Изменить размер шрифта

Раннее развитие детей

 


Новая темаКомментировать Страница 1 из 1   [ 1 сообщение ]
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Бытовые темы "Школы двухлетки"
СообщениеДобавлено: Вс сен 16, 2012 8:18 am 
Укротитель времени
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср ноя 09, 2005 7:44 am
Сообщения: 4265
Откуда: Челябинск
Про самостоятельное одевание


Лена Данилова писал(а):
Немного повтора из других школ и из семинара по самостоятельности - для тех, кто у нас совсем недавно.

Итак, начнем с копии темы из семинара по самостоятельности:

Ошибок, которые совершают взрослые в этом вопросе, пожалуй, гораздо больше, чем в чем-либо другом!
Это даже удивительно!
Иногда складывается впечатление, что взрослые специально запутывают детей и усложняют им попытки самостоятельного одевания....

Но обо всем по порядку.

Первейшая ошибка, которая просто убивает самостоятельно одевание, это привычка взрослых одевать ребенка, как младенца!
Сколько раз мне приходилось видеть, когда 2-летний ребенок лежит на спинке, распластавшись на диване, а мама напяливает на него одежду! Когда этот этап в жизни ребенка, наконец, проходит, ребенка одеваю, стоя на коленке на полу – ребенок стоит лицом к маме.
Но это всё неудобно и неправильно! Ребёнок при таком одевании – лишь объект воздействия! Пассивный!

Одевать ребенка буквально с первых месяцев нужно у себя на коленях - сидя (ребенок спиной к маме)! Это и удобнее - не надо нагибаться. А кроме того, когда одеваешь ребенка, повернутого не к себя, а от себя, выполняешь более естественные движения! Делаешь все автоматически! Застежки застегиваются в три раза быстрее, чем когда застегиваешь их не "на себе", а напротив.
Когда ребенок совсем крошечный, и еще не сидит, его одевают, полулежа - его спина на нашей груди.
Как только ребенок может сидеть, то сразу одеваем сидя на коленях.
Если ребенок уже умеет стоять, то мы его одеваем в таком положении: мама сидит коленки в стороны, между коленками на полу стоит малыш.
Постепенно, когда малыш станет выше, одевать его будет удобнее стоя – мама стоит и ребенок стоит – спиной к маме.

Одевая ребенка с самого начала именно таким образом, мы действуем (выполняем движения) ЕГО руками и ногами, как действовали бы СВОИМИ руками и ногами в процессе одевания! То есть, мы не просто одеваем его! Мы учим, как это делается! Тело запоминает нужные движения!
Если мы при этом всё время приговариваем, описываем процесс, то ребенок еще и запоминает, что как называется и потом ему легче одеваться самостоятельно – сначала с вашей помощью, потом, следуя указания, потом сам.
Приговаривать надо примерно так: "Наденем кофточку! Вот правый рукав – давай правую ручку! Тут-ту, поезд поехал по рукаву – тоннелю! А где вторая ручка? Это тоже поезд! А вот и второй тоннель! Руки в рукава, кофту натянули! Застегнули на молнию! Ап – вверх и готово! А теперь штаны к нам прибежали! Ножку сюда! Вторую ножку сюда!" и так далее. Можно с прибаутками, можно просто, поясняя, что вы делаете.

Постепенно ребенок начнет вам помогать! Да еще и придумывать новые прибаутки!
А постепенно часть действий вы и вовсе на него переложите! Вам останутся только сложные застежки, да тугая обувь.

Второе необходимое условия нормального освоение одежды – ОДЕЖДА ДОЛЖНА БЫТЬ УДОБНОЙ! Не просто удобной, а удобной для одевания!
Скажите, какой ребенок в состоянии застегивать кучу пуговиц, завязывать шнурки, подтягивать неудобные рукава, поправлять съезжающие на бок кофты и так далее…. А эти жуткие штаны на бретельках! Пока поймаешь бретельку, свихнешь руку!
Это всё придумали взрослые! Чтобы испортить детям жизнь!
Одежда должна быть предельно приспособлена под ребенка! Штанишки на резинках (желательно вообще без застежек), футболки со свободными горловинами (а то пока голову всунешь!). Все застежки – на липучках, в крайнем случае, на кнопках!
Всё это, конечно, до поры до времени. Ребенок подрастет и в этом отпадет необходимость. Можно будет выбирать одежду по другому принципу. Ну а малышу – только парадно-выходная одежда на выход имеет право быть трудной в самостоятельном одевании!

Третье условие раннего самостоятельного одевания – это свободный доступ к небольшой части одежды ребенка. Пусть где-то в комнате ребенка в свободном доступе стоит ящик с домашней одеждой и просто одеждой для тренировки. Это могут быть: две-три пары трусиков, пара футболок, брючки, свитер, юбка (для девочки, естественно), пара не слишком теплых шапок, носки чуть больше нужного размера.
Можно не усложнять специальными ящиками, а просто переложить вещи ребенка в доступное для него место. Правда, надо понимать, что он их будет нещадно растаскивать по всему дому.
Но это временно и с большой пользой!
Главное, что ребенок будет пробовать еще и еще раз одеваться! Напяливать штаны на голову и футболку на ноги – но ведь это и есть настоящее познание мира!

Еще одна интересная особенность!
Родители учат своих детей всему, чему угодно, только не умению одеваться и раздеваться! Причем, надо многократно прорабатывать каждую вещь!

Покажите ребенку, как снимать трусики. Для этого пальчиками нужно с двух сторон зацепить за краешек (и показываете руками ребенка), потянуть вниз, потом сесть и снять сначала с одной ножки, потом с другой.
А так нужно надевать трусики – надо сесть на диван или на пол, можно на стульчик, расправить трусики, взять их ручками с двух сторон за резинку и по очереди продеть ножки в дырочки – каждая ножка в свою норку! А не две ножки в одну! Им будет тесно в одной!
Учим снимать колготки, носки, футболки, кофты, брюки – последовательно, многократно.
Так же – одевать всё это.
Обувью пользоваться самостоятельно – сандалии, кроссовки, туфли, широкие сапоги, шлепки. Желательно с удобными застежками, чтобы расстегивалось широко (чтоб ножка входила плавно) и застегивалось без усилий.

Чтобы ребенок мог одеваться сам, ему НЕ НАДО помогать, когда он уже чему-то научился.
Чтобы ребенок мог одеваться сам, он должен научиться надевать каждую вещь в отдельности. Но когда это происходит, ребенок достаточно мал и пока еще не обязан помнить, в какой последовательности вещи надеваются.
Для усвоение сложного многоступенчатого навыка, каким является самостоятельное одевание, мы разбиваем его на части. Итак, научили надевать вещи. А теперь составим схемку одевания.
Можно нарисовать пиктограммы, изображающие разные виды одежды (трусы, футболка, брюки и т.д.) и выкладывать их на полу или на столе в нужном порядке. Ребенок, одеваясь, будет откладывать в сторону уже пройденные пиктограммы.
Можно просто разложить одежду на полу дорожкой – в последовательности одевания. Надел, прошел дальше, надел, дальше и т.д.

А чтобы сделать его еще и быстрым, можно придумать кучу игр или соревнований (хотя бы с самим собой)! Начиная от песочных часов, кончая играми в капитанов и волшебников, которые спешат в полет или поход.

***********

Вот цитата из прошлого семинара.
Пишет Ира, которое несколько месяцев со своей Машей жила у меня в доме в качестве няня для Сани.

Irish писал(а):
я об этом тоже думала. что лучше? одеть ребенка за 5 минут, а оставшиеся 25 потратить на "развитие" - книжку там, почитать, или даже порисовать... (или вообще на почту-интернет-жж) но, похоже, лучше тратить время на развитие самостоятельности. когда вырастет, сама и почитает, и порисует, да и не на долго эти долгие сборы. ну, год-два-три... а жить-то еще сколько? и как нужна эта самостоятельность, уверенность в своих силах, и этому нужно учиться именно сейчас! а чтение-пение-рисование можно и чуть позже освоить. некоторые, почти до 30-ти дожили, а даже не знали, что умеют рисовать. и ничего....

лишние нервы никому не нужны. начинайте собираться заранее. только не надо оставлять ребенка одного, особенно поначалу.
одевание - процесс долгий. Маша начнет колготки надевать, да забудет вообще, что делает. сидит - мечтает, а я думаю, что она одевается. прихожу. ничего не подозревающая Маша сидит в одних трусах и удивленно смотрит на сердитую маму, с трудом оторвавшись от разглядывания книжки...

думаю, выход - одеваться вместе, в одной комнате.

и еще расскажу способ, который радикально ускорил процесс одевания у Маши. Маше уже скоро 5. проблема с одеванием стояла остро, надевать она все умеет и без проблем, но вот НЕ ХОЧЕТ быстро одеться сама.

я рассказала Маше, что в армии солдаты тренируются. Зажгли спичку, и, пока она горит, нужно полностью одеться. Стали жечь спички. Больше трех не выходило! Потом мне надоело это делать (довольно быстро, дня через два). Я приходила в комнату, чиркала воображаемой спичкой и говорила "шшшшшшшшш", "ой! руку жжет!" Маша судорожно натягивала в это время штаны и кофты.

Недавно слышу из ее комнаты: "шшшшшшшшшшш!!!", "шур-шур-шур". Выбегает одетая!!! Но чаще просит, чтобы мы "пошипели", и папа шипит, а когда не хочется к ней в комнату идти, шипим из соседней, хором!

Но! Какой эффект! Иногда она не вспоминает про спички и одевается и раздевается быстро. Думаю, через неделю забудет про свое "шшшш", а навык-то останется.

И еще выскажусь о пользе доступности вещей. Я наблюдала это на примере Саньки, когда она могла по полчаса наряжаться, напяливая на себя майки, кофты и трусы, терпеливо просовывая в рукава ручки. И еще у нас есть подружка Настя. Настины вещи хранятся в точно таком же комоде с ящиками, как у Саньки. Настя самостоятельно и с удовольствием стала одеваться ОЧЕНЬ рано. Сейчас ей 4,5. Она одевается сама полностью, завязывая сама шапку! Помогать не разрешает, все делает ловко и быстро. В детстве тоже увлекалась "ревизией" своих
вещей.


******

Irish писал(а):
И еще выскажусь о пользе доступности вещей. Я наблюдала это на примере Саньки, когда она могла по полчаса наряжаться, напяливая на себя майки, кофты и трусы, терпеливо просовывая в рукава ручки.


Вот, что из этого получалось! Саше год и пять примерно.

Изображение


********

Еще из прошлого семинара:


Цитата:
Лена, а как быть, если ребенок уже умеет надевать что-то сам, но в момент упрямства просто говорит "не буду!".

Отвечь от "не буду" любым удобным способом - заговорить зубы, или пощекотать, или просто схватить его с веселым криком "Поймаю!" и надеть то, что надо! :lol:
Цитата:
Я в таких случаях просто оставляю его на время и возвращаюсь к своим делам

Это элемент борьбы с ребенком! Ах ты так? Тогда я так!
Противостояние....
А зачем? Что доказать хотим? Что он умеет сам?
А мы и так знаем!
Просто, настроение какое-то не то или проблема какая-то...
Вполне возможно, что ребенок просто требует внимания к себе!
А что получает?
Еще больше отторжение, одиночество... :shock: :?

***********

Еще немного их прошлого семинара:

Цитата:
Сегодня одевали с Костиком колготки, он никак не хотел, сопротивлялся, плакал. решила предложить ему другие колготки, которые он с радостью одел Даже сама не ожидала.

Знаете, часто у детей совершенно свои мотивы к НЕ одеванию, кторые поразили бы взрослых, если бы дети высказались...
Не одевается, потому что мечтал надеть другую вещь, например. Не всегда дети озвучивают свои желания. Просто молча упираются. А девочке, например, сейчас принципиально быть в оранжевой кофте, потому что она сейчас лисичка.... Но маме-то как это объяснить? Она ж не поймёт! У нее свои мотивы - это чистое, а то нет. И всё тут... А результат - рыдания. С точки зрения взрослого - на пустом месте. А для ребенка - трпгедия.
Или - с колготками - другая тема. На колготках с рисунками внутри бывают ниточки - на обратной стороне этого рисунка. Когда ножку засовываешь, то пальчики путаются. Потому одни колготки - с радостью, а вторые - ни-ни... Проверьте, кстати, колготки своих детей.
Бывает, что ребенку жмет, или слетает, или расстегивается и т.д. Но он молчит. А просто отказывается надевать именно эту вещь.

**************

Итак!
Счастливого одевания! :D



Лена Данилова писал(а):
Выдержка на эту тему из моего дневничка за Санькин второй год.
В то время у нас жила няня-Ира с дочкой Машей (ей было тогда 3 года).
Возможно, я повторю некоторые мысли. Но это не страшно.

Лена Данилова писал(а):
Все мамы знают, что дети не любят одеваться!
И уговариваешь, и заставляешь... А ребенок только сопротивляется и вырывается!
Руки у мамы опускаются...
Или, не дай Бог, поднимаются и прямо на бедное дитя! :shock:
А чем дитя виновато? Тем, что МАМА не может одеть ребенка!
Кто бы отшлепал маму..... :roll: :shock:

Мы с Сашей тоже имеем периодически проблему с одеванием - ну не хочет Саша и всё тут!
Приходится придумывать всякие разности!
И каждый раз - совсем другие, иначе не интересно.
Бывает, пользуемся одной игрой несколько раз, но недолго!

Весной у нас ножки часто были паровозиками и ездили по тоннелям - штанинам.
Ручки были тоже то машинками, то самолетиками, то паровозиками и ездили по тоннелям - рукавам.

Очень мы любим прятать голову (надеваем майку или свитер), а потом хоп! вот она Санька! Потом прячем ручки! Нету! Вот они! Вылезли из рукавов!

Носочки - домики, в них пяточки и пальчики живут! Они забираются в домики с охотой!

Очень спасают рисунки на одежде. Маечка с мышонком и слоненком - выручает. Мы здороваемся и с мышонком, и со слоненком и охотно одеваемся, поздоровавшись.
Носочки с паровозиками - хит! Надевает с готовностью, по ходу кричит "ту-тууууууу!"

А вчера, когда мы уводили Саньку из гостей, она не хотела одеваться. И тут "налетел" "ураган", который собрался утащить с собой Санькину майку и носочки. Пришлось срочно спасать их! А потом срочно спасали и кофточку, и ботиночки и даже куртку!

А Маша вообще рекордсмен по "неодеванию"!
Сколько мама-Ира с ней билась...
Пока я не предложила игру в волшебную дорожку: на полу раскладываем одежду ребенка в том порядке, в котором ее надо надевать. Раскладываем так, чтобы осталось подойти, взять и надеть - футболки и кофты кладем задней стороной вверх, брюки так, чтобы сел и надел, носочки- правый справа, левый слева.
Можно просто запустить ребенка на дорожку. Одевание занимает две минуты.
А можно сказать, что "сначала надо пройти "трусную" пещеру, затем дремучие руква и воротник, потом проползти по тоннелям заколдованных брюк и так далее..."

А можно еще и нарисовать последовательность одевания схематично. Но это следующим этап.



А вот как пишет об этом Машина мама Ира (Irish) в своём дневнике:

Irish писал(а):
Как приучить Машу самостоятельно одеваться
Еще весной я пыталась научить Машу одеваться самостоятельно. Я выдавала ей одежду кучкой и просила надеть. Обычно это затягивалось (если я пыталась настаивать на своем), либо я одевала ее сама, если мы торопились.

Последнее время я еще и переложила на нее выбор одежды. Иногда прежде чем надеть вещь, ее нужно было вывернуть. Мне казалось, что это хорошо развивает Манькины мыслительные способности

Сборы на прогулку мне не нравились. Я раз по десять говорила Маше, что пора одеваться, но она продолжала сидеть на РС или прыгать на матрасе.

И вот что сказала мне Лена.
Она предложила превратить процесс одевания в игру. Например, "Дорожки". Нужно разложить все одежду последовательно, начиная от трусов, потом колготы, водолазка, и т.д. Причем все это вывернуть и положить так, чтобы ребенку не надо было думать, где "зад", где "перёд". У Маши какой-то талант насчет колгот, она каждый день одевала их задом наперед.

Это сработало с первого раза!!!! Маша оделась за 5 минут, и побежала в прихожую надевать верхнюю одежду, которую выкладывать в дорожку не пришлось!

Глядя на Машу, Саня тоже захотела "дорожку". В общем, мы с Саней оделись быстрее Маши, а обычно приходилось охотиться за ней с трусами и колготками

Еще можно использовать графические схемы. Думаю, через некоторое время нарисую Маше. Сначала последовательность одевания, потом можно усложнить в разных вариантах.

Уверена, что через месяц-два эта игра нам не понадобится, процесс одевания станет обычным делом.

Теперь думаю, какие еще наши "проблемы" можно решить с пом
ощью игры.



Лена Данилова писал(а):
И ещё кусочек:
Вы, конечно, уже поняли, что когда одеваешь ребенка (особенно, если есть риск, что он будет сопротивляться), то неплохо использовать разные прибаутки, шутки, затеи, отвлекающие ребенка.
Неплохо обращать внимание ребенка на рисунки на одежде "Ой, зайчик! Привет! Привет Санечка!" (и майка надета).

Но можно еще и придумывать что-то на ходу или заранее.
Давайте попробуем совершить мозговой штурм и придумать таких прибауток побольше. Одна голова хорошо, а 7 лучше.
Итак, придумываем, внедряем, рассказываем.

Когда Саше был годик, её любимая игра при одевании была - ручки и ножки это паровозики и они едут по тоннелям. А мы с ней громко кричали "Ту-ту!"
Еще: ботинок - это пещера. В нее ножка прячется.
Или ботинок - кроватка, а ножка пока поспит, пока мы ходим в ботинках.
Самое простое: где рука (проталкиваем в рукав, но не до конца), нету, а вот она ручка (и вытаскиваем ручку до конца из рукава)!

Пока мы одеваем детей своими руками, это работает на скорость одевания.
Когда ребёнок начнет одеваться сам, вы сможете стимулировать прибаутками к более веселому самостоятельному одеванию.



Юля_Д писал(а):
А у нас ножка - это змейка, которая ползет по норке, а когда ножка показалась из штанины, обязательно пощекотать пяточку. (так мы одеваем пижаму)

У нас проблемы с одеванием редко, дома бегает в трусиках, на улицу собираемся и параллельно смотрим коротенький мультик (Лена,сейчас, читая тебя, поняла,что это не правильно :oops: ).
Одеваться самостоятельно мы вообще еще не пробовали, я ему периодически предлагала, но он отказывался :roll: Но у нас же еще не такой критический возраст, когда он уже сам должен это делать? Просто я никогда об этом не задумывалась... Сегодня же прям и попробуем дорожку, очень понравилась идея :)
А еще у нас был период, когда он сам снимал ботинки на липучках, а теперь ни в какую (ботинки все те же), получается еще уговорить липучки отстегнуть и все. Лена, надо ли настаивать на том, чтобы он снял их сам, ведь он умеет? Или опять показывать, комментировать, показывать... Может он забыл как это делать?
Раздеваться всегда торопится, не дает комментировать и учить, начинает психовать, ему нужно быстрее, это касается верха, а вот штаны, колготки,трусики снимает сам...Как быть тут? Ведь верх снять сложнее...



Лена Данилова писал(а):
Юля_Д писал(а):
на улицу собираемся и параллельно смотрим коротенький мультик (Лена,сейчас, читая тебя, поняла,что это не правильно ).

Да, конечно, это не правильно. Вы потом так и будете годами одевать у телевизора и дозы будут расти и расти. Лучше поскорее пресечь это удовольствие.

Юля_Д писал(а):
Одеваться самостоятельно мы вообще еще не пробовали, я ему периодически предлагала, но он отказывался

Не надо сразу пробовать полностью самостоятельно. Этому надо учиться постепенно - шаг за шагом. Сначала помогать маме, потом уже хоть что-то самому надевать.
Но и без игр и прибауток тут не обойтись еще долго!

Юля_Д писал(а):
Но у нас же еще не такой критический возраст, когда он уже сам должен это делать?

Не волнуйтесь! Не критичный! Но двигайтесь потихоньку к самостоятельности.

Юля_Д писал(а):
Лена, надо ли настаивать на том, чтобы он снял их сам, ведь он умеет?

настаивать не надо - надо играть. Пусть игрушка какая-нибудь удивится, что малыш сам умеет. А потом засомневается, так ли это?
Примерно в таком духе. Или в другом - фантазию можно прикладывать бесконечно!

Юля_Д писал(а):
Раздеваться всегда торопится, не дает комментировать и учить, начинает психовать, ему нужно быстрее, это касается верха, а вот штаны, колготки,трусики снимает сам...Как быть тут? Ведь верх снять сложнее...

Как быть? Помогать! И не напрягаться, а всё делать весело и с любовью.

Юля_Д писал(а):
Может он забыл как это делать?

Возможно. Но снова научить - тоже не проблема. :D



Юля_Д писал(а):
Спасибо, Лена! Сегодня попробовали дорожку, несколько вещей, что полегче, одел сам и с удовольствием (конечно, пришлось немножко подправить потом), особенно понравилось застегивать молнии :)
Меня немного расстраивает его реакция, если он что-то с первого раза не смог сделать, то психует, хотя мы его не ругаем, а подбодряем, предлагаем помощь...Может я не правильно делаю? - сначала я предлагаю сделать что-то ему самому, попробовать, если не получается (а он сразу психует), то предлагаю помощь, т.к. иногда он настойчиво говорит "сам" и отталкивает, а иногда говорит "вместе"...



Лена Данилова писал(а):
Юля_Д писал(а):
Меня немного расстраивает его реакция, если он что-то с первого раза не смог сделать, то психует, хотя мы его не ругаем, а подбодряем, предлагаем помощь..

Это нормально. Все дети "психуют". Но многих родителей это пугает.
Надо предложить помощь. Если точно не примет, то лучше подбирать одежду, с которой проще управляться.
А если всё же психует, то реагировать надо посмешнее. Отвлекать от этого...

_________________
Мой инстаграм @irishde
Инстаграм Лены Даниловой @danilovaru
Кира 31.01.2004 Егор 23.01.2017


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Новая темаКомментировать Страница 1 из 1   [ 1 сообщение ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron


Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group