Изменить размер шрифта

Раннее развитие детей

 


Новая темаКомментировать Страница 1 из 1   [ Сообщений: 4 ]
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Вс мар 14, 2010 3:01 pm 
Форум-мама
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср апр 06, 2005 5:41 pm
Сообщения: 25701
Что такое развивающие игры?

Что обычно покупают родители своему ребенку? Чем заполнены ящики и полки в детской? Стандартный среднестатистический комплект:
:| погремушки, пирамидки, мячики, кубики (как правило, в первые год-два),
:| бесчисленные плюшевые, резиновые, пластмассовые зверушки всех мастей, цветов и размеров,
:| куклы и то, что к ним прилагается – одежда, посуда, мебель (у девочек),
:| солдатики, транспортные игрушки, оружие, роботы (у мальчиков),
:| конструктор (1-2-10 типов),
:| совок, ведерко, формочки, (до трех-четырех лет)
:| две-три настольных игры типа лото, домино,
:| несколько головоломок типа «паззл»,
:| одна-две игры с фишками и кубиком.

Количество и качество игрушек зависит от толщины кошелька родителей и друзей семьи. В семьях, где родители увлекаются "ранним развитием" очень много игр обучающего характера (хотя родители уверены, что это игры развивающие).

Многие игры и игрушки пользуются популярностью день-два (максимум – неделю – другую). Есть и любимые, их много не бывает. Те, с которыми ребенок не хочется расставаться, ни укладываясь в кроватку, ни по дороге в детский сад, а то и носит тайком в школу в первом – втором классе.

Довольно часто дети ломают игрушки. Родители недоумевают: купили такую дорогую игрушку, прошел месяц или даже неделя и игрушка разобрана до винтиков. Некоторые, особо любопытные дети разбирают игрушку в первый же день. Им страшно интересно, а что там внутри. Часто дети из деталей разломанных игрушек собирают что-то совсем новое. Но, конечно, все это, в основном, касается мальчиков. Правда, некоторые девчонки тоже способны на подобные подвиги…

Дети могут играть с чем угодно, только не с покупными игрушками, что тоже сильно удивляет родителей. Им подавай коробки, банки, бутылки, палки, проводочки, гвозди и другой хлам. Из всего этого ребенок может сотворить волшебный город или космический корабль, кукольный дом или работающую настольную лампу, в зависимости от интересов.

А вот как об этом пишет Борис Павлович Никитин в своей книге «Развивающие игры»:
Никитин писал(а):
«Почему часто мы видим такую картину: у ребенка много игрушек, а он не играет с ними? Причин, конечно, много, но чаще всего главная в том, что игрушки уже себя "исчерпали". Исчез элемент новизны. А он-то и привлекает ребенка в первую очередь. Дать же ему задачу для ума, длительную интеллектуальную нагрузку может не всякая игрушка. В этом отношении намного лучше строительные материалы, пирамидки, мозаика и пр. Эти игры дольше "служат" детям, не надоедают им, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций.

…. играми нового типа, по нашему мнению, и являются развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно: их цель - развитие ребенка. Для этих игр характерны следующие особенности:

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из "конструктора-механика" и т. д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной инструкции и т. п., таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей "конструктора" - видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно задание с решением и самому проверять точность выполнения задания.

Задачи расположены в порядке возрастания сложности и имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных 2 - 3-летнему до непосильных иногда взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.

Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, преимущественно формирующего исполнительские черты у ребенка.

… В развивающих играх, в этом и заключается их главная особенность, удалось объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным принципом творческой деятельности - самостоятельно и по способностям. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
:!: во-первых, развивающие игры могут дать пищу для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
:!: во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
:!: в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего "потолка", ребенок развивается наиболее успешно;
:!: в-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
:!: в-пятых, играя в эти игры со своими детьми, родители незаметно для себя приобретают очень важное умение - держать себя в руках, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.»



Итак, развивающая игра - развивает ребёнка, а не выкладывает ему некие сведения "на блюдечке в голубой каемочкой". Многие родители путают обучение и развитие. Обучение - это натас кивание, а развитие - процесс творческий, связанный с умственным и душевным напряжением. Это "процесс непокоя"...

_________________
Новые проекты, эфиры, полезные материалы - теперь в Телеграм


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Что такое развивающие игры?
СообщениеДобавлено: Вс мар 14, 2010 3:13 pm 
Форум-мама
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср апр 06, 2005 5:41 pm
Сообщения: 25701
Развивающие игры Никитиных

Когда мне впервые попала в руки книга Никитиных «Развивающие игры для детей» (в других изданиях она называлась «Ступеньки творчества или Развивающие игры» или «Интеллектуальные игры»), сразу захотелось делать всё своими руками, без остановки. Делать, делать и делать (тогда еще ни одна из Никитинских игр не выпускалась промышленно). В процессе чтения мне приходило в голову множество интересных идей. Мне представлялось, какую еще можно сделать игру, построенную по такому же принципу и, конечно, как еще можно использовать те игры, которые были описаны в книге.

Но в процессе использования, в живом общении с играми Никитиных, начали возникать проблемы, описание которых мне не встретилось в книге. Видимо, у авторов таких проблем не возникало.
У одного из моих детей, у старшего сына, почти все игры шли на «ура», правда, с некоторыми изменениями и дополнениями в заданиях. У одной из дочерей – одна-две игры, и то не сразу, а после двадцати неудачных попыток. У средней – всё шло хорошо, успешно. Но в один момент прекратилось, пропал интерес к выполнению каких бы то ни было заданий. И вернулся он лишь через пару лет. Саша очень поздно начала выполнять задания по играм, а Василий рвется прямо сейчас в два года, хотя и не всё у него получается.
У наших друзей старшая дочь играла во многие игры с упоением, часами – сама и строго по никитинским заданиям, а вторая девочка (из той же семьи) просто не воспринимала ни одну из никитинских игр, отказывалась играть, что бы мама ни делала, как не старалась привлечь ребенка, изменить или упростить условия игры.

Возникали вопросы, так ли универсальны игры Никитиных? Всем ли детям они подходит? Так ли принципиально соблюдать все условия игр и задания к ним? Можно ли что-то менять?
Игры, конечно, универсальны (не в том смысле, что любая игра подходит любому ребенку, а в том, что дают широкий простор и могут использоваться очень разнообразно).
Игры Никитиных можно сравнить с музыкальными инструментами, уникальными, многоголосными универсальными инструментами.
Но нам пришлось настраивать эти инструменты под свой камертон. Мы искали самостоятельные решения возникавших проблем: адаптировали каждую игру под каждого конкретного ребенка, немного или, наоборот, кардинально меняли подход к той или иной игре, придумывали массу упрощенных заданий, чтобы ребенок затем мог справиться с заданиями самого автора, изложенными в книжке…

В итоге размышлений и в процессе игры родились не только изменения некоторых игр или условий, но родился новый взгляд на все игры в целом.

_________________
Новые проекты, эфиры, полезные материалы - теперь в Телеграм


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Что такое развивающие игры?
СообщениеДобавлено: Вс мар 14, 2010 3:20 pm 
Форум-мама
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср апр 06, 2005 5:41 pm
Сообщения: 25701
Золотая середина

Глен Доман, знаменитый американский учёный, автор системы раннего развития детей, пишет в своих книгах, что все дети без исключения хотят обучаться, жаждут получать знания. Примерно в том же духе настроены Никитины. Будто бы все дети с большим удовольствием играют в развивающие игры, с радостью рвутся выполнять все новые и новые задания.

А на деле это оказывается не совсем так. Например, из-за темперамента, ведь есть дети, которых не удержишь на месте ни кубиками, ни рамочками. Или из-за характера, неуверенности в себе ребенка, который вообще боится, когда ему ставят какую-либо задачу. Есть дети нетерпеливые, которые тут же бросают любую задачу, если натыкаются на малейшие трудности.

Иногда неприятие развивающих игр идет от родителей, которые организуют игру, как скучный урок. Или наоборот, слишком бурно начинают проводить занятия с развивающими играми, когда, собственно, развивающий «момент» уходит из игры, а потом ребенку уже не докажешь, что кубиками надо не кидаться в цель, а строить из них узоры.

Во всем надо найти свою золотую середину. Перед тем, как начать занятия, а точнее игры, представить себе, как может отреагировать именно ваш ребенок на предложенные задания…

Чтобы глубже понять игру, понять, подойдет ли она вашему ребенку, в первую очередь, как и пишет сам автор игр, родители должны сами попробовать играть в ту или иную игру, прежде чем впервые показать ее своему малышу. Вечером, когда ребенок спит, откройте игру, внимательно рассмотрите и попробуйте поиграть – так, как написано в книге Никитиных или в этой книге, или так, как вам больше нравится. Если вас вообще не увлекла игра, если вас что-то раздражает, скорее всего, вы не сможете увлечь ею малыша. Может, стоит вообще подарить игру двоюродному брату или приятелю вашего малыша, прежде чем начинать «мучить» своё чадо.

Если вы начали заниматься с ребенком, но игра «не идет», не надо винить себя или ребенка. Попробуйте отложить ее. Начните с другой игры, а к этой вернетесь позже. Упорствовать не стоит, даже если вы точно знаете, что игра очень полезная.

Бывает и так. Мама упорно предлагает ребенку, чуть ли не с танцами. А он наотрез не хочет ничего делать с предложенной игрой. Мама, отчаявшись, откладывает игру в сторону, как безнадежную. А малыш на следующий день сам достает ее с полки и с упоением играет сам, придумывать свои игры с этим материалом. Может, действительно, стоит «отстать» от ребенка? Просто положить игру на видное место и «забыть» про нее?

Не бойтесь достигнуть не того результата, который запрограммирован в игре изначально. Ориентируйтесь на любой результат. Не бойтесь использовать методы игры совсем не похожие на те, что рекомендует автор или описано в этой книге. Наоборот, чем разнообразнее вы будете действовать, чем не стандартнее, тем лучше.

При использовании любой развивающей методики или игры, старайтесь не следовать строго «букве закона». Фантазируйте, пробуйте, экспериментируйте, старайтесь разнообразить свои игры и занятия. Будьте критичны, не берете какую-либо методику целиком, особенно если что-то в ней вам или вашему ребенку не подходит.

_________________
Новые проекты, эфиры, полезные материалы - теперь в Телеграм


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Что такое развивающие игры?
СообщениеДобавлено: Вс мар 14, 2010 3:22 pm 
Форум-мама
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср апр 06, 2005 5:41 pm
Сообщения: 25701
Люди творческие и люди исполнители

Во многих играх, которые сейчас стали называть развивающими и выпускают сотнями, почти во всех школьно-садовских методиках идет упор на развитие исполнительских навыков.

Например, детсадовцам выдают два кружка – большой и маленький, две палочки – ножки, треугольничек – клювик, на доску вешают образец изготовления аппликации «цыпленок». Вся группа делает совершенно одинаковых цыплят. Оценивается только качество изготовления.

Если первоклассникам говорят «Отступите две клеточки сверху, две слева. Проведите линию длиной в пять клеточек» - им все ясно и понятно. А если учитель скажет «проведите в тетради линию, где хотите и какую хотите», многие из школьников замрут в замешательстве. Они не привыкли думать, они привыкли исполнять. Научить детей самостоятельно мыслить, придумывать, творить – довольно сложно. А научить четко исполнять задания может любой добросовестный учитель.

Если у ребенка всегда есть четкое задание и принцип его выполнения прост и очевиден, ребенок перестает думать над тем, что ему сделать. Он делает то, что говорят.

Развивающие игры Никитина дают ребенку возможность проявить себя творчески. Но, кстати, не только ребенку, но и его родителям. В играх Никитина, конечно, тоже есть много заданий, которые учат ребенка четко исполнять поставленную задачу. Но разница (по отношению ко многим другим играм) в том, что для решения с виду лишь исполнительской задачи, ребенку следует хорошо подумать, поэкспериментировать с предложенным материалом. А главное, что решение задачи – установлено, а вот каким путем к нему нужно идти – ребенок выбирает сам.

И еще. Никитинские игры, как уникальный инструмент, дают возможность придумывать массу нового и интересного. Новых игр, новых решений уже имеющихся заданий, постановки новых нестандартных задач.

Если дать ребенку выплеснуться, проявить себя самостоятельно в творческом подходе к новому игровому материалу, результаты решения исполнительских задач с этим материалом впоследствии будут более высокими.

_________________
Новые проекты, эфиры, полезные материалы - теперь в Телеграм


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Новая темаКомментировать Страница 1 из 1   [ Сообщений: 4 ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  


Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group