Занятие 2.
Тема занятия: Анри Матисс. Красные рыбки.
Источники:
Самин К.Д. Сто великих художников. Глава «Анри Матисс». Электронный вариант на этом изумительном сайте:
http://bibliotekar.ru/. Оттуда же репродукции.
Волков Н.Н. Цвет в живописи.
Дубровская Н.В. Цвет и его особенности.
Фото уголков сада смотрите тут:
http://www.ivd.ru/document.xgi?id=5075& ... 56&oid=256
Для подготовки занятий по вживанию в картину я использовала репродукцию из книги Лены Даниловой «Моя первая книга о живописи». Эта страница видна на фотографиях. Слова внизу, если надо, буду в следующий раз закрывать или использовать распечатанные репродукции.
Несколько строчек для мам.
"Красные рыбы" Матисс написал в Исси-де-Мулино, под Парижем, где у него была мастерская. Художник выбрал высокую точку зрения на интерьер, используя приемы обратной перспективы. Формы предметов здесь как бы распластались. Этим приемом Матисс подчеркнул значение плоскости холста как декоративного начала, как панно, украшающего стену. Этой же цели служат у Матисса и краски. Они должны не столько характеризовать формы предметов, сколько выявить их цветовую полнозвучность.
Натюрморт написан порывисто, кажется незавершенным и как будто наивным. Краски приглушены, нет ярких "вспышек" цвета, озорства, за этой успокоенностью скрыта радость человека, создавшего для себя этот простой, наивный природный мир.
Скажите, Вам хотелось когда-нибудь спрятаться от всех и просто посидеть, отдохнуть где-нибудь в тишине? В уголке сада, где Вас никто не потревожит?
Представьте себе, что Вы целый день работали, устали, намаялись. Очень хочется спрятаться от чужих глаз, затаиться где-нибудь в укромном месте, присесть, перевести дыхание, вдохнуть запах садовых цветов, зажмурить глаза, подставив их неяркому, но тёплому солнцу…
Сегодня мы с Вами устроим себе маленький праздник и отправимся по такой вот немного таинственной узенькой садовой дорожке в сад.
В путь! Нас ожидает множество укромных уголков с интересными сюрпризами.
За очередным поворотом дорожки нам открывается уголок сада. Мы видим круглый столик, стоящий прямо на земле. На столике два горшка с цветами и прозрачная стеклянная банка, в которой плавают красные рыбки. Кто-то оставил его здесь, видно, вышел ненадолго. Рассмотрим всё поближе, пока никто нас не видит.
При первом взгляде на картину нам бросаются в глаза её яркие краски. Основные цвета картины – красный, розово-фиолетовый и насыщенно-зелёный. Нельзя сказать, что в картине какой-то цвет основной, то есть его больше всего.
На каждой картине есть предметы, которые расположены ближе всего к тому, кто рассматривает картину (то, что на переднем плане), есть те предметы, которые в центре (центр композиции), а есть то, что находится как бы вдали (на заднем плане).
В нашем случае центр картины (центр композиции) – это банка с рыбками, которые нарисованы ярко-красным цветом (такой цвет художники называют киноварным). Красные рыбки видны дважды, сбоку и сверху, как отражение в воде. Когда смотришь на них, таких ярких и живых, сразу становится радостно и спокойно на душе. Дно банки просвечивает сквозь цветовые переливы воды. Рядом с банкой – горшки с цветами.
На переднем плане мы видим краешек плетёного кресла и цветы. На заднем плане – зелень и розовое многоцветье сада.
Задание 1.
Самый занимательный вопрос для малыша – а какие это рыбки? Искусствоведы утверждают, что это золотые рыбки. А я не отказала себе в удовольствии погрузиться в мир аквариумных рыбок и повыбирать красных рыбок – и просто самых красивых.
Скачайте отсюда презентацию «Кто живёт в аквариуме», посмотрите и пофантазируйте – какие рыбки могли попасть в банку?
http://ifolder.ru/5537296
Задание 2.
Одна из наших любимых игр – что мы видим вокруг такого.
Поиграйте с малышом. Спросите, что мы видим на картине круглое? Чего на картине три? А чего четыре?
Что мы видим на картине зелёное? Красное? Розовое?
Занятия с красками.
Информация для мам.
В натюрморте Матисса мы находим желание показать предмет и его среду через цвет, главным образом через цвет, даже при беглости рисунка. Рассматривая значение цвета, В. Кандинский писал:
«Зелёный… это самая покойная краска: ни радости, ни печали, ни страсти. Зеленый цвет никуда не зовет. Благотворно действует на уставшего человека, но может и быстро прискучить (ср. выражение «тоска зеленая»). Главное значение абсолютно зеленого — пассивность. Зеленый — символ природы, погруженной в самодовольный покой. При добавлении желтого, зеленый оживляется, становится «моложе, веселее». Вместе с синим он приобретает серьезность, вдумчивость». В музыке Кандинский сравнивал зелёный со средними тонами скрипки…».
«Красный - живой, жизненный, беспокойный цвет, выражает мужественную зрелость, силу, энергию, решимость, триумф, радость (особенно светло-красный)…». Красный цвет у Кандинского сродни звук фанфару, розовый - скрипки.
Черный — «Ничто» без возможностей, мертвое ничто. За этим следует рождение нового мира. Черный — окончание, погасший костер, нечто бездвижное, как труп, молчание тела после смерти. Это «вечное молчание без будущего, законченная пауза и развитие, самая беззвучная краска».
Занятие 3.
Художник не может говорить со зрителем. Он не может сам рассказать, про что картина, какое у него было настроение, когда он писал эту картину, какие мысли приходили ему в голову. Но у каждого художника есть свои «слова» - это краски и линии. Краски – это слова-настроения. Ярко-красный цвет – радостно или опасно, чёрный – страшно, зелёный – спокойно.
Интересно, какие цветовые ассоциации родятся у Вашего малыша. Спросите его, что он думает о рыбках, весело ли им в банке? Каков, по его мнению, сад – грустный или весёлый? Какой дом стоит в этом саду? Кто в нём живёт?
Как Вам такой отрывок из сочинения ученика 11 класса: «Картина строится на контрасте теплых и холодных тонов. Красные рыбки (живые, энергичные) живут в своем мире за стеклом. Вблизи них располагаются зеленые цветы, а вокруг – страшная черная бездна, т.е. спокойные, жизнерадостные рыбки не знают, что там дальше».
Занятие 4.
Если Вы раньше хоть немного занимались рисованием, то наверняка не прошли мимо смешивания разных красок. Однако меня, никогда раньше не рисовавшую, совсем не привлекает выписывание палитры оттенков. Предлагаю Вам такой вариант занятия. Для него Вам понадобится ванна с водой, формочки для льда, кисточка и краски.
После того, как насмешиваетесь вдоволь, попробуйте выстроить цветовой ряд оттенков какого-нибудь цвета. Это не потребует от Вас долгого размешивания красок и проб на листе. Достаточно просто добавить в воду чуть больше (или чуть меньше) белой краски. А может, ещё капельку синего? Поверьте, процесс бесконечен. Мы рисовали так два с половиной часа. Пришлось трижды добавлять в ванну тёплую воду.
Теперь вернитесь к заданию 3 в новой вариации. Какой из полученных оттенков самый радостный? Какой самый грустный? Какой вот-вот уснёт? Какой тихо улыбается? А какой больше всех похож на маму?
Теперь вернёмся на минутку к картине Яна ван Кесселя. Как чётко у него выписаны мельчайшие детали – лапки, глаза, усики насекомых! По сравнению с этой картиной натюрморт Матисса кажется наивным детским рисунком. Именно поэтому он идеально подходит для «вживания в картину»!
Задание 5.
Знаете, когда я сама это поняла, как говорится, «Остапа понесло»! И следующие три часа мы занимались вот чем^
берем баночку от детского питания
Она превратится в банку с рыбками на картине Матисса.
Для этого нам понадобятся краски по стеклу. Если у Вас их нет - не отчаивайтесь, такого же или похожего эффекта можнодбиться густой гуашью. У нас вот такой набор:
По-моему эти краски еще по отдельности в тюбиках продаются.
Теперь накладываем банку на изображение и крепко-накрепко прищуриваем один глаз, чтобы изображение не расплывалось. Обводим фломастером или черной краской силуэты рыбок.
Раскрашиваем рыбок краской внутри контура и кладем сушиться
Лепим горшочки с цветами, подбирая цветовые оттенки пластилина.
Рисуем овальную поверхность столика - сиреневого цвета
Пока сохнет поверхность стола, рисуем фон. Примерно такой
Теперь собираем композицию с помощью подручных средств. Для ножек стола я использовала поллитровую банку, на которой нарисовала фигурные ножки стола, как на картине
Если разрезать лист с фоном на три части, можно воспроизвести передний и задний план:
Для тех, кто не очень-то любит масштабные занятия, можно просто сделать аппликацию.
Занятие 6.
Знаете, чем ещё интересен натюрморт Матисса? Это практически единственная картина, где рыбы – живые!
Скачайте отсюда подборку картин на «рыбную» тему и посмотрите с малышом.
http://ifolder.ru/5537510
Я не сильна в презентациях, поэтому сильно меня не корите. Но все Ваши пожелания будут непременно учтены.
Задание 7.
Пальчиковые игры.
У речки, у реки
Начните игру такими словами: «Жарким летним днем хорошо погулять у реки, В воде у берега можно увидеть серебристых рыбок, нечаянно спугнуть в траве зеленую лягушку или заметить под старой корягой сердитого рака, А еще интереснее кататься по реке на лодке!»
Лодочка
Прижмите ладошки друг к другу лодочкой, слегка скруглив пальцы, кончики пальцев прижмите поплотнее.
Кто там в лодочке плывет,
Кто там песенку поет?
Я на лодочке плыву
Звонко песенку пою.
Рыбка
Скажите ребенку: «Посмотрим в воду — кто это там плещется?»
Ладонь держите вертикально, совершая плавные волнообразные движения. Пальцы слегка раздвиньте: большой палец будет изображать плавник, остальные — хвост. На основании ладони можно нарисовать или приклеить небольшой кружок— это будет «глаз».
Блещет в речке чистой,
Спинкой серебристой.
(Рыбка)
Попросите ребенка сначала изобразить одну рыбку, а потом двух, используя обе ладошки.
Водоросли
Плавают рыбки в воде, прячутся среди водорослей. Водоросли — это водные растения. Они растут на самом дне, как трава на земле. Колышутся водоросли под водой.
Покажите ребенку пальчиковую игру и прочитайте стишок:
Растут в воде
На самом, дне
И манят рыб:
«Плыви ко мне!»
Поставьте ладони вертикально пальцами вверх и пошевелите пальцами.
Рак
Скажите ребенку: «Мы подплыли на лодке к берегу, надо выходить. Только опустил я ногу в воду, а кто-то как схватит меня за пятку! Ой-ой-ой, как больно!»
Прижмите кулаки друг к другу (больший пальцы находятся сверху, а указательные и средние вытянуты вперед — это клешни). Покажите, как действуют клешни (пальцы двигаются, словно лезвия ножниц). Попросите ребенка изобразить грозного рака с помощью пальчиков
На дне лежит среди камней,
Но трогать ты его не смей!
Лишь только издали взгляни
На две огромные клешни.
(Рак)
Рыбки, водоросли, камни
Скажите ребенку, что летом:
Рыбки плавают в пруду —
Не поймаешь ни одну,
потому что рыбки очень осторожны и все время прячутся среди водорослей и камней. И сейчас рыбки поиграют с нами в прятки.
Объясните значение команд:
«рыбки» — упражнение «Рыбка»;
«камни» — руки сожмите в кулаки и положите на стол;
«водоросли» — пальчиковые упражнения «Водоросли».
Задание 8
А теперь - задание для пап.
Лично для нашего папы стали конструктивной загадкой ножки стола на картине. Предложите ему смоделировать из подручных материалов конструкцию такого стола.
Дополнительные задания.
Помню, самой первой моей мыслью при взгляде на картину было: «Это элементарно! Нужна куча поделок на аквариумную тему!». Но я героически боролась с этой идеей и, как видите, небезуспешно. Не надо мешать мух с котлетами. Всё-таки аквариумистика и насекомоведение мало общего имеют с живописью. Однако для разбавления занятий идеями на «рыбную тему» поделюсь.
Итак, стихи про рыбок в «зайцевском» исполнении, в оттенках зелёного с чёрным ударным складом; а также просто в светло-зелёном исполнении с красным ударным складом (идею вынесла с семинара по чтению) скачать тут:
http://ifolder.ru/5537488
Автор последнего стихотворения мне неизвестен.Буду благодарна за подсказку.
Для мам немного весенней романтики:
http://astrodiver.chat.ru/poem6.html
Аппликация на тему «Аквариум». Мы сделали изображения рыбок печатками. Но рыбок и морских обитателей легко вырезать из цветной бумаги и приклеить.
Аквариум в коробке. Силуэты рыбки и осьминога вырезаны из картона и облеплены пластилином.
Аквариумные рыбки-раскраски берите тут:
http://ifolder.ru/5537363
А вот тут много интересной информации о золотых рыбках:
http://toptropicals.com/html/aqua/fish/ ... y/text.htm