Изменить размер шрифта

Раннее развитие детей

 


Новая темаКомментировать Страница 1 из 1   [ Сообщений: 3 ]
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Занятие "Натюрморты с книгами"
СообщениеДобавлено: Пт янв 09, 2009 7:10 pm 
Дружная семья!
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс авг 07, 2005 11:38 pm
Сообщения: 498
Откуда: Киров
Занятие 5.
Тема занятия. Натюрморты с книгами.
Источники.
Домбровский А. Белый лист бумаги. Рабочая книга для размышления собственными руками.
Также о бумаге: http://www.solnet.ee/parents/p1_t14.html
Домбровский А. Искусство первой буквы. Наука и жизнь, 2008, №№ 4-5.
Как делать книгу – статья взята по адресу:
http://www.history-ryazan.ru/node/2864?page=0%2C0
Сухарев В. История с изобразительным искусством.
Материалы для презентации «Откуда появились книги» взяты с сайта http://maxbooks.ru/tablet.htm

Картины: Креспи Джузеппе Мария. Натюрморт с книжными полками.
Для презентации использовались также картины современных художников В.Екимова, Г.Протчевой, Н.Штрекер, В.Кирьяновой.

Информация для мам.
КРЕСПИ, ДЖУЗЕППЕ МАРИЯ (Crespi, Giuseppe Maria) (по прозвищу Ло Спаньоло ди Болонья – болонский испанец) (1665–1747), итальянский живописец; родился в Болонье 16 марта 1665.
Эмоциональный и чисто живописный подход к трактовке сюжета отличает искусство Креспи от академической традиции. Большинство картин Креспи – это трактованные с юмором и тонким поэтическим чувством сцены из повседневной жизни. Он писал также картины на религиозные и мифологические темы, среди них, например, серия Семь таинств (Дрезден, Картинная галерея), Хирон, обучающий Ахилла стрельбе из лука (Вена, Художественно-исторический музей).
Умер Креспи в Болонье 16 июля 1747.
В наследии Креспи известно девять (вместе с экспонирующейся на нашей выставке) картин, в которых музыка играет важную роль. Первым, по справедливости, должен быть назван Натюрморт с книжными полками (ок. 1725; Болонья, консерватория Мартини, Городской музыкально-библиографический музей). Он представляет исключительный интерес с точки зрения музыкальной иконографии.
Картина написана так, что создается впечатление, будто можно взять каждую книгу и перелистать ее. Это трактаты Августина (De musica, ок.589), Боэция (Dе institutione musica, 500-510), Кирхера (Musurgia universalis, 1650), Винченцо Галилея (Dialogo delta musica antica et delta moderna, 1581) и много других, всего 57 книг от античных авторов до современников художника. Эта картина замечательным образом переносит нас в кабинет ученого музыканта, такого, например, как знаменитый падре Мартини, который, по-видимому, и был заказчиком этого натюрморта (не случайно картина хранится в консерватории его имени).
Библиотека падре Мартини была воистину уникальной. Берни свидетельствовал: «Кроме огромного собрания печатных книг, стоившего ему свыше тысячи цехинов, падре Мартини принадлежат подлинные рукописи, которых не купишь ни за какие деньги, как и копии рукописей из библиотеки Ватиканской и Амврозианской, а также Флоренции, Пизы и других городов, на что у него была особая привилегия, дарованная папой, и специальные разрешения других власть имущих. Он обладает десятью различными копиями знаменитого Micrologus Гвидо Аретино, столькими же с разных манускриптов Иоанна де Мурис и еще многими другими, весьма старинными, и ценными рукописными трактатами. Ими у него заполнена целая комната; две другие комнаты приспособлены для хранения печатных книг во всех существующих многочисленных изданиях; а четвертая комната отведена под ноты, которых у него также большое количество в рукописях. Число его книг доходит до семнадцати тысяч» (Чарлз Берни. Указ. соч. С. 93). Трактаты названных авторов мы видим на натюрморте Креспи. Причем, Берни записал свои наблюдения в 1770, а картина, как считается, написана около 1725 года, когда Мартини (1706-1784) было всего около двадцати лет.
Изображение
Описание занятия.
Я набрела на эту картину, когда подбирала различные репродукции к теме «Натюрморты». И взглянув на нее, разом припомнила свой детский период «книготворчества».
Я обожала «делать» книги. Я лепила их из пластилина, процарапывая письмена палочкой на страницах подобно берестяным грамотам. Я писала для своих кукол толстенные учебники на разные темы, иллюстрированные цветными карандашами. И наконец, подобно многим и многим, я рисовала карты дальних земель и описания маршрутов и хранила их свёрнутыми в рулон. Когда мне было лет восемь, я изготовила книгу с картонной обложкой и пластилиновым тиснением не ней, с потрясающим названием «Ореол судьбы». Когда я училась в третьем классе, то подбила своего одноклассника Толика нарисовать и написать серию иллюстрированных исследований о жизни на разных планетах на листках бумаги для записей размером 10 на 15.
Чем же так привлекательно изготовление книги? Книги даже в отрыве от её содержания, как особого объекта материального мира? Как произведения искусства, если хотите?
Книга – это всегда мир. Человек, дерзнувший сотворить книгу, свою книгу – это человек, творящий свой мир, и в этом он отражение Создателя.

_________________
Анютке уже двенадцать (03.08.2004), Настюшке шесть (29.11.2010)!
Наш дневничок здесь


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Пятое занятие
СообщениеДобавлено: Сб янв 10, 2009 12:11 am 
Дружная семья!
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс авг 07, 2005 11:38 pm
Сообщения: 498
Откуда: Киров
Задание 1.
Чья это полка?
Рассматривать такую картину надо по-разному с детьми разного возраста. Если малыш еще не умеет читать, лучше просто поговорить с ним, примерно так: «Смотри, сколько книг на этих полках! Какие они толстые! На самых верхних полках книги плотно стоят одна к другой. А на нижних полках книги в беспорядке. Сразу видно, их часто читают. Посмотри, все они довольно старые. На одной из книг, стоящих на верхней полке, даже надорван переплёт.
Как ты думаешь, что написано в этих книгах? Так сразу и не поймёшь, правда? Ясно, что там не сказки, - ведь на обложках нет ни одной яркой картинки, изображающей сказочных героев.
А что это у нас на нижней полке? Смотри, какая-то чашечка, а из неё торчит гусиное перо. Эта чашечка называется чернильницей, потому что в неё наливают специальные чернила – они похожи на жидкую черную или синюю краску, в которую нужно макать перья. А гусиными перьями раньше писали, потому что не было ни ручек, ни карандашей. Помнишь, мы с тобой читали сказку про Буратино? У него тоже не было ни ручки, ни карандаша, и Мальвина учила его писать пером. Помнишь, ему не захотелось писать, и он сунул в чернильницу свой длинный нос вместо пера? С пера на листок капнули чернила, и получилась клякса.
Погляди-ка, не спрятались ли на картине ещё перья? Нашёл? Вон на нижней полке справа их целая связка.
А что же это за листы бумаги лежат на полке, второй снизу и справа? Плохо видно. Смотри, вот эта полка покрупнее нарисована. На листах какие-то значки. Они называются нотами. С помощью нот люди записывают музыку, так же как с помощью букв – сказки. Вт мы и разгадали, чья это полка. Это полка человека, который занимается музыкой. И все эти толстые книги тоже о музыке».
Рассмотрев картину, предложите малышу самому загадать Вам загадку. Для этого приготовьте несколько любимых книг малыша, а также папы и мамы. Если Ваш малыш уже большой и знает, чем занимаются мама и папа, какие у них профессии, постарайтесь подобрать книги, связанные с этими профессиями. Лучше, если на их обложках будут хотя бы минимально подходящие картинки.
Подберите также по одному предмету-подсказке, если это возможно, которые будут указывать на владельца книжной полки (или стопки).
Например, для Анютки я взяла две книги сказок и две энциклопедии о динозаврах, а в качестве подсказки – пластиковый скелетик динозавра, который мы недавно купили на выставке.
Для себя я выбрала кулинарную книгу, книгу о цветах и энциклопедию по рукоделию (у меня профессия «неговорящая», я юрист) и игольную подушечку в качестве подсказки.
А вот для нашего папы мы выбрали книги по столярному и слесарному делу (он программист, и по его специальности не нашлось ни одной печатной книги), а в качестве второго варианта – несколько компьютерных журналов и дисков.
Вместе с малышом обсудите каждую книгу – о чём она, чья она, почему. Потом пусть он загадывает Вам, комбинируя книги и подсказки, а Вы отгадывайте. Научите загадывать загадки с подвохом. Пусть одна из книг или «подсказка» не подходит к остальным. По очереди загадывайте и отгадывайте такие загадки.

Задание 2.
Наведём порядок.
Давно ли Вы с малышом наводили порядок на его книжной полке (надеемся, она у Вас есть)? Давайте-ка достанем все книжки и рассмотрим их. Расскажите малышу, где у книги обложка, переплёт, форзац. Посмотрите вместе, как в книге соединяются страницы. Отыщите на обложке книги её название и автора. Расскажите, что автор – это человек, который написал книгу, а тот, кто нарисовал картинки, - художник-оформитель.
Если малышу меньше трех с половиной лет, возьмите несколько книг, которые можно рассортировать на две-три легко выделяющиеся группы – например, его сказки и папины детективы, или книжки-малышки – сказки – энциклопедии. Книжки перепутались. Предложите малышу разложить их по группам.
Если малышу больше трёх с половиной лет, прочитайте или перескажите ему вот такую историю, которая произошла с шестилетним Петей и его сестренкой Олей. Я позаимствовала эту историю в одной из своих любимейших книг «Математическая азбука» 1984 года издания, её авторы В.Житомирский и Л.Шеврин.
Привожу с небольшими сокращениями, чтобы не слишком отклоняться от «книжной» темы.
«– Раз, два, три, четыре, пять! Я иду искать! – громко прокричал Петя. Он просунул голову в дверь и оглядел комнату. Оли не было видно. Комната, где играли дети, в этот день имела необычный вид. Казалось, её специально готовили для того, чтобы в ней было удобно прятаться, мебель была сдвинута с привычных мест, на полу повсюду громоздились горы всяких вещей, книг, игрушек.
Петя на цыпочках подошел к креслу и заглянул за него – Оли там не оказалось. Он приоткрыл дверцу опустевшего шкафа для одежды – и здесь Оли не было. Тут Петя вдруг заметил, что из-за груды книг торчит кончик платья. Он тихонечко подкрался к книгам и заглянул за ннх. Там на корточках сидела Оля, закрыв лицо руками.
– Вот ты где! – закричал Петя. – Нашел!
Оля от неожиданности вздрогнула и вскочила на ноги. При этом она нечаянно толкнула груду книг, за которой пряталась. Книги стали падать на Петю. Он отскочил в сторон и налетел на папу, который как раз в этот момент вошел в комнату, неся в руках большую стопку книг. Папа пошатнулся, и книги из стопки посыпались на Петю.
Оля немножко испугалась и хотела заплакать. Петя тоже растерялся и не знал, что делать.
– Натворили же мы дел! – произнес папа и засмеялся. Дети тоже засмеялись.
– Вот что, друзья, – сказал папа. – Игру в прятки временно придется прекратить. Перед нами стоит задача: до маминого прихода нужно успеть сделать хотя бы одно – расставить книги в новом книжном шкафу.
– Задача? – удивленно переспросил Петя. – Математическая, что ли?
– И математическая тоже. В любой задаче, если подумать, можно увидеть математику. Ведь мы не должны брать с пола книги все подряд без разбора и засовывать их в шкаф как попало. Нужно расставить книжки так, чтобы ими было удобно пользоваться: для каждой полки выбрать книжки по определённому признаку.
Петя спросил:
- Кик это, по признаку? Что это такое?
– Папа стал объяснять:
– Предметы отличаются друг от друга по разным признакам: по размеру, по цвету, по форме. И часто приходится из множества каких-нибудь предметов выделять предметы по определенному признаку. Между прочим, и тебе не раз приходилось это делать.
– Разве? – удивился Петя.
–Вспомни, когда ты утром собираешься в детский сад, то выбираешь зимнюю обувь и одежду. А когда садишься пить чай, выбираешь самую маленькую ложечку – чайную – то есть по признаку размера. Вот и сейчас из множества наших книг выбирай книги по какому-нибудь признаку и ставь их а полки.
– я тоже хочу выбирать книги!
– Конечно, Оленька, – одобрил папа. – И ты тоже выбирай книжки.
Папа вышел в другую комнату за книгами, которые там еще оставались. А дети начали вытаскивать из груды нужные им книжки и ставить их в шкаф. Через несколько минут папа вернулся с новой стопкой книг. Петина полка было уже наполовину заполнена. Книги ровно стояли на ней, и все они были одного и того еже размета. А Оля успела поставить на свою полку только три книжки. Все они были одного цвета – красного.
– Ну что ж, неплохо! Я вижу, по какому признаку выбирал книжки каждый из вас. Но давайте подумаем: удобно ли будет пользоваться так расставленными книжками?
Папа продолжал:
– По-моему, книжки на твоей полке, Петя, расставлены не очень удобно. Каких только книг тут нет! Сказки для детей, рассказы для взрослых, книги, нужные мне для работы, словари – все вперемешку! При таком беспорядке нужную книжку быстро не найдешь! Так что размер не очень подходящий здесь признак. Подумай-ка еще, как лучше расставить книги.
Петя предложил:
- Давай ставить книги так. На одну полку – только детские, на другую – для твоей работы. И так по всем полкам расставим – на каждую что-нибудь свое. Тогда легко будет искать книжки.
– Вот это – другое дело! – воскликнул папа. – Теперь ты предложил подходящий признак. И множество книг с твоей полки придется распределить по нескольким полкам.
– А мое множество красных книжек тоже придется распределить? – спросила Оля.
– Сказала тоже: множество! – захихикал Петя. – Какое же это множество?! Ведь на твоей полке всего три книжки!
- Ну и что? У тебя множество, а у меня почему-то не множество?! У меня тоже множество! Вот так!
Папа улыбнулся.
- Смотрите-ка, как энергично Оля спорит! И знаешь, Петя, она права. В математике слово «множество» употребляют не только тогда, когда предметов много. Всякий раз, когда по какому-нибудь признаку выбраны предметы (в любом количестве!), говорят, что это множество. Сейчас я вам разные примеры приведу.
Множество самолетов на аэродроме (неважно, много там самолетов или мало).
Множество птиц в небе или на земле; обычно такое множество называют стаей.
– Множество деревьев в лесу. Множество моих солдатиков. – подхватил Петя.
– Множество моих кукол, – сказала Оля.
– Хорошие примеры, – похвалил папа. – Но вернемся к книгам. Теперь ты, Петя, понимаешь, что книги на Олиной полке – это тоже множество? Множество из трех книг.
Петя снял с Олиной полки одну книгу и спросил:
- А теперь на полке тоже множество?
– Да, множество из двух книг.
Петя снял с полки еще одну книгу:
– И теперь множество?
- Конечно. Множество из одной книги.
Петя снял с полки последнюю книгу и торжествующе взглянул на папу:
– Скажешь, и теперь на полке множество книг?! Она же пустая!
– Представь себе, и теперь множество! Так и говорят: пустое множество.
- Ха-ха-ха! – рассмеялся Петя. – Вот так множество! Пустое! Интересно… И он с хитрым видом он обратился к Оле:
- Знаешь, Оля, что вчера было? Выхожу я во двор и вижу: множество медведей! Представляешь?
- Не обманывай! У нас во дворе медведей не бывает¸- возразила Оля. – Медведи в зоопарке.
– А я не обманываю! Это было пустое множество медведей. Пус-то-е! Значит, не было ни одного медведя. Папа же объяснил.
– Молодец! – сказал папа. – Ты хоть и выдумщик, но что такое пустое множество, понял правильно.
Папа и дети дружно принялись за работу, и вскоре книги в новом шкафу были расставлены красиво, аккуратно и удобно».
После такого интересного рассказа облегчится не только уборка книжной полки, но и расстановка игрушек.

_________________
Анютке уже двенадцать (03.08.2004), Настюшке шесть (29.11.2010)!
Наш дневничок здесь


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Пятое занятие
СообщениеДобавлено: Сб янв 10, 2009 1:04 am 
Дружная семья!
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс авг 07, 2005 11:38 pm
Сообщения: 498
Откуда: Киров
Задание 3.
Не кажется ли Вам, что современные куклы непозволительно мало читают? Наши с Вами куклы вместе с хозяйкой нередко просиживали вечера за букварем, а современным только балы да наряды подавай. Ничего, мы угодим и их взыскательному вкусу и сделаем им самую настоящую книгу! А красавице Барби четырехлетняя дочка с помощью мамы легко смастерит самый настоящий дневник для девичьих секретов.
Если Вашему малышу два-три года, не замахивайтесь на большую книгу. Можно сделать красивый блокнотик по нижеописанной технологии на глазах у малыша, подробно комментируя свои действия. Продукт трудов отдайте малышу – и он с удовольствием искалякает его, а куклам будет читать адаптированный перевод. Но возможно Вы сотворите красоту, которую Вам захочется подарить кому-нибудь из близких или просто оставить себе.
Малыш же может потренироваться вырезать прямоугольные листочки и сгибать их. Скажите ему, что его кукла мала и еще не справится с толстой книжкой. Отрезание прямоугольников и сгибание пополам – отличная тренировка для маленьких ручек.
Одну «книжку» сделайте из плотного альбомного листа и предложите малышу украсить обложку абстрактной картиной из нарезанных и приклеенных геометрических фигур или из размазанного пластилина.
Если же Вы являетесь счастливым «обладателем» ребенка четырех лет и старше – смело привлекайте его к книгоизготовлению, помогая делать лишь особо рискованные операции типа сшивания или обрезки картонной обложки.
На первый раз рекомендую обклеить обложку бархатной или просто цветной бумагой. Она проще в обращении. Если опыт приживется. И куклы потянутся к прекрасному – переходите на обклейку тканью. И увидите – Ваша дочь или сын похвастаются перед друзьями модным рукотворным блокнотиком или записной книжкой еще ранее, чем для них прозвенит первый школьный звонок.

Итак, для задания готовим заранее нарезанные по размеру разворота книжные листы (с тем чтобы затем сложить их "тетрадкой"), иголку с ниткой, картон для обложки, ножницы, клей, ткань или цветную бумагу для обложки. Если Вы хотите украсить Вашу книгу металлическими уголками, купите самоклеящуюся или простую металлизированную бумагу или приготовьте фантики от шоколадных конфет.
[Изображение
Поделите листы на две части - Вам и ребенку. Каждую кучку поделите еще на две-три части. Например, если у каждого из Вас будет книга по 15 двойных листов, сделайте три кучки по пять листов. Каждые пять листов сложите пополам, превратив в маленькую "тетрадку" из 10 листов. Внимание! Не нужно складывать одной тетрадкой все 15 листов, потому что выйдет очень неровно и придется долго и нудно обрезать.Меньше 10 двойных листов (две тетрадки) брать не надо, получится слишком тонко и не будет выделяться переплет.
Изображение
Сшейте каждую тетрадочку. Затем склейте самую заднюю страницу одной тетрадки с самой передней страницей другой так, чтобы получился единый блок страниц. Это необходимо для того, чтобы книга не разваливалась по тетрадям, так как трудно простым клеем при такой небольшой толщине качественно проклеить переплет.
Изображение
Уложите книжный блок на подготовленную картонную полоску шириной, равной высоте нашей книги. Обогните книгу картонной полоской., выделив переплет (он будет 2-3 мм шириной), обрежьте. Это будет обложка.
Изображение
Намажьте клеем переплет, плотно вложите блок страниц, прижмите и подержите, пока не схватится клей.
Изображение
Приклеив самую первую и самую последнюю страницы блока к обложке, Вы получите передний и задний форзацы.
Изображение
Приступаем к оформлению обложки. Вырежьте из бархатной мумаги, ткани, другого выбранного Вами материала кусок, равный величине обложки, плюс по 0,5-0,7 см "на припуски", если у Вас ткань. Анютка делала из бумаги и обошлась без припусков. На фото прикрепление обложки из ткани. Причем у меня был достаточно узкий кусок ткани, и на припуски хватило только с боков. Сверху и снизу, чтобы ткань не сыпалась, я аккуратно обклеила ткань и обложку узким скотчем.Не забудьте, что намазать клеем нужно не только перед и зад обложки, но и переплет!
Изображение
Вот обклеенная тканью книжка в готовом виде. Если Вы делали припуски, приклейте на них сверху еще один лист-форзац, чтобы закрыть подогнутую ткань.
Я украсила свою книжку уголками и буквой М из самоклеящейся металлизированной бумаги
Изображение
Анютка свою книгу в сафьянном переплете украсила абстрактной аппликацей из той же разноцветной самоклейки.
Изображение
На сем прощаюсь с Вами до завтра. Творческих Вам узбеков! Да не расслабляйтесь - продолжение следует.

_________________
Анютке уже двенадцать (03.08.2004), Настюшке шесть (29.11.2010)!
Наш дневничок здесь


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Новая темаКомментировать Страница 1 из 1   [ Сообщений: 3 ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron


Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group