ГЕОГРАФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
УРОК 1. ПРИРОДА. МИР ПРИРОДЫ И МИР ЧЕЛОВЕКА
УРОК 2. ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ
(часть 1)
Дорогие мамы и папы!
Ко второму уроку вам необходимо:
• прочитать теорию и описание игр
• распечатать плакат из
игры 2
(в продаже есть готовые плакаты, а если есть желание, то вы можете нарисовать свой)
• для игр приготовить картинки
(образцы посмотреть в описании
игры 2)
• для
игры 6 купить готовый вариант или изготовить свой
•
игру 7 лучше проводить под веселую музыку
Теория для мамы и папы
География оперирует одной из самых важных категорий - категорией пространства. Когда ваш малыш учится ходить, он начинает познавать
пространство. Двухлетний ребенок уже наверняка хорошо ориентируется в собственной квартире и может представить себе предметы, которые не видит: телевизор в соседней комнате или холодильник на кухне.
Способность ориентироваться у малыша развивается постепенно. Сначала кроха учится воспринимать собственное тело и определять его границы. По мере взросления, когда ребенок пробует ползать, а затем и ходить, он начинает взаимодействовать с окружающими предметами, осознает, что у пространства есть
верх и
низ, что предметы могут быть
далеко и
близко. С 2-3 лет у малыша начинает формироваться представление о
правой и
левой стороне своего тела, а завершается этот процесс к шести годам. Очень важно именно в этом возрасте помочь малышу разобраться, что к чему. Ведь
умение ориентироваться в пространстве тесно связано с развитием мышления и речи. Плохо или неточно сформированные пространственные представления влияют на уровень интеллектуального развития ребенка. У него могут возникать сложности с конструированием, проблемы со счетом и письмом.
Играем вместе
Игры 1, 2 и 3 – для самых маленьких
игры 4, 5 – для дошколят,
игра 6 – для девочек и мальчиков от 2 до 102 лет
игра 7 – можно добавить к утренней зарядке
ИГРА 1
Попросите ребенка показать правую ручку, ножку, правое плечо, правую коленку, правый локоть и т. д.
Можно чередовать просьбы показать что-нибудь "правое" и что-нибудь "левое". Если ребенок легко справляется с этими заданиями, можно перейти к просьбам что-нибудь сделать правой или левой рукой (сжать кулачок, поднять руку вверх), подмигнуть правым (левым) глазом, пожать правым (левым) плечом, согнуть правую (левую) коленку и т. д. Далее можно просить правой рукой коснуться левого плеча, левого уха, левой ноги, а левой рукой, наоборот, дотронуться до правого уха, правой ноги и т. д. С увеличением темпа словесных инструкций повышается сложность игры.
ИГРА 2
Вам необходимо приготовить плакат на развитие пространственной ориентации. Возможно, у Вас уже есть подходящий плакат. Если нет, как вариант - можете увеличить и распечатать этот плакат.
Покажите ребенку плакат и попросите ответить на вопросы:
• Что находится между диваном и фортепиано?
• Что стоит справа от стола?
• Что стоит слева от стола?
• Что стоит за спиной у девочки?
• А что впереди?
Вот еще несколько интересных картинок для развития ориентирования в пространстве. Распечатайте или покажите на экране (предварительно увеличив) и поиграйте с ребенком!
Спросите:
• Что находится впереди мальчика, сзади, справа от него, слева?
• Что ближе к мальчику?
• Что дальше от него?
• Что у мальчика в правой руке, что - в левой руке?
К следующему рисунку могут быть такие вопросы:
• Что находится на стуле, в кресле, под столом, над диваном?
• Расскажи, где расположены ваза, чашка, картина?
• Что висит на стене слева?
• Какой предмет находится ближе , а какой дальше?
• Назови предметы, которые находятся справа от стола
Cкачайте
презентацию и посмотрите ее с малышом. В заметках к слайдам есть некоторые указания.
А здесь несколько интересных заданий для малыша, особенно будут полезны, если Вы занялись изучением английского языка.
http://ifolder.ru/5348383
ИГРА 3
Проведите тест:
• Может ли ваш малыш, по просьбе, подать предмет, находящийся над (за, под, перед) столом?
• Может ли он пройти в заданном направлении (вперед, назад, вправо, влево)?
• Может ли найти на картинке предмет, расположенный справа (слева) от заданного (перед ним, за ним), определить, какое из яблок на картинке висит выше, а какое ниже всех?
Все это -
элементарные представления о пространстве, которыми ваш ребенок наверняка уже владеет.
Здесь Вы можете скачать еще одно веселое задание для ребенка:
http://ifolder.ru/5355236
ИГРА 4.
Поставьте малыша перед собой и попросите повторить движение, сопровождая его словесным указанием. Например, вытягиваете вперед руку и говорите: "Правая". "Обезьянка" должна повторить движение той рукой, которую Вы назвали. Если малыш легко справился с этой задачей - усложните: покажите движение неверной рукой (ногой, плечом), а ребенок должен не сбиваться, следуя словесной инструкции.
ИГРА 5
Возьмите квадратный или прямоугольный коврик, прикрепите к нему неширокую тесьму так, чтобы она разделила коврик на четыре квадрата. Попросите ребенка принести его любимую игрушку, потом сядьте вместе с ним по одну сторону коврика и покажите, где правая часть, а где левая. Попросите малыша посадить игрушку на правую часть коврика, а потом на левую. Потом покажите, где находится правый верхний угол коврика, а где левый верхний. Пусть попробует сам догадаться, где правый нижний угол, и поместит игрушку туда. Если видите, что пока ребенку трудно освоиться с новыми понятиями, помогите ему. Попросите его показать по очереди сначала правую руку, потом правую часть коврика, потом правый верхний угол. Задание можно разнообразить: малыш может не только перемещать игрушки, следуя вашим указаниям, но и помещать их по своему усмотрению в любой из квадратов. Но тогда просите его рассказать, где находятся его игрушки.
Распечатайте:
http://ilfolder.com/6910986
Малыш без труда находит предметы, размещенные справа и слева от него? Теперь можно от коврика с настоящими игрушками перейти к картонной табличке из четырех квадратов с яркой картинкой в каждом из них. Попросите ребенка, чтобы он положил правую ладошку на правую часть таблички и рассказал, что нарисовано на правой стороне таблички. То же с левой ладошкой. Теперь пусть попробует сказать, что он видит, допустим, в правом верхнем углу таблички. Если ребенок уверенно справляется с заданиями, попробуйте "ошибиться": "Я вижу, что в левом нижнем углу нарисовано яблоко. А ты как думаешь?"
ИГРА 6.
В продаже есть готовая игра «Твист», она не только позволит всей семье повеселиться, но и хорошо отрабатывает понятия лево-право, а еще повторяет основные цвета.
Если не удалось приобрести готовую игру, легко сделать подобную самим. Игра состоит из коврика (он хорошо виден на фотографии) и круга, раскрашенного в разные цвета, с крутящейся стрелкой. Круг со стрелкой можно заменить выбросом 2 кубиков – первый покажет нужный цвет, второй – что ставить на коврик - левую ручку или правую ножку.
ИГРА 7
А можно и веселый танец буги-вуги
станцевать:
Ручку правую вперед,
А потом ее назад.
И опять ее вперед
И немножко потрясем.
Мы танцуем буги-вуги
По-во-ра-чи-ва-ем-ся!
Дальше слова меняются так: ручку левую вперед, ножку правую вперед, ушко левое вперед, плечо правое вперед и т.д. Песенку поем на любой подходящий мотив, делая нужные движения.