УРОК 1. ПРИРОДА.
МИР ПРИРОДЫ И МИР ЧЕЛОВЕКА
Дорогие мамы и папы!
К первому уроку вам необходимо:
• прочитать теорию и описание игр
• распечатать карточки
(или взять подходящее лото из домашней коллекции)
• посмотреть презентацию
(будет хорошо, если презентация станут для вас источником идей, а поиск объектов вы с ребенком проведете на свежем воздухе)
•
в игре 5 (она рассчитана на длительное время) предполагается ведение дневника метеорологических и фенологических наблюдений, (если вам понравится игра - то нужно заранее купить тетрадь и распечатать необходимые материалы, подготовив для ребенка сюрприз)
Теория для мамы и папы.
1.
Природа – это все, что нас окружает, кроме сделанного человеком. Природа делится на
живую (растения, животные, грибы, бактерии, вирусы) и
неживую (например, Солнце, Луна, горы, почва, небо и т.д.).
Живые организмы
дышат,
питаются,
растут,
размножаются и
умирают.
2.
Мир человека – все, что человек
создал своим трудом (стол, плюшевый мишка, ложка, компьютер, телефон, автомобиль и т.д.). Мир человека помогает
уменьшить зависимость от природы (теплая одежда защитит от холода, холодильник сохранит продукты) и
увеличить возможности человека (с помощью телефона слышим на большом расстоянии, транспорт делает нас быстрыми).
3. Мир человека и мир природы – одно целое. Все, что человек создал, изготовлено из веществ, взятых у природы и переработанных. Все в мире человека существует по
законам природы.
4. Человек – часть окружающей среды. Человек может сознательно
заботиться о природе. Чтобы
заботиться, нужно научиться
наблюдать и изучать законы природы.
Скачайте
презентацию - Живая природа, неживая природа и мир человека. Просмотрите ее со своим малышом. Вполне возможно, что Вам захочется здесь многое добавить, рассказать.
Играем вместе
Игры 1 и 2 – для самых маленьких
игры 3, 4 и 6 – для дошколят
игра 5 – для девочек и мальчиков от 2 до 102 лет
ИГРА 1.Перед началом рассказа (теория для мамы и папы) подготовьте карточки из лото. Рассказывая, раскладывайте карточки на группы: живая природа, неживая природа, мир человека. В следующий раз попросите ребенка разложить карточки самостоятельно или с вашей помощью (зависит от возраста)
Можно взять любое (или любимое) лото, а можно распечатать такие
карточки
ИГРА 2.
У вас есть тематические альбомы? Чудесно!
Рассматривая альбомы, повторяйте изученные понятия, спрашивая, к какой группе относятся изображенные объекты. Если ребенок затрудняется с выбором, то спрашиваем, чем отличаются объекты живой природы от неживой (напоминаем, что живые организмы дышат, питаются, растут, размножаются и умирают).
ИГРА 3.
Устроим соревнование! Кто сможет найти больше объектов живой природы в детской комнате? А если выйти на прогулку и поискать объекты из мира человека? А теперь наоборот – мир человека ищем в квартире, живую природу – в парке! Заодно упражняемся в счете! Сравниваем числа, повторяем понятия
больше и
меньше.
ИГРА 4
С ребенком постарше можно играть даже без карточек. Такие игры прекрасно подходят для поездки в транспорте, когда карточки не разложишь:
• вы называете предмет из мира человека, ребенок описывает, для чего этот предмет создан (можно еще дополнить из каких веществ – дерево, стекло, металл, пластмасса и т.д.)
• вы просите назвать как можно больше предметов, созданных для того, чтобы сделать человека быстрее (самолет, автомобиль, поезд, самокат и т.д.),
сильнее (грузовик, экскаватор, подъемный кран и т.д.), красивее (девочкам нравится, и список длинный – помада, духи, расческа …), улучшить зрение (очки, бинокль, микроскоп…).
• можно фантазировать и придумывать предметы с сочетанием разных свойств (например, летающий холодильник для доставки мороженного).
ИГРА 5.
Многим детям нравится вести собственный дневничок. Пусть вас не пугает, что ребенок не пишет и не читает. Все получится!
Покупаем тетрадь в клеточку (советую с переплетом на пружинке), подписываем примерно так: «Машин календарь природы» или «Димин дневник природы». На развороте обложки (внутри) приклеить конвертик, в который любимая мама положит следующие картинки, распечатав их на принтере или написав от руки - названия месяцев, дни недели, числа от 1 до 31, квадратики с изображением солнышка, тучки, плачущей тучки, снежинки, радуги.
Утром, почистили зубки, и на минутку к окошку – наблюдаем за природой. Потом на страничку клеим название месяца (1 раз в месяц), день недели, квадратик с датой, погодный квадратик. Здесь вы сможете скачать заготовки для Вашего календаря природы:
http://ilfolder.com/6900949
А если заботливый папа повесил уличный термометр, можно наклеить «температурный» квадратик.
Не ждите 1 января, начинайте в любой день. Представьте, как интересно сопоставлять наблюдения нескольких лет (мы вот убедили всех, что 13 апреля выпадал снег два года подряд, только благодаря нашему дневнику; снег ведь растаял через два часа, никто и не запомнил).
Ваш ребенок подрастает - дневничок тоже может «расти», можно добавлять зарисовки как растет травка (игра с линеечкой для травки в
уроке 3), написать какие цветы зацвели, как ведут себя домашние любимцы, какие птицы прилетели на зиму и как мы их кормили. Главное – это понимание, что ВСЕ зверюшки, птички и травка хотят дружить, и от нашего бережного отношения к природе зависит жизнь растений и животных!
Мама может добавить в дневничок пословицы, загадки и народные приметы. Можно добавлять фотографии или рисунки.
(Опять немного
теории для мамы и папы – такой дневник ступенька к настоящему ведению
метеорологических и
фенологических наблюдений.)
А как наглядно демонстрируется понятие времени! Если вашему ребенку 2,5, то уже к 3 он постарается не путать дни недели и названия месяцев.
Посмотрите, как играют с днями недели и наблюдают за погодой в личных дневниках.
Жаль, что эти материалы сохраняются только на протяжении недели. Чтобы эти наблюдения не терялись, начинайте вести дневник природы.
ИГРА 6.
Игра в 12 вопросов (вы можете выбрать любое число, но мои дети играют и настаивают на 12). Кто-то загадывает предмет (обязательно имя существительное, в единственном числе – вот и повод поговорить о грамматике). Второй, задавая вопросы, пытается угадать задуманное.
Если вы научите ребенка группировать предметы, то и рассказать он сможет о чем угодно, опираясь на признаки группы. В ходе игры учите правильно ставить вопросы, каждый новый вопрос должен сокращать число предметов в группе. С самыми маленькими начните игру втроем, папа задумал предмет, а вы вдвоем отгадываете.
Например, задумано слово ромашка.
1 вопрос – предмет из мира человека? Нет (делаем вывод – это мир природы)
2 вопрос – предмет относится к живой природе? Да (будем выбирать из групп, принадлежащих живой природе)
3 вопрос – это животное? Нет (тогда продолжаем перечислять неназванные группы живой природы – растения, грибы)
4 вопрос – это растение? Да (теперь покажем, что и эту группу можно разделить на деревья, кусты, травянистые растения) и т.д..