Изменить размер шрифта

Раннее развитие детей

 


Новая темаКомментировать Страница 1 из 1   [ Сообщений: 8 ]
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Художник Ю Васнецов
СообщениеДобавлено: Вс окт 11, 2009 5:08 pm 
Дружная семья!
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс авг 07, 2005 11:38 pm
Сообщения: 498
Откуда: Киров
ДЕСЯТЬ ПРОГУЛОК В ДЕТСТВО

Тоненькая книжка с картинками — для самых маленьких. Мягкая обложка, непрочная бумага. Текст, который от слова до слова легко запоминается с первого прочтения. Что это? Аналог пустышки? Пособие по воспитанию или нечто другое, гораздо более важное? Она может быть и тем, и другим — тоненькая книжка с картинками в мягком переплете.
В настоящей, созданной большим мастером детской книге всегда есть то, что решительно поднимает ее над повседневностью, вырывает из обязательного ряда сопровождающих раннее детство предметов. Пеленки, яблочное пюре, трехколесный велосипед — все постепенно уходит, чтобы никогда не вернуться. И лишь детская книга дается человеку на всю жизнь.
Нет такого возраста, когда встреча с книгами своего детства не была бы желанна. С ними встречаешься, как со старыми друзьями. Они возвращают нас в светлый мир радости и добра, будят в нас чувства оптимизма и справедливости. Свидание взрослого человека со своей детской книжкой — это отчасти и профилактика душевного одряхления.
Оформление детской книги всегда было пробным камнем для иллюстраторов. Ничто так не обнажает качеств художника, как работа для детей. Не каждый выдерживает это испытание. Во взрослой книге или в графических сериях за внешними эффектами, за отточенным мастерством еще можно спрятать свою душевную несостоятельность. Но в тоненькой, двенадцати-страничной книжке никуда не скроешься. Здесь нужно все только неподдельное — и дух, и талант, и работа. Книга для маленьких не терпит суррогатов.
Зато ничто в наши дни так не способствует росту популярности художника, как работа над иллюстрированием детской книги. Тиражи огромны. Чуткая и доброжелательная аудитория с благодарным интересом следит за работой детских художников. И если книга сделана не холодными руками, если писатель и художник не превратили свое призванье в ремесло, их общий труд становится событием культурной жизни страны.
Теперь все чаще слышишь о коллекциях детских книг, собираемых взрослыми. Люди хотят сохранить у себя книжки, сослужившие добрую службу либо их детям, либо в свое время им самим.
Многие начали понимать, что детская книжка может доставлять подлинное эстетическое наслаждение не только детям, но и взрослым. Как это ни странно звучит, но ребенок зачастую гораздо больше смыслит в своих книгах, чем его родители. В своем неоправданном высокомерии многие люди проходят мимо сокровищ, не считая нужным сделать усилие, чтобы овладеть ими. Но искусство никогда не держало свои ворота распахнутыми для случайных прохожих. А детская книга при всей ее внешней простоватости — вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство — детская книжка!
Творческое наследие замечательного русского советского художника Юрия Алексеевича Васнецова (1900—1973) велико и разнообразно. Он занимался живописью и графикой, росписью по фарфору, эскизами театральных декораций. Но именно детская книга принесла художнику любовь и признательность миллионов людей и в нашей стране и за ее рубежами.
Почти что со студенческой скамьи пришел Юрий Васнецов в детскую книгу. Художник был молод, а дело, которому он посвятил впоследствии всю свою жизнь, еще моложе.
Двадцатые годы вошли в историю нашего государства как годы, до предела насыщенные пафосом созидания. Новая культура, новый быт, новая жизнь искали новых форм для своего воплощения. Нужна была детская книга нового, невиданного вида, неслыханного содержания. По требованию времени созданием такой книги занимались большие и талантливые люди. Писатель С. Я. Маршак и художник В. В. Лебедев стояли у ее колыбели. Молодой Васнецов был для них бесценнейшей находкой. Вчерашний вятич, выпускник Всероссийской Академии художеств СССР, впитавший в себя достижения передовой художественной мысли того времени, Васнецов тем не менее так никогда и не сделался горожанином по духу. Академия не вытеснила Вятку.
Сказочник всегда сам появляется из сказки. Поэтому он ничего не выдумывает. Он просто вспоминает.
Среди северных дремучих лесов жили веселые и добрые люди. Кроме обычных крестьянских дел они умели делать забавные яркие игрушки, петь удивительные песни и украшали свою жизнь, как могли: кто вышивкой, кто деревянной резьбой, кто затейливой росписью. Сказочный был город Вятка! Когда сам Васнецов рассказывал о своем детстве, всем вокруг начинало казаться, что это оживают его рисунки,— настолько детские впечатления запали в память художника. А ведь у художников память — в сердце.
Сегодняшние бабушки и дедушки с удовольствием встретятся с книжкой Виталия Бианки «Болото». Они были первыми ее читателями. Книга эта вышла из печати в 1931 году и сразу сделалась двойным событием: ее отметили читатели, а для самого Васнецова она навсегда осталась первенцем. Первенец оказался настолько удачным, что и сейчас, полвека спустя, не утратил своего художественного значения. В рисунках к «Болоту» еще слегка проглядывают следы ученичества, следы, как мы говорим теперь, «лебедевской школы». Блестящий художник Владимир Васильевич Лебедев был к тому же и прекрасным педагогом-редактором.
Постепенно Васнецов обзаводится собственным «хозяйством»: появляются «васнецовские» звери — медведь, заяц, волк, лиса, петух. Вырастают «васнецовские» деревья, трава, цветы.
В теплом «васнецовском» воздухе начинают летать его птицы, бабочки, стрекозы. Целый мир, целый театр! И очень жизнеспособным оказался этот мир Васнецова, потому что не выдуман он художником, а перенесен как есть из славного города Вятки. Народному искусству и впрямь близок принцип «театра». Мастерица-игрушечница порой всю свою жизнь обходится лишь небольшой «труппой», а уж раскрашивает она своих лошадок, птиц да барынь всякий раз по-разному, ни разу не повторится.
Так и у Васнецова: его актеры-сподвижники лишь меняют свои костюмы и антураж, готовясь к очередному рисунку-спектаклю.
Книжка «Пятьдесят поросят» окончательно определяет лицо художника. С нее начинает он основную свою тему — тему фольклорной эпопеи, принесшую ему впоследствии мировую известность. Строго говоря, Васнецов внутренне никогда не выезжал из Вятки. Откуда бы еще тогда почерпнуть молодому художнику мудрую верность канонам, им же самим для себя созданным? Кто надоумил его так глубинно увидеть в небылице повседневное, а в повседневности сказку? Где зародились эти цветовые извержения и обвалы, не разрушающие тонкой бумажной страницы книги? Одного таланта здесь мало. Тут нужны корни, нужна традиция, нужна Вятка.
В основном Васнецов любил иллюстрировать народные произведения — песенки, сказки, считалки, побасенки. Реже соглашался рисовать картинки к авторским текстам. Лишь услыхав в писательских интонациях отголоски фольклорных влияний, художник выводил на страницы книги своих героев.
Изящная миниатюра Виталия Бианки «Лис и Мышонок» дала повод художнику всего лишь на двенадцати страничках разыграть целый одноактный спектакль в шести картинах. Сколько здесь юмора, выдумки, блистательного остроумия! Чего стоит одна находка с двумя месяцами на одной страничке! Дети по самой природе артистичны. Для ребенка во время спектакля не существует рампы. Он сам участник действия. Вот он смотрит на незадачливого Лиса и своей кожей чувствует, как большой, холодный и неуютный месяц светит ему своими колючими лучами. Дальше глаз попадает в норку Мышонка. И маленький читатель уже не Лис, а Мышонок. Сладко спит он в крохотной кроватке, а месяц в окошко глядит — маленький, спокойный. Взрослый этой тонкости художника почти не улавливает, а для ребенка все здесь вполне естественно: два месяца — два раздельных мира. Таких находок у Васнецова тьма. Каждая из них — прежде всего прекрасный повод для разговора с ребенком. И если взрослому в нужный момент удается стряхнуть со своей души груз недоверия и скепсиса по отношению к тоненькой книжке, то и ему самому, как и его юному собеседнику, открываются бесценные сокровища, рассеянные по страницам удивительным художником.
Поэзия Корнея Чуковского всегда привлекала Васнецова. В «Краденом солнце» васнецовские герои чувствуют себя как дома. Озорной ритм стихов Чуковского словно вдохнул в них новые силы. Вся книжка сделана в необыкновенно энергичных ритмах. Большие объемы на каждом следующем развороте рассыпаются на мелкие части, чтобы через страницу снова собраться в значительную массу. Под стать быстрым сменам настроения у ребенка в книжке грусть внезапно сменяется смехом, уныние — радостью.
Чередование крупных объемов с мелкими мы видим и в решении сказки «Три медведя» Льва Толстого. Но ритмы тут размеренней, классичней. Словно перекличка двух колоколов — большого и маленького. Но ведь вся сказка и построена на этом конфликте: там на каждой странице большое и маленькое, большое и маленькое. Васнецов просто закодировал этот конфликт в книжном макете.
Вообще художнику было необычайно важно найти для каждой книги свое неповторимое ритмическое решение. Без четкого логического замысла он к работе не приступал. Макет всегда выстраивался красивый, упругий, и лишь тогда Васнецов начинал делать иллюстрации.
Ну как здесь снова не вспомнить дымковскую мастерицу, которая, прежде чем явить свою неуправляемую натуру врожденного живописца, делает, сообразуясь с логикой материала и пластического расчета, заготовку из красной глины. Она сперва обжигает своего индюка, потом белит его, а уж потом только берется за кисти. Теперь можно дать волю и фантазии, и творчеству: куда бы они ни завели художницу, индюк все равно получится, он уже есть, за него можно не- тревожиться.
Книжка «Небылицы в лицах» состоит из отдельных, друг с другом не связанных миниатюрных текстов. Васнецов на каждом развороте поместил по паре двойных рамочек-окошек. В каждом окне — по картинке с текстом. Этакая деревенская улица. Правда, в дальнейшем художник к этому решению никогда не возвращался, очевидно, считая его слишком сухим.
Совсем другой «устав» в «Чики-чики-чикалоч-ках». Тут Васнецов придумывает свой оригинальнейший способ организации разворотов в книге. Здесь все дело в сценической площадке. Два действия совершаются на развороте, иллюстрируются два разных стихотворения. А место действия одновременно и одно, и не одно.
Вот, например, разворот, где с одной стороны «Жучка пышки будет печь», а с другой — козел Стрекозел. Стены бревенчатые проходят через обе страницы навылет. Вроде бы в одной избе все происходит. А вот и не в одной! Пол, на котором стоит Жучка, на соседнюю страницу не переходит. У козлят совсем другой пол. Получается, что Жучка с козлом помещены в одну избу, как говорят дети, «понарошке». На самом-то деле разные дома у них, а здесь они играют в родственников. Смотрим другой разворот — две сороки и щенок Митрошка. Небо — общее, забор по верхнему уровню — общий, а по нижнему — разные вроде на этих страницах заборы. А уж земля и совсем различная. Опять герои собрались на развороте «понарошке».
Васнецов редко применяет форзац в обычной его функции — быть декоративной изнанкой обложки. Как правило, форзац у него на первом развороте образует нарядный ансамбль с титульным листом. А потом художник словно забывает о нем. Гостившего в книге читателя художник провожает «до околицы» и не устраивает чинного прощания с ним при помощи замыкания книжки форзацем. Душевный разговор продолжается предельно долго, и авторам и ребенку не хочется расставаться. Беседа обрывается спинкой обложки — внезапно. Дети ведь тоже больше любят слово «здравствуй» и терпеть не могут слова «прощай».
Васнецову очень дорог теснейший контакт со зрителем. Он делает все, чтобы вовлечь нас в свой удивительный мир, размыть границу между действием, происходящим на рисунке, и чтением книжки. В сказке «Лиса и Заяц» применен интересный прием: заяц и лиса нарисованы каждый сидящим в своем домике. И как-то не сразу замечаешь, что обе полуфигуры даны художником на небесном, голубом фоне. Ты не успел оглянуться, как уже сидишь внутри избушки и видишь ее хозяина как бы из глубины ее, на фоне оконного проема.
Один из самых любимых приемов Васнецова — рисунок на цветной плашке.
«Собака, кот, кошка и курочка» расположились на теплых, цвета струганого дерева плашках. Сам художник как-то вскользь упомянул, что, рисуя, вспоминал деревянные стены отчего дома. По воспоминаниям близко знавших его, Васнецов никогда не применял цвета случайно. Сокровеннейшие воспоминания ложились в основу его цветовых видений. Из далекого детства шли сигналы о давно утраченных вещах и явлениях. Именно отсюда взял начало почвенный глубинный реализм всего васнецовского творчества. У самых фантастических, у самых абстрагированных образов имелся свой жизненный прототип в детстве художника. Этот прототип многие годы жил в его невероятной памяти, и только счастливый случай встречи с литературным произведением помог ему вырваться на страницы веселых книжек и стать предметом радости для детей и восхищения для взрослых.

Заслуженный художник РСФСР Л. Токмаков

_________________
Анютке уже двенадцать (03.08.2004), Настюшке шесть (29.11.2010)!
Наш дневничок здесь


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ребятам о зверятах Ю Васнецов
СообщениеДобавлено: Вт мар 30, 2010 5:24 pm 
Дружная семья!
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс авг 07, 2005 11:38 pm
Сообщения: 498
Откуда: Киров
Рисунки Ю.Васнецова – особый мир, в который надо вжиться. И прежде чем перейти к художественному изображению, предлагаю вам прожить, проиграть одну из его сказок, которая показалась мне наиболее доступной к изображению, - «Лиса и Заяц».
Сначала мамам придётся провести небольшую подготовительную работу. Распечатайте черно-белым изображением страницы презентации с изображением зайки и лисы, вырежьте их по контуру, обведите на плотном картоне. Ваша задача – получить силуэтное изображение без одежды.
Раскрасьте лисичку в красный/оранжевый/рыжий цвет, нарисуйте зверям глазки и носики, зайке можно подрисовать валенки.
Теперь займитесь портняжным мастерством. Помните, в детстве мы вырезали из бумаги силуэты кукол и одевали их в разные платья и костюмы? Здесь Вам предстоит то же самое. Если Вашему малышу ещё мало лет (2-3,5), этот этап придётся выполнить маме. Если ближе к четырём – уже можно делать всем вместе. Обведите на бумаге контуры зайки и лисы без головы и на этой основе нарисуйте несколько простеньких одёжек:
Для зайки – рубашку и штанишки одним цельным рисунком (лучше 2-3 экземпляра, можно одинаковых, чтобы потом по-разному раскрасить); тулуп с поясом-кушачком.
Для лисички – сарафан, пару блузок с юбкой, шубку.
Не вдавайтесь в детали, да не забудьте про «ушки», которые помогут одеть наших пушистых друзей.
И это еще не все! Теперь займёмся подготовкой стройматериалов. Нам понадобится коробка спичек (или карандашей, в зависимости от того, сколь велик получился заяц), формочка для льда (такие коктейльные кубики) и две крыши, которые модно сделать из согнутой полоски цветного картона. Лёд в формочке заморозьте заранее.
Всё готово? Можно приступать!
1. Посмотрите с малышом презентацию. Обсудите её. Обратите внимание малыша на то, что звери одеты. Спросите его, носят ли настоящие звери в лесу одежду? Расскажите, что эти звери сказочные. А раз так, то и одежда у них сказочная, и узоры на одежде не простые.
2. Расскажите, что таких зверей придумал художник Юра Васнецов. Он жил давным-давно в городе Вятка. В детстве он очень любил ходить в лес. А ещё Юра любил воскресные ярмарки. Ох и весело было на них! Если вы дружите с Чевостиком, ваш малыш уже наверняка знает, что такое ярмарка. Много чудес на ней. Но больше всего нравилось Юре Васнецову разглядывать расписную яркую дымковскую игрушку. У нас в кладовой есть замечательные презентации по дымке, посмотрите их. Если малышу больше четырёх лет, подойдёт и моя презентация (в теме «Дымковская игрушка 1»). Посмотрите две картинки – с изображением дымковского медведя и Васнецовского топтыгина. Сравните их друг с другом. Расскажите малышу о том, что, разглядывая дымковскую игрушку, Юра Васнецов придумывал своих волшебных зверей и наряды для них.
3. Пришла пора доставать мамины заготовки. Рассмотрите рисунки в книжке или презентации, обратите внимание на то, как меняется одёжка зайца и лисички в зависимости от времени года. Достаньте лисичку и зайчика, приготовленные одёжки. Разберите с малышом, где чья одежда. Какая одежда летняя, а какая зимняя? Понаряжайте зверят.
4. Возьмите большой поднос и постройте на нём домики из спичек, кубиков льда и заготовок для крыш. Теперь при желании можно и разыграть всю сказку. Недостающих персонажей можно так же вырезать или взять готовые маленькие игрушки.
Увлекательных вам занятий.

_________________
Анютке уже двенадцать (03.08.2004), Настюшке шесть (29.11.2010)!
Наш дневничок здесь


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ребятам о зверятах Ю Васнецов
СообщениеДобавлено: Пт апр 02, 2010 5:04 pm 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт сен 09, 2008 8:44 am
Сообщения: 515
Откуда: Беларусь/Минск
Джесси писал(а):
Распечатайте черно-белым изображением страницы презентации с изображением зайки и лисы

Ой, Джесси, а где эта презентация? Или это я так плохо посмотрела... :oops:

_________________
Доченька Надя 2.03.2007г. Сынок Витенька 26.09.2012г.
Путешествие в страну добродетелей
Наденька и Витенька


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ребятам о зверятах Ю Васнецов
СообщениеДобавлено: Чт апр 08, 2010 9:53 pm 
Дружная семья!
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс авг 07, 2005 11:38 pm
Сообщения: 498
Откуда: Киров
Нет, хорошо посмотрели :oops:
Вот ссылка на презентацию:
http://ifolder.ru/17204527
Расскажите, скачается или нет. Файл 7 мб

_________________
Анютке уже двенадцать (03.08.2004), Настюшке шесть (29.11.2010)!
Наш дневничок здесь


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ребятам о зверятах Ю Васнецов
СообщениеДобавлено: Пт апр 09, 2010 8:56 am 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт сен 09, 2008 8:44 am
Сообщения: 515
Откуда: Беларусь/Минск
Пока ничего не смогу сказать: файлы с расширением pptx у нас не открываются, я так понимаю надо устанавливать более новую верссию программы...

_________________
Доченька Надя 2.03.2007г. Сынок Витенька 26.09.2012г.
Путешествие в страну добродетелей
Наденька и Витенька


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ребятам о зверятах Ю Васнецов
СообщениеДобавлено: Пт апр 09, 2010 12:25 pm 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб янв 17, 2009 2:57 pm
Сообщения: 176
Откуда: Краснодарский край, Гулькевичи
Я скачала и всё просматривается. Спасибо! У меня в детстве была такая книга, жаль не сохранилась...

_________________
Изображение
Изображение


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ребятам о зверятах Ю Васнецов
СообщениеДобавлено: Вт ноя 09, 2010 12:06 am 
Новичок

Зарегистрирован: Пт фев 15, 2008 4:44 pm
Сообщения: 25
Откуда: г.Мытищи
Джесси писал(а):
Нет, хорошо посмотрели :oops:
Вот ссылка на презентацию:
http://ifolder.ru/17204527
Расскажите, скачается или нет. Файл 7 мб

здравствуйте! к сожалению теперь файл уже не качается...

_________________
с 18 октября 2005г. мама Леночки


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ребятам о зверятах Ю Васнецов
СообщениеДобавлено: Вт ноя 09, 2010 12:49 am 
Бывалый форумчанин

Зарегистрирован: Пн окт 29, 2007 8:27 am
Сообщения: 66
Анна Б. писал(а):
Джесси писал(а):
Нет, хорошо посмотрели :oops:
Вот ссылка на презентацию:
http://ifolder.ru/17204527
Расскажите, скачается или нет. Файл 7 мб

здравствуйте! к сожалению теперь файл уже не качается...

Качается нормально: нужно нажать слово Скачать. потом нажать на любую ссылку для просмотра рекламы, вверху будут секунды отсчитываться.
Потом появится слова "нажмите сюда" нажимаем. Потом вводим код подтверждения.
потом появится страница со словами "Ссылка для скачивания файла:"
Жмём на ссылку ниже слов "Ссылка для скачивания файла:".
Скачала, спасибо. :)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Новая темаКомментировать Страница 1 из 1   [ Сообщений: 8 ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron


Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group