Занятие "Волшебная вода и ее свойства" Материал для проведения опытов:
2 баночки, пипетка, деревянная лопаточка, камушки, гуашь, сахарный песок, соль, речной песок.
жидкая,
прозрачная,
безвкусная,
бесцветная.
Разминка
1. У жирафа пятна (Музыка-с мамой) 2. Мы сперва пойдем налево 3. Буги-вуги ("Руку правую вперед, а потом ее назад, а потом ее вперед и немного потрясем.
Мы танцуем Буги-Вуги, поварачиваясь в круге, и в ладоши хлопаем вот так - раз-два."
припев: "Буги-Вуги - Окей! (идем в центр) , Буги-Вуги - Окей (из центра))
Ход занятия
Сегодня мы поговорим о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть. А где же вода живёт? (Перед детьми ставят глобус)
Да, вода живёт в реке, в океане, в море. Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе вода? - Синим! На нашей планете 4 океана, 30 морей, много рек, озёр. Как вы думаете, это много или мало?
- Много! А знаете ли вы, какая вода в море? - Солёная!
Её можно пить? - Нет! А мы какую воду пьём? - Не солёную!
Ребята, знаете ли вы, кому нужна вода?
- Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям.
А для чего? - Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.
ПРЕЗЕНТАЦИЯФизкультминутка.Вы будете семенами, а я хозяйкой. Я сажаю семена в землю. Ярко светит солнышко, на улице тепло. Я беру лейку с водой и поливаю семена. Они набухают и начинают потихоньку прорастать. Вот уже появились первые ростки. Они начинают тянуться вверх. Я ещё поливаю. Вот цветы подросли и раскрыли свои прекрасные бутоны. Как же красиво кругом, свежо и дышится легко и глубоко.
«Мама Тучка» Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы - мои детки. Делайте все, что я скажу.
- Капельки, вам пора отправляться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали… (Дети прыгают). Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. («Капельки» составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой. («Ручейки» соединяются в одну цепочку). Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан. (Дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернутся. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. (Дети разбегаются и рассаживаются на стульчиках вокруг воспитателя).
Знакомство с водичкой.
П.: Ребята, посмотрите, как много воды в ведерке. Я сейчас с ней поздороваюсь.
(Педагог опускает руку в воду, “здоровается”. Затем вынимает руку, а с неё капают капельки.)
П.: Здравствуй водичка. Ребята, а что капает с руки? Д.: Капельки.
Ребята, а теперь вы поздоровайтесь с водичкой. Бережно, аккуратно опускайте ручки в неё. Здравствуй, водичка. Здравствуй, водичка. Вот какая она добрая…
П.: Ребята, водичка холодная или теплая? Д.: Холодная. П.: Эта водичка холодная. А какая вода ещё бывает? Д.: Тёплая вода, горячая, кипяток. П.: Как можно получить тёплую воду? Д.: Нагреть её. П.: А горячую? Д.: Ещё нагреть. П.: А кипяток? Д.: Ещё сильнее нагреть, чтобы она закипела.
П.: Как нужно обращаться с горячей водой, кипятком? Д.: Осторожно.
П.: Почему? Д.: Можно получить ожог.
ЛАБOРАТОРИЯДети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой?- Да! Тогда прошу за столы!
В.: Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей).
Вода - это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой.
Вода жидкая.
П.: Ребята, а водичку можно перелить куда-нибудь. Например, вот в эту банку или стакан?
Д.: Можно. (Педагог переливает воду из ведёрка в банку, из банки в стакан.)
П.: Почему её можно переливать? Д.: Потому что она жидкая.
П.: Правильно, вода жидкая, поэтому мы её можем переливать из одного сосуда в другой.
- мы будем показывать ей картинки – “помогалочки”. Например, вы сказали, что вода жидкая, вот картинка – “помогалочка”
Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой. (Ответы детей). Опыт N 1 "Вода - это жидкость".
Вывод: вода - это жидкость, её можно наливать, переливать.
Опыт №1 “Когда вода льётся, и когда капает”
Набираем воду в пипетку и капаем в пустую баночку: кап-кап-кап. И с крыши дождик капает.
А сейчас перельём из банки в банку. Вода льётся из крана, в водопаде, из сосуда в сосуд.
Вода не имеет вкуса. П.: Ребята, интересно, а какая вода на вкус? Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Педагог предлагает посыпать в водичку сахар и размешать ее.
П.: Давайте попробуем ее. Какая теперь водичка? (Дети пробуют воду и отвечают)
П.: Как вода стала сладкой? Д.: Мы посыпали в нее сахар.
П.: А если мы посыплем в водичку соль? Она так же станет сладкой?
Дети совместно с педагогом насыпают в воду соль, размешивают ее и пробуют воду на вкус. Делают вывод, что вода стала соленой, после того как в нее добавили соль.
Опыт "Вода бесцветная". На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.
П.: Ребята, посмотрите внимательно на водичку, она имеет цвет?Д.: Да она белая.
(Педагог ставит перед детьми два одинаковых стаканчика. В одном налито молоко, в другом – вода).
П.: Молоко, какого цвета? Д.: Белого. П.: Водичка тоже белая?
Д.: Нет. П.: Какого цвета водичка? Д.: Никакого, бесцветная.
П.: Значит, водичка бесцветная, она никакого цвета не имеет.
Вода прозрачная.
П.: Ребята, посмотрите вокруг. Есть ли здесь прозрачные предметы, т. е. это предметы, через которые можно что-то увидеть?
Д.: Стекло. П.: А как вы думаете, вода прозрачная?
Д.: Нет, не прозрачная; прозрачная… (Педагог предлагает детям опустить цветную палочку в стаканчик с водой. Сам проделывает тоже самое).
П.: Вы видите палочку? Д.: Да.
П.: А сейчас я палочку опущу в стаканчик с молоком. Вы видите палочку? Д.: Нет.
П.: Посмотрите, как интересно, через воду мы видим палочку, а через молоко – нет. Значит, вода прозрачная, через неё можно увидеть предметы.
Опыт №3 “Прятки”В банки с водой опускаем камушки, их видно, вода прозрачная. Добавляем в одну банку краску, перемешиваем. Камушек стало не видно. Почему?
В.: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет.
На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка. Этот опыт проделывает только воспитатель.
В.: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
В.: Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.
Опыт N 4 "Вода не имеет запаха". В.: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.
В.: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем детям.
Опыт №2 “Не все вещества растворяются в воде”В одну баночку кладём сахарный песок, в другую – речной песок. Перемешиваем.
Вода - это жидкость, её можно налить, перелить, вылить
Вода - бесцветная
Вода - безвкусная
Вода не имеет запаха.