Здравствуйте, уважаемые ведущие проекта, а также его читатели!
Крутила и так и этак, и поняла, что прекрасные иллюстрации к сказкам – неподходящая тема для начала занятий по истории живописи, и вот почему. Мою трех-с-половиною летнюю дочь совершенно не увлекают рассказы о рыцарях и прекрасных принцессах. Похоже, это удел более старших детей – пяти-шестилетних. Поэтому на данном поприще я складываю руки и обращаюсь к картинам попроще.
Сначала я попыталась определить, что ИНТЕРЕСНО рассматривать детям в этом возрасте. Я дала Анютке имеющиеся в доме альбомы с репродукциями и попросила ее выбрать «Самые красивые картинки».
Все выбранные репродукции можно было отнести к четырем группам:
- на которых изображены какие-нибудь знакомые предметы;
- на которых изображены животные (например, она выбрала портрет князя Феликса Юсупова (В.Серов), пояснив, что там нарисована красивая белая лошадка);
- на которых изображены дети в движении;
- некоторые (немногие) пейзажи.
И правда, ведь если посмотреть любой список книг для чтения детям младшего школьного возраста, мы увидим, что волшебные сказки появляются там только в рубрике «От пяти до семи», а до этого идут БЫТОВЫЕ сказки и сказки О ЖИВОТНЫХ.
Поэтому, бросив затею рассказывать своему ребенку то, что ему явно малоинтересно, предлагаю следующую концепцию занятий для детей от двух до четырех (надо сделать скидку на форумных детей) лет. Раньше двух лет, мне кажется, можно обсуждать картины с детьми, но делать задания получится далеко не все.
Курс рассчитан на полгода, одно занятие в неделю. Включает четыре цикла, в каждом по шесть занятий (одна картина на занятие).
Первый цикл – знакомые и незнакомые предметы на картинах. То есть, по научному, натюрморты.
В него войдут:
1. Ян Ван Кессель. Этюд с цветами и насекомыми.
2. Анри Матисс. Красные рыбы.
3. Поль Сезанн. Персики и груши. Ян Ван Ос. Фрукты и цветы в терракотовой вазе.
4. Валентин Александрович Серов. Сирень в вазе. Эдуард Мане. Сирень в стекле.
5. Анри Матисс. Полинезия, море.
6. Василий Васильевич Кандинский. Окружающая среда.
ПРОБНЫЙ УРОК
Тема занятия: Ян Ван Кессель. Этюд с цветами и насекомыми
Используемая литература:
Пейзажи и натюрморты.М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2002. Серия Детский музей. Живопись Северной Европы.
Источники фотографий:
http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/images/ http://pro1.virmd.com/foto/show/ http://mr-1.ru/PHOTO/photoalbum.htmНаверняка Вы с Вашим малышом любите осенью собирать яркие листья. И, признайтесь, не все они попадают в букеты. У меня на книжной полке стоит несколько томов старой-престарой юридической энциклопедии, и отнюдь не для того, чтобы листать давно утратившие силу нормативные акты. Между страницами этой энциклопедии хранятся тонкие, хрупкие осенние листья, высохшие, но не потерявшие своей красоты.
В детстве у меня был гербарий. Гербарий – это целое высушенное собрание цветов, веточек и листиков. Чтобы гербарием было удобно пользоваться, каждое растение прикрепляют на отдельный листок бумаги и аккуратно его подписывают.
Часто, когда расцветает красивый цветок, очень сохранить его навсегда. Но высушенный цветок теряет свои краски, съеживается, блекнет. Если засушить цветок между страницами книги, он станет плоским и некрасивым. Так же трудно сохранить красоту живого-цветка – пестрокрылой бабочки, или пестрого жука.
Так же, как мы собираем гербарии, многие люди собирают насекомых. Одним (например, учёным, которые специально изучают насекомых – энтомологам) такие коллекции нужны для работы. Вот, например, какую коллекцию насекомых-вредителей собрали учёные, чтобы люди знали, кто может повредить яблоньки в саду, капусту на грядке, пшеницу и рожь в полях.
Существуют и живые коллекции насекомых – они зазываются инсектарии. В инсектарий можно прийти и рассмотреть бабочек, жуков, муравьёв живыми, как животных в зоопарке.
Но часто люди засушивают и коллекционируют насекомых просто так – как мы собираем красивые листья на память. Художник Ян ван Кессель (1626-1629) (у него такое интересное и необычное имя оттого, что он жил в Голландии) решил нарисовать таких насекомых, чтобы его коллекция могла заменить собрание засушенных насекомых.
Художник старался, чтобы насекомые, населяющие его картину, казались совсем живыми. И это ему удалось. Яркая раскраска бабочек, пятнышки на спинках жуков, прозрачные крылышки стрекозы – всё это выписано очень правдоподобно. И кажется, что насекомые вот-вот зашевелятся, и полетят, или поползут, оставив после себя только пустое полотно, похожее на выцветшую бумагу для гербария…
Рассмотрите с малышом картину. Кто на ней нарисован? Рассмотрите их общие признаки: шесть лапок, головка (у всех разные)усики они у всех букашек хорошо видны). У кого есть крылья, а у кого нет? Сколько на картине жуков? Сколько бабочек?
Обратите внимание на фон (фон – это поверхность, на которой художник рисует части картины. У нашей картины фон неяркий, выцветший, поблекший, покрытый сетью мелких трещинок, как старый-престарый листок бумаги).
Кто из насекомых сидит ближе всего к нам? Вот-вот выползет с листка? А кто дальше? Кто в какую сторону смотрит?
Рассмотрев картину внимательно, предложите малышу такие задания:
1. Кто есть, а кого нет?
Скачайте отсюда
http://ifolder.ru/5417412изображения различных насекомых, распечатайте (по возможности, на цветном принтере). Вырежьте картинки и покажите их малышу, пусть посмотрит и угадает, кто есть на картине, а кого нет. Если ему интересно, назовите насекомых.
2. Потихоньку от малыша распечатайте репродукцию в серых тонах (если кто не умеет делать, возьмите отсюда
http://ifolder.ru/5417549). Вырежьте силуэты насекомых и предложите разложить на листе. Сначала дайте простое задание: кто из насекомых был под цветком а кто над ним? Потом расположите силуэты, сверяясь с картиной. Ну а уж потом, если есть желание, попробуйте расположить картины по памяти.
3. Приготовьте несколько листов цветной бумаги. Если не жалко краски, распечатайте разный фон, например, такой:
http://ifolder.ru/5417563Раскрасьте и разложите своих насекомых на разном фоне. Как лучше?
4. О чём разговор?
Посмотрите, на картине бабочка и стрекоза как будто разговаривают друг с другом. О чём, как Вы думаете? Придумайте маленькую инсценировку или предложите придумать малышу.
5. Загадайте малышу загадки, а он пусть покажет отгадки на картине:
Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я поймать его хотел - он вспорхнул и улетел (бабочка).
Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик (стрекоза)
Кто в лесу без топоров строит избу без углов (муравей)
6. Какую кисточку возьмём?
Для выполнения этого задания Вам понадобится две кисточки – толстая и тонкая. Если есть больше – прекрасно. Как Вы думаете, какая кисточка чаше была нужна художнику, когда он рисовал картину? Вырежьте силуэты бабочек и попробуйте раскрасить их разными кисточками. Какой легче нарисовать малюсенькие точки и черточки на спинках жуков и бабочек?
7. Изображения насекомых довольно часто встречаются на картинах европейских художников. Как правило, за этим всегда скрывался определённый тайный смысл. Например, мух и других «вредных» насекомых рисовали для того, чтобы защитить от их собратьев дом, где будет висеть картина.
Жуки – символ удачи, богатства. Жук-скарабей еще считался символом плодородия. Жук-светляк символизирует упорство, трудолюбие и красоту. Картину с изображением жука дарили, чтобы в доме водились денежки.
Бабочка – символ бессмертной души, возрождения, способности изменяться к лучшему. "Чудо переходящих одно в другое состояний, это чудо превращения вялой гусеницы, тупой куколки в нежно-прекрасную бабочку, глубоко трогало человека, стало для него подобием собственных душевных превращений, подарило ему надежду на то, что когда-нибудь он оторвется от земли и поднимется в озаренные светом сферы вечности"
( Э. Эппли).
Не надо читать эту цитату малышу! Объясните это ему своими словами! Например, вот гусеничка, она ползает и не умеет летать, она может быть некрасивой, темной и волосатой. Потом гусеничка превращается в куколку – с виду куколка как будто неживая. Но внутри ее рождается бабочка. И в один из тёплых весенних или летних дней из куколки-шкурки вылупится прекрасное существо с яркими разноцветными крыльями, которое поднимется высоко к небу и яркому теплому солнышку. Так бывает и с человеком. С виду он серый, грустный, неинтересный. Он живет один, не играет с детьми, его никто не любит. Но вот от находит на улице щенка или котенка, и несет его домой. И человек этот словно превращается в другого человека – он заботится о своем новом питомце, жалеет его гладит, старается развеселить, поиграть с ним. Когда этот человек возвращается домой, любимец радуется ему, забирается на руки, облизывает. И человек начинает чаще улыбаться, иногда даже поет. К нему приходят соседские дети, чтобы поиграть со щенком, и он поит их чаем. Кажется, что он превратился в другого человека – добро, внимательно и нежного.
Позднее бабочка превратилась в символ легкомыслия. Про человека, который ни о чём серьёзно не задумывается, говорят «как бабочка» - существо, живущее один день, которому не надо поэтому задумываться о том, что ждёт его завтра. Этот же смысл придал Крылов образу стрекозы в басне «Стрекоза и муравей».
Поиграйте в игру «Мастер и заказчик». Пусть к заказчику приходит мастер и просит написать картину на день рождения своей маленькой дочки, своим друзьям ко дню свадьбы, другу для того, чтобы повесить в дачный домик. Картину с каким насекомым предложит написать мастер? Почему?
8. Задание для пап.
Задание несколько специфическое, но очень интересное. Если внимательно рассмотреть картину, можно увидеть, куда от насекомых на лист падает тень. Разложив на столе маленькие объемные предметы (почти у каждого из нас найдется в доме бабочка-магнит на холодильник или игрушечное насекомое), и взяв карманный фонарик, попробуйте определить, с какой стороны на насекомое должен падать свет, чтобы тени получились, как на картине.
И в заключение, не могу несколько офф-топ не поделиться ссылкой для мам-любительниц живой природы на случай, если у Вашего чада (как у моего) возникнет желание собрать коллекцию засушенных насекомых:
http://www.animals.in.ua/article_print. ... port&id=18Засим откланиваюсь. С нетерпением жду Ваших помидоров!