ГЕОГРАФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙУРОК 1. ПРИРОДА. МИР ПРИРОДЫ И МИР ЧЕЛОВЕКАУРОК 2. ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ (часть 1)УРОК 3. ТЕЛА. ЛИНЕЙНЫЕ РАЗМЕРЫ. ЗНАКОМСТВО С ПЛАНОМУРОК 4. РОЛЬ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫУРОК 5. ПОЧВА. СОСТАВ ПОЧВЫДорогие мамы и папы!
К пятому уроку вам необходимо:
• прочитать теорию и описание игр
• помнить, что во время опытов-демонстраций (игры 1 и 2)
ребенок наблюдает, а вы - соблюдаете технику безопасности
• приготовить:
почва (можно набрать немного в парке или
купить в магазине почву для растений)
стеклянная баночка (пол-литровой будет достаточно)
металлическая банка (подойдет из-под консервов)
стеклянная пластинка (можно заменить тарелкой)
металлический поднос, покрытый плотной бумагой
Теория для мамы и папыВ третьем уроке мы знакомили ребенка со свойствами воды, которая составляет водную оболочку нашей планеты. Но таких оболочек у планеты несколько.
Биосфера – это еще одна оболочка Земли, населенная живыми организмами. Состав биосферы очень разнообразен, и наш сегодняшний урок будет посвящен знакомству с
почвой, которая
является частью биосферы.Почва – это верхний рыхлый плодородный слой земли, где растут растения, обитают животные и другие организмы. Толщина слоя почвы неодинакова в разных местах планеты – от нескольких сантиметров до нескольких метров.
Из чего состоит почва? В состав почвы входят песок, глина, вода и растворенные в воде вещества (вспоминаем урок 4), органические вещества – так называемый
перегной или гумус, воздух. Ребенку объясните, что остатки растений, погибших животных перегнивают (отсюда слово перегной), оставляя в почве питательные вещества, и тем самым обеспечивают плодородие почвы.
Соотношение между частями почвы разное, поэтому так много разных почв – черноземы, каштановые, серые лесные, солончаковые и очень много других. Самые плодородные, самые ценные – черноземы, в них больше всего гумуса – до 20 %. Именно гумус придает почве темную окраску.
Растения, которые выращивает человек, забирают питательных веществ больше, чем возвращают их в почву (сравните, что в природе опадают листья, отмирают однолетние растения – через определенное время эти остатки превратятся в
перегной, а человек, собирая урожай, не оставляет ничего или оставляет очень мало). Поэтому, чтобы получать хороший урожай, человек вносит в почву удобрения. Эти вещества делают доброе дело для растений и человека (при условии соблюдения меры, конечно).
Прежде, чем приступать к проведению опытов, можно напомнить ребенку материал урока 3
о наблюдениях и опытах. Сейчас мы будем проводить опыты, а значит,
допускать изменение человеком
условий, при которых происходит природное явление.
Играем вместеВсе игры можно показывать и самым маленьким, и дошколятам при условии, что опыт 1 и 2 проводит мама или папа.
ИГРА 1Покажите презентацию
«Кто живет у нас под ногами?» (нажмите на название для скачивания), обратите внимание ребенка, что в каждой местности свой тип почвы. Если ребенку 3 или 4 года, не надо объяснять ему все факторы почвообразования. Достаточно сказать, что в разных местах бывает жарко и холодно (зависимость от температуры), часто или очень редко идет дождь (разное количество осадков), поэтому так отличается растительность (вспомните о кактусах в пустыне, травяном покрове степи, о лесной зоне). Климатические условия (температура, влага) и растительный покров формируют разнообразие почв. Другие причины почвообразования можно рассмотреть позже.
Внимание! Презентация будет доступна после загрузки на сайт!
ИГРА 2Для того, чтобы продемонстрировать наличие в почве воды, насыпьте в консервную банку немного почвы (несколько ложек) и прокалите ее на огне. Над банкой держите сухую стеклянную пластинку (можно заменить тарелкой) до появления на ней капель воды (происходит испарение, вспомните материалы урока 4 - в каких состояниях вода может находиться).
ИГРА 3Чтобы выявить в почве гумус, продолжим прокаливать почву в консервной банке. Над отверстием банки должен появиться дымок (именно легкий дымок, если черный дым заклубится – ТУШИТЕ ВСЕ!), вы почувствуете специфический запах. После исчезновения дымка и запаха прокаливание прекращаем, потому что гумуса в почве не осталось.
Дайте почве в банке немного остыть, а после этого высыпьте ее на поднос. Рядом насыпьте такое же количество непрокаленной почвы из того же кулечка. Не спешите! Пусть ребенок сам сравнит цвет (можно лишь напомнить, что темную окраску почве придает гумус) и сделает вывод, какая почва плодородна.
Если вы набрали земли достаточно, можете попробовать пересыпать ее в пластиковые стаканчики (подпишите, в каком почва плодородная, а в каком прокаленная, то есть без гумуса) и прорастить семена фасоли или гороха. Разницу можно увидеть и зарисовать в своем дневничке.
После проведения этого опыта, а особенно, когда ребенок самостоятельно убедится, как прорастают семена, можно (и нужно!) поговорить о правилах поведения на пикнике. Один брошенный костер может привести к уничтожению большого участка не только леса или посевов, но и значительно ослабить почву.
ИГРА 4Проведение этого опыта можно доверить даже самым маленьким. В стеклянную банку, наполненную до половины водой, нужно положить несколько ложек прокаленной почвы и хорошенько перемешать. А потом набраться терпения и наблюдать, как содержимое банки разделится на слои. Вниз осядет тяжелый песок, в середине будет мутный слой из зависших частичек глины, а сверху – прозрачный слой
воды.
ИГРА 5Проведение самого простого опыта, который выявит в составе почвы воздух, тоже можно доверить ребенку. Нужно взять пару ложек почвы из пакета (НЕпрокаленной) и положить ее в стеклянную банку. Сразу заливаем до половины банки водой. Кто же насчитает больше пузырьков воздуха, которые выделяются из почвы?
ИГРА 6На прогулке приучайте ребенка видеть зависимость состояния почвы от погоды.
Земля теплая – ее нагрело солнце, сухая – рассыпается в руке, серого цвета. А в дождливую погоду она стала темной, мокрой, более плотной. Осенью отмечайте, что почва становится холоднее. С наступлением морозов почва станет твердой, ее уже нельзя будет копать лопаткой.
После дождя посмотрите, какое место в парке просохнет быстрее – там, где глинистая почва, или там, где песчаная. Объясните, что глинистая почва сильнее пропитывается водой и долго не сохнет, а песчаная пропускает воду и быстро сохнет. Весной можно сравнить, на каких участках быстрее появятся всходы, и как они будут развиваться.
Выкопайте вместе с ребенком траву, растущую на глинистой почве, покажите сжатые плотные корни. В глине мало воздуха, а корням растений он необходим. На песчаной почве растения развиваются быстрее, но и засыхают быстрее – в ней мало воды.
Детям станет понятно, зачем мы рыхлим почву, поливаем растения, вносим удобрения. Привлекайте ребенка к уходу за комнатными растениями, а весной можно устроить небольшой огород даже на балконе – и лучок, и петрушка будут съедены без возражений!