Изменить размер шрифта

Раннее развитие детей

8-800-333-92-93 (звонок бесплатный)

 


Новая темаКомментировать Страница 1 из 5   [ Сообщений: 71 ]
На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: ТРИЗ: идеи, мысли, игры.
СообщениеДобавлено: Вт май 20, 2008 10:21 am 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт дек 02, 2005 2:15 am
Сообщения: 680
Откуда: Германия, Регенсбург
Мне очень хочется разобраться в этом загадочном для мня явлении ТРИЗ. Не только разобраться , но и научится мыслить по другому, смотреть на задачу, проблему по другому. На мой взгляд такой подход важен не только в математике( и всё что вокруг неё), но и в жизни. Можно и нужно на любые проблемы смотреть по разному и находить подходящее, нужное, сильное решение, это очень важно, да и вопросы уметь задавать - это тоже почти наука.
Пример из книги Ю. Г. Тамберга, который мне очень понравился:
"Монахи одного монастыря послали в свою епархию прошение с вопросом.
- Можно ли во время моления курить?
Монахов наказали за дерзость.
Монахи другого монастыря послали прошение с иначе сформулированным вопросом:
-Могут ли монахи во время курения молится?
Им ответили "Могут"
Я не знаю как в других местах , но здесь в германии очень важно что и как ты спрашиваешь, если хочешь добиться результата, который тебе нужен. Я сама на своих "шишках" многому научилась , пока это поняла и стала другие вопросы задавать, на которые труднее отказать. Но мне это нелегко дается.
Я лично страдаю от того, что не сразу могу правильно найти нужные вопросы - теряю время, получаю не совсем нужную информацию и т.д.
Книгу "Как научить ребёнка думать" я ещё до конца не прочитала, но папочку для ТРиза уже сделала ( как и рекомендовано). Вношу туда свои мысли
( и не только свои) , идеи - потом когда соберётся прилично буду сортировать , обрабатывать. Но время поджимает, ребёнок то растёт, вот поэтому и предложила как бы папочку ТРИЗ" тут на форуме создать и все идеи, мысли собирать и сортировать вместе.
Так вот, мысль первая : что ТРИЗ - интересная и нужная методика для развития ребёнка, соединяющая логику и творчество.
Но мне показалось , что самой нужно уметь творчески, не стандартно подходить к решению проблемы. А если не умеешь? Тогда я решила, что буду учится вместе с сыном, мне не привыкать. Я с ним вместе уже многому научилась, если честно.
И второе , что меня смущало - это то, что ,на мой взгляд, ребёнок должен обладать массой знаний ( и достаточно большой). Иметь представления о многих вещах, о чём многие дети 5-7 лет не знают: нпр. о вселенной, о галактике, о ядре, о атоме, о клетке и т.д. Я решила, что сначала подготовлю почву , а потом займусь ТРИЗ. Но после в встречи с Ю, Г. Тамбергом пересмотрела свой взгляд и решила, что многие вещи уже сейчас можно делать и параллельно расширять кругозор о мире.

_________________
раньше была natalie
мои дети: Александр: 23.06.1990; Катрина - 21.11.1993; Мартин: 15.05.1999; Кристиан - 11.02.2004; София: 16. 01.2011


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт май 20, 2008 11:16 am 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт дек 02, 2005 2:15 am
Сообщения: 680
Откуда: Германия, Регенсбург
Что и чем можно заниматься с малышом ,на мой взгляд:
- алгоритм. Например алгоритм "укладывания спать", алгоритм "просыпания и дальнейших действий", "как варить суп" и т.д.Это легко воплотить в жизнь, с картинками ,с рисунками - это будет интересно и понятно ребёнку. Ну и конечно объяснить для чего и зачем нужны алгоритмы и можно ли всё алгоритмировать?
-класиффикация. Классифицируем мы конечно уже давно, но пора уже на другой уровень выходить. По таким общеизвестным понятиям, как форма, цвет и размер - проблем не составляет классифицировать, а вот что то поинтересней пока было мыло. Теперь хочу найти более "изощрённые" примеры, со множеством вариантов. Пока ещё сырые идеи в голове, но хотъ что-то. Может у кого то уже есть хорошие варианты.
- использовать сказки , рассказы для ТРИЗовских задач и создания затруднительных ситуаций. Этим мы сейчас с Кристианом часто занимаемся. Я во многих сказках меняю ситуацию и ставлю вопросы по другому "а что было бы , если бы деду не кому было бы помочь репку вытащить?" Варианты были очень интересные, но об этом с следующем посте, про наше практическое применение.
- игра "Данетка". За десять ( или любое другое число) вопросов , на которые можно только да или нет отвечать , надо найти ответ (животное, число,предмет и т.д.). Мы играли пока только с числами и то давно. Для этой игры надо насобирать картинки, варианты, чем я сейчас собственно и занимаюсь. Начинать надо с лёгкого уровня, что ребёнок понял, что и как в игре происходит, а потом усложнять игру.
- аналогии. Тут много всяких вариантов игр. Но для них тоже требуются много картинок, вариантов игр. Требуется подготовка. Игры такие:
" Найти сходство" взять две картинки и наити в них сходство: Карлсон и вертолёт и т.д.
"Подобрать к одной картинке другую" например: вата-снег
"Составлять логические цепочки" для этого нужно тоже варианты и картинки иметь под рукой, чтоб интерессно играть было и не наскучило быстро.
Наши известные всем "Бинарные деревья" сюда очень хорошо вписываются. Тут тоже вариантов много. Я тоже уже все доступные варианты сделала, а на более интересные варианты времени не было. Думаю , что теперь займусь . Может кто- то тоже играет. Любой вариант интересен, так как всегда можно что изменить ( если надо) и применить на свой возраст. Это всегда легче, чем самой всё придумывать.
- НУ и потом задавать много вопросов на тему " Зачем этот предмет нужен?"
" Для чего этот предмет нужен? " Какова его основная функция" "Зачем это сделано" и т.д. Но не только о предметах , но и о чувствах " Зачем надо любить" Зачем нужно плакать" интересные результаты , скажу я вам. Я и не ожидала даже. Получается разговор на тему , что хорошо и что плохо, но как бы на другом уровне.
и тут же можно играть по другому "Я назову тебе функцию (нпр. резать), а ты мне назови предметы , чем можно это сделать. Чем больше , тем лучше(нож, ножницы, лезвие и т.д.)
- Игра "Наоборот"
лето - зима
сонный - бодрый
прямой -..... и т.д.
ТРИЗ: идеи, мысли, игры.
- Игра на понятие что такое система, подсистема, надсистема. Этим мы ещё совсем не занимались. Тоже собираю картинки. Надо дать понять , что одно(напр. дерево) - это одновременно много (ствол, ветки, листья). Ребёнок долженнаучится разбираться , что дерево - это система у которой есть подсистемы: ствол. листья , ветки. Если иметь картинки, то ребёнок должен найти эти подсистемы. Очень интересно играть наоборот. Дать картинки подсистем (лисътя, ветки, ствол) и найти , что это за система ( дерево).

НУ вот такие мыслишки. У кого какие ещё имеются?
Наше практическое применение игр я напишу попозже. Я сейчас до выходных уезжаю, но постораюсъ сегодня написать , так как не так уж и много было на практике.

_________________
раньше была natalie
мои дети: Александр: 23.06.1990; Катрина - 21.11.1993; Мартин: 15.05.1999; Кристиан - 11.02.2004; София: 16. 01.2011


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт май 22, 2008 5:08 pm 
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт окт 27, 2006 6:42 am
Сообщения: 11182
Откуда: Украина
еще можно играть в “Что будет если…»
Догадались, что и у птицы, и у бабочки есть крылья. Что будет, если они крыльями поменяются? И так с чем угодно.
Помните сказку про зависливого гуся?

Homo sapiens, я так рада, что Вас заинтересовал ТРИЗ, а то мне так не хватало собеседника.

Хотя сложно на ранних этапах отделить ТРИЗ от занятий логикой, развитием воображения и пр.
Вот сейчас я пишу, а дочка рассматривает открытки с декоративными собаками. Увидела американского и английского кокер-спаниеля, остановилась взглядом. я спрашиваю. «Что в них пожоже» думала, смотрела, потом радостно «Уши, длинные и пушистые!»
Сейчас разных терьеров вместе выкладывает и самостоятельно пытается найти сходство. Увидела сходство между чихуахуа и той-терьером (большие торчащие ушки и короткошерстные). Рада прыгает. Теперь нашла французкого и английского бульдога. С удивлением рассматривает, увидела, что они похожи, добавила к ним мопса.
Вот чем это мы занимаемся? все так взаимосвязано

_________________
Алина. Страничка Ули (12 лет) и Яси (10 лет)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Сб май 24, 2008 3:22 am 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт дек 02, 2005 2:15 am
Сообщения: 680
Откуда: Германия, Регенсбург
Энила писал(а):
Увидела американского и английского кокер-спаниеля, остановилась взглядом. я спрашиваю. «Что в них пожоже» думала, смотрела, потом радостно «Уши, длинные и пушистые!»

:D
Вот потом можно уже и классифицировать"У кого длинные уши"(ведь не только у собак)
:D

_________________
раньше была natalie
мои дети: Александр: 23.06.1990; Катрина - 21.11.1993; Мартин: 15.05.1999; Кристиан - 11.02.2004; София: 16. 01.2011


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Сб май 24, 2008 3:23 am 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт дек 02, 2005 2:15 am
Сообщения: 680
Откуда: Германия, Регенсбург
Энила писал(а):
Хотя сложно на ранних этапах отделить ТРИЗ от занятий логикой, развитием воображения и пр.


да , меня вот именно это и отвлекало , так сказать. Я , когда начала читать книгу "Как научить ребёнка думать" сама думала, а я то почти всем этим и занимаюсь. Да, так оно и есть, но....тут на мой на многие вещи с другой стороны смотреть предлагают. Что тоже интересно.
взять туже классификацию. До сих пор я как то к ней подходила просто, чтоб понять , что это такое и что вещи можно классифицировать. Ребёнок понял и как то на этом всё, а теперь я увидела , что можно более интересно это делать. Например:
имеют крышку
(кастрюля, шкатулка ......
может согреть
(костёр, шуба....)
измерительные приборы, хрупкие предметы, летающие и плавающие, чем можно видеть (а вот где я засомневалась на правiльностъ вопроса)
и т.д. это новый виток для нас и для меня. Опять мозги заработали на создание примеров.
Аналогии и Ассоциации - это конечно разные вещи , но на данно этапе не вижу разницы, что б это обьяснятъ. Пусть ищет подходящие картинки хоть по аналогии, хоть по ассоциации.
Вот такие примеры :
улей-пчёлы-мёд
медведь- берлога-зима
зима- мороз- снег
по контрасту:
гора-равнина
жара-мороз
лето -зима
оазис-пустыня
камень - вата
буря- штиль
водопад-пруд( или колодец?)
по функциям.
нож-пила-зуб
дом-нора-улей-дупло
огонь-печка-батарея-грелка
ветер-вентилятор
шуба-шкура
певец-птица певчая
духи - цветок
душ- мойка- мочалка-мыло
по свойствам:
подушка - шерсть
стул-железо-камень-лёд
луна- копейка- мяч-колесо
бода -суп-молоко-кровь
вот ищу картинки для этих подборок.

А я тут недавно в сказке репка другой сюжет предложила. сказал, что вот некому деду позвать, все уехали в отпуск. Что можно сделать , как репку достать. Моим Кристианом были предложены два варианта."Надо покушать побольше и сила появится(понятно откуда такие мысли) и второй вариант лопаткой выкопать. потом после наводящих вопросов и трактор и кран стали появляться. а я предложила из шланга поливать, чтоб из земли вкопать или подoждатъ пока приедут все из отпуска.
Потом мы ещё читаем детские рассказы Зощенко , так там как раз подходящий вариант для такого разговора. Дети украли галоши, чтоб себе мороженное купить. Честно сказать ничего особого он не мог предложить, кроме как что то другое продать. Приходилось самой больше предлагать, как то наводящих вопросов было много.
А в сказке про колобка , на вопрос как помочь колобку, чтоб его лиса не съела. Был сразу дан ответ: В какашках обвалять( и откуда такие познания).Потом и грязь предлагалось и многое другое.

_________________
раньше была natalie
мои дети: Александр: 23.06.1990; Катрина - 21.11.1993; Мартин: 15.05.1999; Кристиан - 11.02.2004; София: 16. 01.2011


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Сб май 24, 2008 3:35 am 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт дек 02, 2005 2:15 am
Сообщения: 680
Откуда: Германия, Регенсбург
Энила писал(а):
Догадались, что и у птицы, и у бабочки есть крылья

А приведите ещё примеры , пожалуйста на "А что будет , если..."
Кстати, а в примере с крыльями ответ будет, что они не смогут летать? Крылья на другой вес рассчитаны? Или что то другое? :oops:

_________________
раньше была natalie
мои дети: Александр: 23.06.1990; Катрина - 21.11.1993; Мартин: 15.05.1999; Кристиан - 11.02.2004; София: 16. 01.2011


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Сб май 24, 2008 11:25 am 
Бывалый форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт фев 05, 2008 12:42 pm
Сообщения: 89
Откуда: Украина, Донецк
Как мне нравится эта тема! Изучить ещё ничего не успела, но примеры, приведённые здесь, такие родные, свои! Кажется, я уже люблю ТРИЗ :lol:
Энила, а как и когда будете начинать заниматься ТРИЗ с младшенькой? Где-то видела, что система расчитана с трёхлетнего возраста, так?


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Сб май 24, 2008 8:26 pm 
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт окт 27, 2006 6:42 am
Сообщения: 11182
Откуда: Украина
Алика, осенью начну со старшенькой заниматся постоянно и планомерно, очень надеюсь :) , а с младшенькой - поживем увидим.

_________________
Алина. Страничка Ули (12 лет) и Яси (10 лет)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Сб май 24, 2008 11:27 pm 
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт окт 27, 2006 6:42 am
Сообщения: 11182
Откуда: Украина
Homo sapiens, «что будет, если…» зависит от возраста, развития и интересов ребенка. Нам сейчас интересна живая природа, вот и идут примеры про бабочек и птичек.
- что будет, если орел и голубь поменяются клювами?
- что будет, если жираф и кролик поменяются шеями?
Но эти задачки лежат на поверхности. Это то, что понятно моей дочке
Для тех, кто постарше, можно усложнять, придумывать более «бредовые» если
Мальчикам, мне кажется, про машинки и всякую технику подойдет
- что будет, если вездеход и мотоцикл поменяются колесами?
- если машина подарит свой мотор лопате?

_________________
Алина. Страничка Ули (12 лет) и Яси (10 лет)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Сб май 24, 2008 11:59 pm 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт дек 02, 2005 2:15 am
Сообщения: 680
Откуда: Германия, Регенсбург
Энила
а может свой ответ тоже писать :oops: , а то я честно признаюсь- с ответами немного затрудняюсь. Я видно не Тризовец, я только учусь. :D Хоть бы для того , чтоб проверить, что твой ход мыслей правильный. У меня вся загвоздка в том , что я могу нафантазировать много. что будет , если у слона нос и у муравьеда поменять ? Ну я так думаю, что тут вроде понятно, мурaвъед не сможет таким носом в муравейник залазить, а слон не сможет воду набирать и т.д. А если у слона и собаки поменять? Будет ли у собаки такой нюх -нет. Он ей и при охоте будет мешать. Но я всё время боюсь , что что то не то скажу. Для уверенности я бы идеи вместе с ответами хотела бы иметь, если не трудно, может так будем писать. Мне кажется многим так было бы легче и развивать у себя воображение и увереннее себя чувствовать.

_________________
раньше была natalie
мои дети: Александр: 23.06.1990; Катрина - 21.11.1993; Мартин: 15.05.1999; Кристиан - 11.02.2004; София: 16. 01.2011


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс май 25, 2008 12:10 am 
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт окт 27, 2006 6:42 am
Сообщения: 11182
Откуда: Украина
Цитата:
Homo sapiens писала
Кстати, а в примере с крыльями ответ будет, что они не смогут летать? Крылья на другой вес рассчитаны? Или что то другое?

А тут как ребятенок ответит! Нам, родителям важно не мешать своим видением. И наталкивать на свое видение ответа, только в случае ступора у малышонка.
Моя доця сказала, что птичка (голубь) летать не сможет, потому, что Бабочкины крылья тоненькие и легенькие. Что будет с бабочкой, затруднилась сказать. Я стала задавать наводящие вопросы и пришли к выводу, что бабочка не сможет удержать тяжелые крылья голубя. У деток постарше, может быть, будет другой ответ.

_________________
Алина. Страничка Ули (12 лет) и Яси (10 лет)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс май 25, 2008 12:22 am 
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт окт 27, 2006 6:42 am
Сообщения: 11182
Откуда: Украина
Про голубя и орла. Орлу будет тяжко, от привычного рациона питания придется отказаться, похудеет, бедняга. :)
А голубю тяжело летать будет, так как изменятся пропорции тела, но с другой стороны может ему и понравится. Например, в плане самозащиты

Эти задачки нужны, чтобы малыш понял, что каждое «нечто» имеет свою функцию.
Вот лопата с мотором – это уже эсковатор.. Совмещаются функции лопаты и лошадиных сил.

что-то все ответы с негативной окраской...

Цитата:
а может свой ответ тоже писать

я в правильности своих ответов не уверена (на ФСА не проверяла :) )
Так, фантазирую

_________________
Алина. Страничка Ули (12 лет) и Яси (10 лет)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс май 25, 2008 12:37 am 
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт окт 27, 2006 6:42 am
Сообщения: 11182
Откуда: Украина
Ой, меня понесло.
Цитата:
А если у слона и собаки поменять? Будет ли у собаки такой нюх -нет. Он ей и при охоте будет мешать.

А если собака не охотничья, а сторожевая. Тогда она этим носом каак схватит непрошенного гостя.

Хотя малышам, мне кажется усложнять не стоит, а то могут запутаться

_________________
Алина. Страничка Ули (12 лет) и Яси (10 лет)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс май 25, 2008 12:47 am 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт дек 02, 2005 2:15 am
Сообщения: 680
Откуда: Германия, Регенсбург
Я вот сейчас задумалась, для чего надо ребёнку и как , на мой взгляд, проводить такие игры как "А что будет , если...."Я вот думаю , если что то менять , то для чего то, вроде какие то полезные функции одного передать другому и поможет ли ему эта другая функция. Например нос слона для чего ему нужен, чтоб в рот еду класть и воду набирать, поливать себя или ещё что то (это я что знаю). А ВОТ НАДО ЛИ ЭТО И ПОМОЖЕТ ЛИ ЭТО ЭТО муравьеду? В рот муравьёв легче будет ложитъ , конечно, но сможет ли он достать их таким носом? Но зато сможет набрать в рот воды и вылить на муравейник и муравьи сами будут выбегать из муравейника, а он их только в рот складывать. НО зато такой нос ему будет мешать , так как будет по земле волочится. Но может как то можно это исправить? Может как то когда надо будет в трубочку складываться и когда надо раскладываться, как у этой игрушки - трубочки в которую дуют и она раскручивается. Вообще можно нафантазировать. Но есть ли это ТРИЗ? Может это просто бредни какие то. Я вот никак не могу понять такие бредовые на мой взгляд идеи - это нормально или надо всё фильтровать как то ?

_________________
раньше была natalie
мои дети: Александр: 23.06.1990; Катрина - 21.11.1993; Мартин: 15.05.1999; Кристиан - 11.02.2004; София: 16. 01.2011


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс май 25, 2008 12:55 am 
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт окт 27, 2006 6:42 am
Сообщения: 11182
Откуда: Украина
Мамам пофантазировать, если захочется.
А деткам? Всего по чуть-чуть. Поиграли немножко, прочувствовали, что такое функция и к другим играм приступили.
ТРИЗ ли это? НЕ знаююю. Я тоже не волшебник :)
Фильтровать надо все :!:
А идеи не бредовые. Это мозговой штурм :shock:

Ведь в ТРИЗЕ как. Несколько видов мышления. На каждый вид – нужны игры, разные и интересные. Более сорока способов прийти к идеальному конечному результату – для малышей тоже нужны игры. На каждый способ.(А мамам каждый способ понять бы). А еще много специфических понятий – то же игры.
Вот я и начала придумывать

Старшенькой не понравилось Репку переделывать. Закрыла мне ротик и рассказала сказку самостоятельно. классическую. Может еще не доросла. Ее возмутила сама идея – уйти от сюжета.

_________________
Алина. Страничка Ули (12 лет) и Яси (10 лет)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Новая темаКомментировать Страница 1 из 5   [ Сообщений: 71 ]
На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  


Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group