Изменить размер шрифта

Раннее развитие детей

 


Новая темаКомментировать Страница 2 из 4   [ Сообщений: 53 ]
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт мар 02, 2007 10:16 am 
Бывалый форумчанин

Зарегистрирован: Ср май 10, 2006 9:24 am
Сообщения: 87
Откуда: Новосибирск
И еще - бабушки и дедушки, наверное, из-за того, что они могут участвовать в чудесах, он носители сказок, а родители более погружены в повседневность.

_________________
Андрюша родился 24 июля 2004 г.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт мар 02, 2007 11:08 am 
Форум-мама
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср апр 06, 2005 5:41 pm
Сообщения: 25701
snowberry, я послала письмо с Вашей версией разбора сказки "Колобок" одной своей подруге - она специалист по мифологии и семиотике. То есть, занимается истоками фольклора профессионально. :)
Вот ее ответ:

Довольно любопытный разбор, мне понравилось. Такая версия вполне имеет право на существование. Правда, когда речь заходит об интерпертации таких вот "детских" сказок, однозначно что-то интерпретировать довольно трудно, и существует множество других прочтений этого текста - начиная от солярного мифа (колобок - солнце) и кончая эротической версией (проглатывание - сексуальная инициация).

Единственная серьезная методологическая ошибка автора - попытка анализировать лексическую и грамматическую структуру одного отдельно взятого текста, ведь вариантов этой сказки, помимо разбираемого - несколько десятков как минимум, можно встретить и "деда с бабой" вместо "старика со старухой" и "волчище" вместо "волчка" и т.д. Если уж браться за такую работу - надо
исследовать все тексты или как минимум, пять-шесть наиболее
распространенных, причем не в детском переложении, а в
профессиональных сборниках фольклорных текстов. Почитать по этому поводу можно много всяких материалов вот здесь http://www.ruthenia.ru/folklore/ здесь - самая полная коллекция
наиболееярких и интересных работ по семиотике фольклора. Есть еще
серьезная книга Е.А. Костюхин "Типы и формы животного эпоса", Москва, 1987. Но не знаю, насколько она доступна. Если девочка
захочет проконсультироваться - может написать мне сама. С радостью на все вопросы отвечу.


Если интересно, я дам Вам адрес.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт мар 02, 2007 11:41 am 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт окт 13, 2005 4:22 pm
Сообщения: 163
Откуда: Московская обл
Вспомнила - есть "Гуси-Лебеди"!
Там и мама и папа и дочка и брат, е аща "сестрица Аленушка и братец Иванушка" - там мама, дочка и сын...
Не одни бабушки и дедушки в русских сказках.
О курочке рябе - по каналу "Культура" была передача, где как раз один священник рассказал эту сказку, так сказать, в первоналальном варианте.
Так вот там курочка яичко снесла, об это узали жены дьяконов и попов, сами попы.. там и церковь рагромили и кто-то повесился... В общем - триллер, Голливуду не снился. Все из-за яичка золотого - абсурд полный...
Для меня эта "история " тоже - абсурдна, сначала били, потом плачут.. потом утешились простым яицом... Ну, в общем, очень жизненно. Сначала мы рвемся куда-то, а когда дорвемся - плачем. Бывает так!
Как говорят - ХОТИ ОСТОРОЖНЕЕ!

_________________
Маняша (1 ноября 2003)
"Чтобы играть на скрипке.... надо! играть на скрипке"


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт мар 02, 2007 4:27 pm 
Творческий катализатор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб апр 22, 2006 3:18 pm
Сообщения: 776
Откуда: Санкт-Петербург
Я читала немного у Осориной про трактовку сказок. Там фигурирует понятие "края", пока ребенок маленький, ему дальше избы нельзя, мир вокруг опасный (к теме "Колобка"). Потом он вырастает, появляются другие сказки, где уже можно и за околицу и за лес, а там добрый молодец и полмира обойдет.. :)

_________________
Олюшка, 06.08.2002
Машутка, 29.09.2004 г.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт мар 02, 2007 5:09 pm 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср окт 19, 2005 8:29 pm
Сообщения: 496
Откуда: Великий Новгород
Лена Данилова писал(а):
Правда, когда речь заходит об интерпертации таких вот "детских" сказок, однозначно что-то интерпретировать довольно трудно

Вот-вот. Я когда занималась профессионально семиотикой фольклора это буквально пережила. Самый главный вывод, к которому я пришла: невозможно интерпретировать однозначно тот или иной фольклорный образ, а тем более трактовать сюжет. Нужно всю символику сразу иметь в виду, одновременно. Яйцо, например - это и символ жизни, и смерти, и Вселенной. Все это присутствует в "Курочке Рябе" одновременно, понимаете? Почему так происходит? Потому что фольклор - это устное творчество. Значит он живой организм. Он переживает из века в век, обрастает, как дерево кольцами, космогонией, аксиологией народа, которая век от века меняется, безусловно. Вот почему и любая интерпретация той или иной сказки имеет место быть. Все смыслы, о которых говорит и snowberry, и Полярная звезда - они все есть в одной сказке.
Я вот например, в детстве "Рябу" рассказывала с таким окончанием: "Плачет дед, плачет баба, а курочка как ... засмеется" и принималась смеяться. Мне 2 года было. Как я чувствовала эту сказку, могла я объяснить? Конечно, нет. Но я же чувствовала. Вот вам и Юнг, и Пропп со товарищи :lol:

_________________
Мои доченьки: Алина (24 марта 2003 г.) и Юля (30 марта 2006 г.)
Наш домик


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Сб мар 03, 2007 9:35 pm 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн авг 14, 2006 3:56 pm
Сообщения: 198
Откуда: Ростовская обл.
http://www.lukoshko.net/rus/rusa20.shtml
прочитала эту сказку. Психологический триллер. Все психованные какие-то. Не, своему ребенку я не стала бы такое рассказывать. Может быть такая интерпретация и была актуальна пару веков назад. Сейчас выглядит странно.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс мар 04, 2007 2:20 am 
Бывалый форумчанин

Зарегистрирован: Чт дек 14, 2006 3:21 am
Сообщения: 76
Откуда: Москва, Орехово-Борисово Южное
snowberry писал(а):
Потому что у них не было одного автора-сказочника, они долгое время вообще не записывались. Из поколения в поколение сказки менялись, что-то добавлялось, что-то отсеивалось. Получался материал, много раз пропущенный через многих-многих людей, как через сито. И в какой-то момент выкристолизовывалась сказка или потешка, песенка, которая уже почти не менялась. Потому что она уже самое важное и ценное собрала. А что это такое - мы может только гадать. ) Одно только с уверенностью скажу: психотерапевтическая ценность этого материала огромна.

О, да! Я знаю, что сказка это плод творчества не одного человека! Кстати, есть ли сведения о возрасте сказок? Но могли ли тысячи людей того времени,а потом через 50 лет, через 100 и т.п. до нашего времени вкладывать один и тот же смысл? Может изначально в сказку вложили всего лишь предостережение для ребёнка (Колобка): не верь чужим, даже если они сладкоголосы! :evil: А с появлением теорий Фрейда , Юнга и т.п. люди начали гадать и вложили более глубинный смысл, расширили символику....В общем, горе от ума! :roll: По принципу: не может же всё так просто быть! :shock:

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс мар 04, 2007 2:49 am 
Бывалый форумчанин

Зарегистрирован: Чт дек 14, 2006 3:21 am
Сообщения: 76
Откуда: Москва, Орехово-Борисово Южное
А вот ещё наш любимый теремок! На "Лукошке" я с удивлением обнаружила эту сказку со"счастливым концом", т.е. звери строят новый теремок все вместе, тогда как в большинстве книжек всё заканчивается плачевно: медведь разрушает, звери разбегаются! :cry: У меня сын любит, чтобы сказка заканчивалась строительством нового теремка. Только тут причина совсем не в тяге к хорошим финалам:lol: У нас иллюстрация, на которой медведь брёвна носит, заяц гвозди заколачивает, волк пилит, "девушки" красят, а для моего Егора инструменты --хит! Я думаю, что он пока не понимает, что НЕВОЛЬНО выбирает "хороший" конец.
А что "скрыто " в "Теремке"? Что такое теремок? характер, сознание?

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн мар 05, 2007 12:48 am 
Творческий катализатор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб апр 22, 2006 3:18 pm
Сообщения: 776
Откуда: Санкт-Петербург
Жасмин, а я своим специально "хорошо" сказку заканчивала, хотя у нас как раз был традиционный вариант. После него многие дети говорят: "А я медведь.." и "вперед на мины"...

_________________
Олюшка, 06.08.2002
Машутка, 29.09.2004 г.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн мар 05, 2007 1:18 am 
Бывалый форумчанин

Зарегистрирован: Чт дек 14, 2006 3:21 am
Сообщения: 76
Откуда: Москва, Орехово-Борисово Южное
FeElena писал(а):
После него многие дети говорят: "А я медведь.." и "вперед на мины"...

:lol: :lol: :lol: Мы хоть ещё не говорим, но изобразить медведя путём громкого стука в дверь или ещё куда, а также разрушения башни--эт всегда пожалста! (несмотря на хороший конец :wink: )

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн мар 05, 2007 9:43 am 
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт окт 20, 2005 1:27 pm
Сообщения: 955
Откуда: Владимир
Анна, с удивлением сказку узнала, как старого знакомого встретила. Мне бабушка именно так рассказывала, только это не до конца, она еще длиннее, я не помню уже чем заканчивается. Я совершенно ее забыла, сколько своему читала, а даже ни разу не вспомнила. Вот удивительно. Многие сегодня отказываются от народных сказок. Мне кажется, что даже не важно нам понимать их смысл, можно трактовать по-разному, так просто для интереса. Но стоит положиться на опыт поколений.

_________________
Елена Анатольевна


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн мар 05, 2007 4:40 pm 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт июл 20, 2006 12:48 pm
Сообщения: 189
Откуда: Москва
Лена Данилова писал(а):
я послала письмо с Вашей версией разбора сказки "Колобок" одной своей подруге - она специалист по мифологии и семиотике. То есть, занимается истоками фольклора профессионально. :)

Если интересно, я дам Вам адрес.


Спасибо, мне очень интересно. ) У меня есть вопросы, на которые такой специалист мог бы ответить.
Отзыв порадовал. ) Не думала, что филолог мои изыски воспримет всерьез.
Одно хочу сказать: как раз детские сказки однозначно интерпретировать легко, если рядом есть ребенок. )) Это конечно, если не претендовать на истину в последней инстанции, а только на истину, применимую к данному малышу. Я ведь сразу написала, что главная опора в моих рассуждениях - дочка, ее реакция на сказку.


Жасмин писал(а):
О, да! Я знаю, что сказка это плод творчества не одного человека! Кстати, есть ли сведения о возрасте сказок? Но могли ли тысячи людей того времени,а потом через 50 лет, через 100 и т.п. до нашего времени вкладывать один и тот же смысл? Может изначально в сказку вложили всего лишь предостережение для ребёнка (Колобка): не верь чужим, даже если они сладкоголосы! А с появлением теорий Фрейда , Юнга и т.п. люди начали гадать и вложили более глубинный смысл, расширили символику....В общем, горе от ума! По принципу: не может же всё так просто быть!


Возраст сказок мне самой интересен. Я только знаю, что более древние сказки оказывают более сильное воздействие и более ценны как терапевтический материал.
Знаете, я не верю в духовный прогресс человека. Очень люблю творчество Платона и каждый раз читаю и поражаюсь безупречности его логики. Метод маевтики Сократа - мой идеал работы психотерапевта. ) Сейчас люди больше знают и только. И то, что касается вечных вещей, я не уверена, что современный человек понимает больше древнего грека. Один философ как-то мне сказал, что его очень огорчает, что студентов не интересуют простые истины. Просто - не интересно. А ведь самые глубокие и истинные вещи просты... )
Думаю, народу совершенно не нужно знать значение архетипов. Достаточно иметь здоровую психику, опыт становления ее. Тогда то, что нужно ребенку, можно просто чувствовать, без всяких мудрствований. А уж многие поколения психически здоровых людей вполне способны создать такой бесценный материал.

Жасмин писал(а):
А что "скрыто " в "Теремке"? Что такое теремок? характер, сознание?


Мне самой интересно. ) С "Колобком" меня просто осенило - увидела дочкину реакцию и мне стало "понятно". )) А сейчас Софа меня замучивает "Заюшкиной избушкой", "Зимовьем зверей" и изредка - "Теремком". И так по кругу. )) При этом на выбор есть другие сказки, но она настаивает именно на этих. Во всех 3-х сказках говорится о домиках - теремках и избушках. Психоаналитики чаще всего находят связь между образом дома и образом тела человека. Возможно, эти сказки помогают дочке переживать изменения в теле - она ведь растет, меняется. Плюс, у дочки "портится характер" - кризис отрыва от мамы в самом разгаре. Не исключено, что злоключения домиков и их обитателей ей и это помогают пережить. ) Если у меня родится внятная версия, обещаю ее изложить так же, как "Колобка". )

_________________
Изображение

Homo sum: humani nil a me alienum puto


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн мар 05, 2007 5:04 pm 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт июл 20, 2006 12:48 pm
Сообщения: 189
Откуда: Москва
Ata писал(а):
По поводу Репки не встречала никаких интерпретаций кроме совместного труда, который единственно приводит к успеху.


В том-то и дело, что в год ребенка еще мало интересует социальное, а сказка многим малышам в душу западает.
У меня есть версия, что она может отражать осознание каких-то вещей. В сказке нечто необыкновенно большое находится под землей (в бессознательном?) и нужна согласованная работа, что бы вытащить это на поверхность (увидеть, осознать?). Может быть, это еще и рассказ об осознанном владении своим телом? Например, о том, как малыш учится пальчиками управлять. Я о пальчиках подумала, потому что без мышки участников пять. А мышка часто играет роль проводника и помощника. Как бы некая сила, к которой в определенный момент надо внимание и уважение проявить. Помните, в волшебных сказках мышка часто помогает тому, кто к ней добр? Вот и тут без мышки не справишься. М.б., тут она - символ связи между рукой и сознанием?
Эта моя версия больше от головы, а не от наблюдения, так что я в ней совершенно не уверена. Хотя, взаимосвязь между «Репкой» и пальчиковыми играми мне все время чудится.

_________________
Изображение

Homo sum: humani nil a me alienum puto


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт мар 06, 2007 5:49 am 
Бывалый форумчанин

Зарегистрирован: Ср май 10, 2006 9:24 am
Сообщения: 87
Откуда: Новосибирск
Интересная идея про репку. Вообще, если ограничиться только психоанализом, образ репки может быть связан с Эго (формируется как раз где-то в течение первого года). Одна из основных его функций -тенденция организовывать и объединять личность. Возможно, именно сообща "вытаскивается" этот образ из бессознательного и к году обретает какие-то реальные "формы" (конечно, это не формы в прямом смысле слова). Идея "сообща" есть, как ни крути. Просто она может интерпретироватьс по-разному и с разных позиций.
Образ мышки вообще интересен. В "Теремке" она первооткрыватель, В "Курочке Ряба" разбивает яйцо. По сути, маленькая серенькая незаметная мышка играет роль важного звена в тех нарожных сказках, в которых она появляется. Вы не задумывались о том, как эмоционально она окрашена, т.е. какие эмоции несет?

По поводу наших любимых народных сказок - сейчас мы вообще мало их читаем, но больше всего нравится Заюшкина Избушка - особенно образ петуха, и Лиса и Медведь (где Лиса просится к Медведю, чтобы в конечном итоге мед съесть). Правда, Андрюшка эту последнюю сказку не дает дорассказать и сам начинает ее проигрывать - говорит, что медведь постряпал блины, пришли другие звери, а Лиса всех медом угостила.

_________________
Андрюша родился 24 июля 2004 г.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт мар 06, 2007 3:47 pm 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт июл 20, 2006 12:48 pm
Сообщения: 189
Откуда: Москва
Ata писал(а):
Образ мышки вообще интересен. В "Теремке" она первооткрыватель, В "Курочке Ряба" разбивает яйцо. По сути, маленькая серенькая незаметная мышка играет роль важного звена в тех нарожных сказках, в которых она появляется. Вы не задумывались о том, как эмоционально она окрашена, т.е. какие эмоции несет?


За дочкой заметила, что когда она слушает сказку, именно на мышку особой реакции нет. Но "Репку" она вообще как-то ровно воспринимает. В то же время, из героев кукольного спектакля, дочка мышкой одной из первых заинтересовалась: сразу после сказки к ней одной из первых тянется. Так же в "Теремке" - не выделяет, но запоминает. К "Курочке Рябе" дочка вообще равнодушна. Если разыгрывать сказку - будет слушать, а если читать - может на середине интерес потерять. Это та же девочка, которая выслушивает длинные стихи Чуковского, если они нравятся.

Из других зверей, Софа тоже петуха в "Заюшкиной избушке" выделяет: и радуется ему, и на картинке с удовольствием показывает. Медведя любит, но в "Теремке" и "Колобке", а в "Заюшкиной избушке" ему мало внимания. Потешки с медведем любит - сам по себе образ явно притягательный.

Интересно стало: а у кого какие образы дети выделяют в сказках? Например, Софа, дочка моя, сразу заметила репку, а ее ровесник, сын моей подруги, не видит репку вообще. Зато он любит дедку. И сказка эта у него самая любимая.

_________________
Изображение

Homo sum: humani nil a me alienum puto


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Новая темаКомментировать Страница 2 из 4   [ Сообщений: 53 ]
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  


Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group