Изменить размер шрифта

Раннее развитие детей

 


Новая темаКомментировать Страница 1 из 1   [ Сообщений: 3 ]
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Ребятам о зверятах Чарушин
СообщениеДобавлено: Пт сен 25, 2009 12:19 pm 
Дружная семья!
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс авг 07, 2005 11:38 pm
Сообщения: 498
Откуда: Киров
Следующее занятие будет посвящено Евгению Чарушину.
На вот этом сайте http://www.kotmurr.spb.ru/library/charushin/index.html я взяла чудесную биографию Чарушина. Там же есть его рассказы.
Чарушин Е. И. (1901 - 1965) -- один из самых любимых детьми художников мира животных. Он был лучшим художником анималистом. Равных ему не было. Но Евгений Чарушин был и одним из тех добрых и гуманных детских писателей, которые сохранили непосредственность и свежесть детского взгляда на мир животных и детского восприятия жизни, которые сумели по-доброму и с ясной простотой донести этот взгляд до детского сознания. Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.
В Чарушине все было удивительно. Начиная с фамилии. Казалось бы, этимология фамилии «Чарушин» восходит к словам «чара», «чародей», «очаровывать». Это очень соблазнительная версия, ведь сам художник и писатель Чарушин Е. И. очаровал несколько поколений детей своими добрыми, гуманными рассказами и рисунками о жизни животных. На самом же деле фамилия ЧАРУШИН связана с существительным ЧАРУША. Так в диалектных говорах Урала называли форму для выпечки сдобного теста. Прозвище ЧАРУША, от которого и произошла фамилия, получал человек пышнотелый, дородный.
Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году на Урале, в Вятке в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, одного из видных архитекторов Урала. По его проектам построено более 300 зданий в Сарапуле, Ижевске, Вятке. Он оказал существенное влияние на застройку городов Прикамья и Предуралья, огромного региона, где он был ведущим архитектором в том числе и из-за своего статуса -- главный губернский архитектор. Профессия архитектора требует, как необходимого условия, быть хорошим рисовальщиком. Как и его отец, архитектор, сам юный Чарушин великолепно рисовал с детства. Рисовал начинающий художник по его собственным словам «преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях».
Живой натуры для юного художника вполне хватало. Она была повсюду. Во-первых, сам родительский дом с огромным заросшим садом был густо населён всевозможной живностью. Это был настоящий домашний зоопарк -- кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица – чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками, а ещё в доме жил некто Бобка.
Это был пес о трех лапах, закадычный друг маленького Жени Чарушина. Этот пес «лежал всегда на лестнице. Все об него спотыкались и бранились. Я же ласкал его и часто рассказывал ему о своих детских огорчениях». Во-вторых, кроме всего этого движущегося и шевелящегося изобилия натуры всегда можно было сбегать в мастерскую чучельника, находившуюся в двух шагах от дома Чарушиных. Там зверей можно было рассмотреть в состоянии покоя.
Любимым чтением Жени Чарушина были книги о жизни животных. Сетон-Томпсон, Лонг, Биар - вот его любимые авторы. Но однажды отец подарил ему на день рождения 7 тяжелых фолиантов. Это была книга А. Э. Брема «Жизнь животных». Такое уж это было совпадение, что Чарушин родился в день смерти великого немецкого зоолога Альфреда Эдмунда Брема. Его фундаментальный труд в семи томах была самая дорогая для Евгений Иванович Чарушина книга. Ее он берег и перечитывал всю жизнь. «Я читал его запоем, - вспоминал Чарушин, - и никакие «Нат Пинкертоны» и «Ник Картеры» не могли сравниться с Бремом». И то, что рисовал начинающий художник все больше зверей да птиц, в этом тоже немалая доля влияния Брэма.
После окончания в 1918 году средней школы, где он учился вместе с Юрием Васнецовым, Чарушин был призван в Красную Армию. Там его использовали «по специальности», и он был назначен помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта. Отслужив 4 года, практически всю гражданскую войну, он вернулся домой и решил учиться на профессионального художника. В Вятке можно было учиться только в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата Но это было не серьезно, настоящей школы рисования губвоенкомат дать не мог. Юный Чарушин это понимал, и осенью того же года он уехал в Петербург. Заветная цель любого начинающего художника – это Академия. И Евгений Чарушин поступил на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств (ВХУТЕИН), где занимался пять лет, с1922 по 1927 год, у А.Карева, А.Савинова, М.Матюшина, А.Рылова.
По окончании учёбы Чарушин пришёл со своими наработками в Детский отдел Госиздата, которым заведовал в тогда знаменитый художник Владимир Лебедев. В те годы власть перед художниками задачу – создать принципиально новые книги специально для маленьких граждан советского государства. Книги должны были быть высокохудожественными и, в то же время, информативными и интересно-познавательными. Чарушинские рисунки из мира животных понравились Лебедеву, и он поддержал молодого художника в его исканиях и творчестве. Первая книга, иллюстрированная Евгением Ивановичем, был рассказ В.Бианки «Мурзук». Она привлекла внимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики, а рисунок из неё был приобретён Государственной Третьяковской галереей.
В 1930 году, «преисполненный до краёв наблюдениями детства и охотничьими впечатлениями я стал, при горячем участии и помощи С.Я.Маршака, писать сам». Чарушин Е. попробовал писать небольшие рассказы для детей о жизни животных. Очень тепло о рассказах начинающего автора отозвался Максим Горький. Но это оказалось самым трудным делом в его жизни, так как по его собственному признанию, иллюстрировать чужие тексты ему было много проще, чем свои собственные. В своих текстах очень часто возникали споры между Чарушиным-писателем и Чарушиным-художником.
До войны Евгений Иванович Чарушин создал около двух десятков книг: «Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли - птичий рай», «Животные жарких стран». Продолжал он иллюстрировать других авторов -- С.Я.Маршака, М.М.Пришвина, В.В.Бианки.
Во время войны Чарушина эвакуировали из Ленинграда на родину, в Киров (Вятку). Он рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы, расписывал помещение детского сада одного из заводов и фойе дома пионеров и школьников. И занимался с детьми рисованием.
В 1945 году художник вернулся в Ленинград. Помимо работы над книгами, он создал серию эстампов с изображениями животных. Ещё до войны он увлёкся скульптурой, расписывал чайные сервизы, а в послевоенные годы делал из фарфора фигурки животных и целые декоративные группы.
Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я.Маршака. А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.
На всю жизнь художник и писатель Чарушин сохранил детское мироощущение и какой-то ребяческий восторг перед красотой мира природы. Он сам рассказывал о себе: «Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству...
Моя мать – садовод-любитель. Копаясь в своем садике, она делала прямо чудеса… Конечно, я принимал деятельное участие в ее работе. Вместе с ней ходил в лес собирать семена цветов, выкапывать разные растения, чтобы их «одомашнить» в своем саду, вместе с ней выкармливал уток и тетеревов, и моя мать, очень любящая все живое, передала мне эту любовь. Цыплята, поросята и индюшата, с которыми всегда было много хлопот; козы, кролики, голуби, цесарка с перебитым крылом, которое мы лечили; ближайший мой приятель - трехногий пес Бобка; война с котами, съедавшими моих крольчат, ловля певчих птиц - чижей, щеглов, свиристелей, … и … голубей… Вот со всем этим связано мое раннее детство, к этому обращаются мои воспоминания.
Шести лет я заболел брюшным тифом, так как решил однажды есть все то, что едят птицы, и наелся самой невообразимой гадости...
В другой раз я переплыл вместе со стадом, держась за хвост коровы, широкую реку Вятку. С того лета я умею хорошо плавать...»
Мир животных посреди первозданной природы – его родина. Он всю жизнь рассказывал о ней и рисовал этот дивный исчезнувший мир, пытаясь сохранить и передать детям его душу.

_________________
Анютке уже двенадцать (03.08.2004), Настюшке шесть (29.11.2010)!
Наш дневничок здесь


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ребятам о зверятах Чарушин
СообщениеДобавлено: Вс окт 04, 2009 2:55 pm 
Дружная семья!
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс авг 07, 2005 11:38 pm
Сообщения: 498
Откуда: Киров
Здравствуйте-здравствуйте-здравствуйте! Рада, что моя лентявость не отогнала от занятий всех занимающихся!
Итак, продолжаем. Мой любимый детский художник – это Чарушин. Я люблю его даже больше Васнецова. И еще больше я полюбила его после занятий в студии ИЗО с Анюткой.
Задания, которые я сегодня хочу вам предложить, Анютка выполняла в возрасте 4 лет. Однако группа, в которой она занималась, была младше на год (т.е. дети 3 – 3,5 лет). Думаю, раскрашивание с помощью кусочков губки вырезанных силуэтов животных должно быть доступно и детям более младшего возраста.
Итак, сначала предлагаю вашему вниманию презентацию. Она также достаточно тяжелая. Но я решила не уменьшать картинки еще сильнее, а то они расплываются на полном экране. Кроме того, для занятий пару слайдов необходимо будет распечатать.
http://ifolder.ru/14318999
Можно рискнуть распечатать всю презентацию для читающих детей. При выставлении на принтере качества «наилучшее фото» результат будет вполне приличный. Проверено на опыте.
Теперь задания. Вообще, перед тем, как приступить к изложению идей к этому занятию, хочу сказать, что они не мои. Так занималась с детьми в студии наш музейный педагог Надежда Валерьевна Кочурова. Но так как посетителей сайта с Вятки, по-моему, не прибавилось, то хлеб я у нее, надеюсь, не отобью.
Второе соображение, которым я хочу поделиться с родителями. Не знаю как вам, а мне крайне сложно предлагать какое-нибудь занятие ребёнку и при этом не стоять у него над душой. Даже когда мы занимаемся по тетрадям Петерсон, я во избежание педагогического давления беру себе раскраску.
Поэтому рекомендую брать себе параллельную работу. Во-первых, выполняя задание параллельно с ребенком, вы покажете ему свою заинтересованность, во-вторых, лучше уловите, где возможны сложности, а в-третьих, займёте голову и руки. Да и вообще, самой прикольно поделать чего-нибудь этакое… Необязательное…
1. Сначала простое. Выберите себе понравившуюся картинку (себе – понравившуюся вам, ребенку – понравившуюся ребенку). На картинке должно быть несколько субъектов, покрытых шерстью или пухом. Картинка, где одна сорока, не подойдет.
Распечатайте картинку на самом плохом качестве, ч/б. Ваша задача – получить силуэты. Вырежьте их, обведите на плотных листах бумаги (альбомных или для акварели), снова вырежьте. Можете делать это сами, заранее, можете вместе с малышом.
Порежьте губку для мытья посуды на кусочки, которые малышу будет удобно обмакивать в баночки с гуашью.
Приготовьте баночки-чашечки с водой.
Дальше вы уже сами догадались. Обмакиваем губку в воду, слегка отжимаем, в краску – и тяп-тяп-тяп по вырезанному силуэту. Не усердствуйте в плотности прилегания, пусть будет похоже на шерсть.
Потом разложите животинок на листе, можно скопировать страницу из книжки, а лучше придумать свою. Раскладывание сопровождайте рассказом. Когда нужная завершенность композиции будет достигнута, приклейте фигурки в нужные места, если вы приклеите только за серединку – будет ощущение, что они сейчас убегут.
Вот примерное воплощение идеи – кусочек про Тюпу:
Изображение
2.Теперь вариант посложнее. Но тоже осуществимый, даже с малышом лет 2,5. Вам понадобится кусочек линолеума величиной с лист бумаги формата А4. Вместо него можно взять файл-папку с гладкой поверхностью, куда вложить лист картона. Еще мы делали на металлизированной бумаге, тоже хорошо получается.
Берём большую кисточку, примерно № 6. Окунаем в гуашь посильнее. Малякаем довольно крупный овал. Краска будет собираться к центру. Промазюкайте несколько раз. Ваша задача – прокрасить овал, и в то же время чтобы краска не высохла. Дальше – ваша фантазия. Пририсовываем к овалу голову, уши, лапы, хвост в зависимости от их наличия в изображаемом объекте. Естественно, никакие детали (глаза, рот, пр.) не рисуем, только силуэтное изображение. Нарисованное не должно сохнуть! Но и течь не должно. Берем другой цвет (например, был черный, берем коричневый), делаем пятна в произвольных местах.
Теперь хватаем результат малевания и быстро переворачиваем, прижимаем к заранее приготовленному альбомному листу или листу для акварели, проглаживаем. Осторожно отлепляем. Тут без мамы не обойтись.
Результат лично меня поразил до глубины души. Вот что получилось у Анютки:
Изображение

Изображение

Сова – делали на студии, кошка – дома. Кроме прижимания силуэта к листу и последующего отлепливания, я рук не прилагала.
Теперь можно дорисовать детали. Глаза, усы, траву, солнышко. Весь процесс занимает 25-30 минут.
Удачного вам отдыха!

_________________
Анютке уже двенадцать (03.08.2004), Настюшке шесть (29.11.2010)!
Наш дневничок здесь


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ребятам о зверятах Чарушин
СообщениеДобавлено: Чт окт 08, 2009 9:42 am 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт сен 09, 2008 8:44 am
Сообщения: 515
Откуда: Беларусь/Минск
Мы снова соединили две пользы: изучили один из предложенных здесь Вами приемов, но проиллюстрировали сказку «Сердобольный подсолнух», которую читали-изучали в это время, «работая» над темой щедрость…
Вот Надюшины воробьи:
Изображение
Для итоговой аппликации нам нужен был только один, Надя выбрала того, который слева…

_________________
Доченька Надя 2.03.2007г. Сынок Витенька 26.09.2012г.
Путешествие в страну добродетелей
Наденька и Витенька


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Новая темаКомментировать Страница 1 из 1   [ Сообщений: 3 ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron


Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group