших детей (5-6 лет) родители стремились отдать на что-то более "серьезное" -- речь, математику....

Это ужасно, на самом деле. В 2-3 года ребенка не нужно ничему учить, и не нужно с ним никуда ходить. Ему достаточно общения с мамой и того творчества, которое получается из элементарных действий с домашними предметами. Например: пересыпание из пустого в порожнее. Купите несколько пакетов разных круп (разных по фактуре и цвету: пшено, рис, гречка) и несколько мисок, ведерок, стаканов и дайте ребенку попересыпать их. Если усадить его на пол на большую тряпку (простыню), то ущерб имуществу будет минимальный, а польза для ребенка -- огромная.

А вот в 5-6 лет ребенку необходимо много лепить и рисовать, и совершенно не обязательно учить буквы и цифры. Так что всех читающих эти строки мам я прошу об одном -- не потеряйте своей увлеченности лепкой еще года на 3-4. Лепите и рисуйте с ребенком до самой школы.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Новая темаКомментировать Страница 3 из 7   [ Сообщений: 96 ]
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  


Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group