Изменить размер шрифта

Раннее развитие детей

 


Новая темаКомментировать Страница 1 из 3   [ Сообщений: 38 ]
На страницу 1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Чувство Порядка
СообщениеДобавлено: Чт янв 18, 2007 11:27 pm 
Праздник каждый день
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн дек 18, 2006 11:40 pm
Сообщения: 143
Откуда: Hildesheim Германия
В книге Марии Монтессори " Дети - другие" меня заинтересовало ее наблюдение за возростом детей, в котором важно не нарушить ЧУВСТВО ПОРЯДКА!

«| Один из важнейших и самых таинственных сензитивных периодов — это время, когда ребенок становится восприимчивым к порядку. Его проявления заметны уже на первом году жизни малыша и продолжаются на втором. Может быть, это звучит странно, но ребенок в этот период реагирует на внешний порядок вопреки общему убеждению, что по своей природе он неупорядочен.

Трудно своевременно распознать эту хрупкую способность ребенка, если он живет в закрытом пространстве городской квартиры, полной больших и мелких предметов.

Взрослый постоянно убирает и переставляет их по причинам, непонятным ребенку. В это время в нем развивается чувствительность к порядку, но она наталкивается на сопротивление, и это вызывает в детской душе смущение. Не потому ли малыш начинает плакать без видимых причин, не желая успокоиться? Как мало знают взрослые о глубоких тайнах души маленького существа, которое
живет с ними рядом!»


Маленькие дети демонстрируют характерную любовь к порядку.
В возрасте от полутора до двух лет они уже ясно выражают, иногда в путаных формах, потребность к порядку в окружающей их среде. Ребенок не может жить в беспорядке, который мучительно переживает, и эта мука выражается в отчаянном плаче, в состоянии довольно продолжительного волнения, которое может пробудить настоящую болезнь.

Малыш тут же замечает нарушение порядка, который взрослые могут легко просмотреть. Совершенно очевидно, что ребенок обладает восприимчивостью к порядку, которая с течением времени исчезает. Характерная для развития думающего существа чувствительность к порядку ограничена во времени. Речь идет при этом об одном из важнейших и полном таинств сензитивном периоде.

Если в этот период окружающая среда не приспосабливается для ребенка, и он живет среди взрослых, они могут увидеть очень интересные знаки этой чувствительности, которые характеризуются появлением страха, непонятного поведения и капризов, а не спокойным развитием.

Взрослому хочется удостовериться в том, что ребенок демонстрирует позитивную чувствительность — выражает воодушевление и радость, удовлетворяя свою потребность в порядке. Для этого он должен владеть знаниями по детской психологии, которые необходимы уже в первые месяцы сензитивного периода порядка.

Наши няни, которым мы доверяем, сообщают нам о примерах. Так, одной такой няне бросилось в глаза, что ребенок пяти месяцев, которого она медленно везла в коляске на прогулку, проявил интерес и радость при взгляде на белую мраморную плиту на желтой стене.
Хотя сад был наполнен красивыми цветами, ребенок демонстрировал радостное волнение, проезжая мимо этой мраморной плиты. Няня останавливалась каждый день перед этой плитой, и никто не предполагал, что она может интересовать ребенка пяти месяцев. Совершенно очевидна радость ребенка по поводу того, что этот предмет постоянно обнаруживается на своем привычном месте. Действие этого сензитивного периода можно узнать по реакции ребенка на нарушение узнаваемого привычного порядка.

Снова и снова мы в наших школах можем наблюдать, как дети в возрасте от трех до четырех лет добровольно и с радостью ставят после каждого упражнения на место предметы, которыми пользовались.

Порядок означает быстрое отыскивание предметов в помещении, запоминание места, на котором находится каждая вещь.

Это означает и ориентировку в своей среде, и обследование ее до мельчайших деталей. Быть спокойным можно лишь в той среде, которую хорошо знаешь, в которой каждый разыскиваемый предмет можно найти, двигаясь с закрытыми глазами. Изучив, таким образом, свое окружение, ребенок становится спокойным и счастливым. Итак, очевидно, что любовь к порядку, как ее чувствуют дети, есть нечто, что выходит далеко за пределы холодного и сухого понятия, каковым считают его взрослые.
Порядок для них выглядит удобством, которое, впрочем, в большей или меньшей степени оставляет их равнодушными. Но ребенок формирует сам себя с помощью своего окружения. Такое внутреннее строительство не может происходить по неопределенной формуле, а требует намного более точного и определенного руководства.

Для ребенка порядок - это земля, на которой мы стоим. Это то, что для рыбы - вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух заимствует из своего окружения элементы для ориентирования, которые необходимы ему для последующих завоеваний.»


В немецком детском саду, где я проходила практику - используют методы Монтессори.

Когда дети играют - они , как обычные дети оставляют игрушки там, где играли. Но без десяти одиннадцать воспитательница начинает петь песенку про уборку, и все начитают кричать: Убираем, убираем.
Как муравьишки дети растаскивают игрушки, детальки от игр, карандаши и ножницы по местам.

На самом деле у каждой вещи есть свое место - Удобные деревянные подставки для ножниц с отверстиями. Цветные деревянные кубики с отверстиями, в каждый кубик втыкаются карандаши своего цвета.

Большой ящик для использованых бумаг. Ящики для раскрасок, цветной бумаги.

5 минут - и в комнате чисто! Все лежит на своих местах!


А еще, вспоминая годовалую Катьку в свете прочитанного, я по другому оценила странные ее капризы.

Детом стало жарко, и мужчины в нашем доме сняли привычные рубашки и стали ходить в майках.

Катька протестовала страшно. "Низя!Низя!" - кричала она, и тащила им рубашки.
Что за странность? - думали мы.

Теперь я поняла. За год она привыкла, что мужчины носят рубашки. И тут вдруг изменился привычный вид закрытых рукавами рук

А Маша очень не любила, когда ее коляску катил кто-то, кроме меня...

А у ваших детей были подобные странные капризы?


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Сб янв 20, 2007 1:34 pm 
Новичок

Зарегистрирован: Вт ноя 07, 2006 2:08 pm
Сообщения: 23
Откуда: Харьков
Да, конечно же, я за своим ребенком тоже такое давно заметила. Если я включаю музыку и начинаю танцевать, ребенок настаивает, чтобы я непременно одела длинную юбку (вместо домашних брюк). Если я прихожу с работы позже обычного времени, сыночек Тимоша (сейчас ему 2 года 10 месяцев) нервничает, может расплакаться (ведь в привычное, положенное время мама не материализовалась). Если утром и перед сном ему не дать чашку теплого молока или не прочитать книжку - будут горькие слезы. Также ровно к 9 вечера он напоминает о купании и попробуй пропусти, это расценивается как серьезное нарушение мирового порядка.
А еще я однажды назвала сынулю ТИМ, вместо обычного Тимоша. Замахал на меня руками, губки задрожали, почти закричал: "Нет, не говори так, мама, я - ТИМОША!"


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн янв 22, 2007 3:06 pm 
Золотые руки
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт сен 21, 2006 1:05 am
Сообщения: 874
Откуда: Подмосковье
remka писал(а):
А у ваших детей были подобные странные капризы?

Поскольку я прочитала о такой особенности раньше, чем все началось, я уже не считала такие проявления странными :)
да, конечно, все было. И есть до сих пор.
Больше всего Машу расстраивает, если за обеденным столом садимся не в привычном порядке. Она тут же начинает кричать, где чье место.
Может не кушать, если кормит кто-то, а не мама, уверена, это от того, что что-то не так делают, потому что я прихожу - и ребенок начинает хорошо кушать.
Спать укладывать нужно в соответствии с ритуалом - это святое.
Ну и конечно - все вещи на своих местах. Сама все раскладывает и бубнит под нос: неполядик

_________________
Нашей Маше уже семь!
Машины игрушки


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср фев 14, 2007 4:17 pm 
Новичок

Зарегистрирован: Пн ноя 13, 2006 11:28 pm
Сообщения: 12
Откуда: г. Ижевск
Это очень хорошо прослеживается в группе адаптации к дет.саду. Если на полу лежит то, что на полу не должно лежать, быстро поднимается со словами: "А-я-я-й!". Посуда к плите, мячи в бассейн. Это поведение проявилось на третье занятие.
Знает что и где взять. Знает куда тянуть руку, требуя витаминок и пр.
Накрошила во время еды или пролила воду - несет веник с совком или тряпку. Но одно неизменно: "А-я-я-й!". Скорей бы уж научилась говорить словами.

_________________
Д.р. Машеньки 11.07.2005 г.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср фев 14, 2007 4:21 pm 
Новичок

Зарегистрирован: Сб фев 10, 2007 12:07 am
Сообщения: 5
мы убираемся вместе, у каждой вещи есть свое место. мы его обсуждаем и договариваемся где она будет лежать.....если вдруг вещь не на своем месте сын ее не приносит играть, а вот убрать на место может только когда все убирать будем..вот такой закидон у нас ( нам 1.8 )


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Сб фев 17, 2007 3:58 pm 
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт окт 27, 2006 6:42 am
Сообщения: 11110
Откуда: Украина
Моя дочка перед едой всегда убирает лишние вещи со своего столика и стульчика. Во время кормления разлилось что-нибудь или рассыпалось – требует немедленно вытереть. Если хочет сесть на кресло, а там лежит стопка не глаженых вещей (у нас это самое удобное место :D ), обязательно перенесет в другое место. Чувство порядка даже в баловстве. Хочет по-баловаться – начинает все раскидывать и смотреть на меня озорными глазами.

_________________
Алина. Страничка Ули (12 лет) и Яси (10 лет)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Сб фев 17, 2007 7:03 pm 
Новичок

Зарегистрирован: Пн апр 24, 2006 9:53 pm
Сообщения: 20
Мой сынуля тоже яростный сторонник своего "порядка". Я очень волнуюсь, так как где-то через месяц мы поедем в гости к бабушке (где то месяца на 2). Если ребенок так реагирует на маленькие изминения, то что будет в нашем случае?

_________________
There is nothing wrong and nothing right - just different
Изображение


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн мар 05, 2007 3:31 pm 
Новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс мар 04, 2007 11:59 am
Сообщения: 20
Откуда: Воронеж
У меня аналогичный вопрос. Мы собираемся к лету переселить дитенка из нашей комнаты в детскую (в этой комнате пока живет бабушка, которая собирается переехать в отдельную квартиру). То есть весь "детский уголок" с заданным том сейчас очень привычным ребенку порядком должен будет тоже переехать. Как воспримет это полуторагодовалый малыш? Есть ли какие-нибудь способы смягчить ощущения "разрушевшегося мира"?

_________________
Ирина (18.11.77) и Сашулик (14.11.2005)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт мар 06, 2007 11:55 am 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт мар 02, 2007 1:24 pm
Сообщения: 161
Откуда: Москва
Моей доче было 2 месяца, и я сталкнулась с этим явлением. Вечером она заснула, и я решила не будить её и пропустить купание. Не тут то было, когда мы уже заснули она потребовала сделать всё как надо, час кричала, поа яеё не отгимнастировала и не скупала!

Раз любые изменения для ребёнка стресс так что не путешествовать совсем?

_________________
про Светлашу и Егора


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт мар 06, 2007 1:58 pm 
Новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс мар 04, 2007 11:59 am
Сообщения: 20
Откуда: Воронеж
САБИНА писал(а):
Раз любые изменения для ребёнка стресс так что не путешествовать совсем?


Мы изредка с Сашкой ходим в гости к бабушкам на день (без ночевок). Такие изменения он не воспринимает как нарушение порядка - у него там образуется свой порядок вещей и свой распорядок дня.

А вот, если глобальный изменения коснутся его жилища - наверное трудно придется :cry:
У кого-нибудь был случай серьезного ремонта или переезда с маленьким ребенком?

_________________
Ирина (18.11.77) и Сашулик (14.11.2005)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт мар 06, 2007 2:37 pm 
Новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс мар 04, 2007 11:59 am
Сообщения: 20
Откуда: Воронеж
На сегодняшний момент у Сашки самый большой стресс слычился с наступлением зимы. У нас в Воронеже снега не было до декабря. А потом как-то резко за один день навалило сугробов высотой с метр. Мы обрадовались - скорее ребенка гулять поволокли - надо же ему снег показать, на санках покатать.
Сашка заорал уже в момент одевания: зимний комбинезон и тёплая шапка - это не то, к чему мы привыкли за длинную осень. На улице началась конкретная истерика, если не сказать паника!!! Ребенку все было не так - снег под ногами, снег на деревьях, зимнее солнце вместо пасмурной осени, мороз после тепла.
Короче с неделю мы вообще не могли гулять - был сплошной вопль с момента одевания и до того как возвращались обратно в подъезд. Вытаскивала его хоть на чуть-чуть, чтобы хотя бы свежего воздуха глотнул.
Потихоньку привык и к одежде, и к санкам... но ходить ногами по снегу сам решился всего месяц назад и то только по утоптанной дорожке. На столько сильный стресс оказался.
А тут и зима уже почти кончилась.

_________________
Ирина (18.11.77) и Сашулик (14.11.2005)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс апр 08, 2007 7:51 am 
Новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт дек 26, 2006 1:13 am
Сообщения: 3
Откуда: Canada, Montreal
интересная статейка :) Теперь я немного по-другому стала смотреть на капризы Матвея. Причины-то практически на поверхности! создай порядок, очисти дом - и психика ребенка стабильна, в безопасности. Хаос угнетает нервы. Наши капризы действительно чаще случаются тогда, когда нарушается привычный распорядок его дня, появляется в нашем окружении несвойственный шум, народ. Нам только 11 месяцев, но еще раньше Матвей уже протестовал, или не засыпал, когда пропустишь вечернее купание.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс июл 22, 2007 11:07 am 
Бывалый форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср авг 09, 2006 9:25 am
Сообщения: 75
Откуда: Томск - Калифорния
Но тут я хочу заметить, что слишком бурные реакции на изменения привычного порядка, это уже симптом, к которому надо присматриваться и корректировать. Часто такое бывает при аутистических склонностях.
Считается, что когда ребенок мало понимает что вокруг него происходит или мало чувствует настроение и поведение окружающих, он воспринимает порядок вокруг него как должное, что дает ему опору в жизни, и поэтому он так отчаянно "цепляется" за то что в его жизни постоянное и неизменное. И по его мнению, оно должно оставаться таким.
Жизнь - она ведь постоянно изменяемая штука, надо приучать к переменам - осторожненько, потихоньку.

Вот мама выглядит сегодня тихой и усталой, ребенок уже понимает, что с ним могут не пойти гулять, или мама не будет скакать по комнате, как она обычно это делает. А если не замечает мамино настроение, то ... последствия в виде истерик.

_________________
Женя и Ульянка (19 августа 2005)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт мар 18, 2008 12:28 am 
Новичок

Зарегистрирован: Пн мар 17, 2008 5:10 pm
Сообщения: 8
Мы ходим в группу Монтесори с 8 месяцев. Первые подвижки стали заметны практически сразу: привыкла где что лежит, как убрать если насорила, ритуальные песенки начала и окончания занятий. Дома это проявляется в важном собирании мелкого мусора и выбрасывания в мусорное ведро, а еще команды в адрес старшего брата, если что-то не на месте.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт окт 30, 2008 7:42 pm 
Бывалый форумчанин

Зарегистрирован: Пн май 05, 2008 2:49 pm
Сообщения: 71
Откуда: Москва
А у нас интересное явление происходит именно на занятиях по Монтессори: дома очень любили порядок (примерно до года с небольшим), с удовольствием складывал игрушки в ящики и тп. В группу ходим 2 мес, все крушит (особенно в первый месяц было сильно), половину занятия проводим в воде не задания выполняем, а в свои игры играем (плюхаемся), крупу разбрасываем и убегаем, убирать-ни как, игрушки на место ни разу не поставил!!! А дома-пай мальчик. Я постепенно превращаю кухню в Монтессори-среду, занимаюсь и с крупой и с водой, в ванне стали проводить по часу (раньше только мыли малыша)-раз ему нужно стресс снять. На занятия продолжаем ходить, наверное, я мазохистка:( Я представляю, какое мнение о Глебе у окружающих, а ведь дома чудесный ребенок, любит книжки, музыку, лепим-рисуем. Может все-таки что-то не подходит нам в этой системе? Подскажите, ОПЫТНЫЕ МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГИ!!!


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Новая темаКомментировать Страница 1 из 3   [ Сообщений: 38 ]
На страницу 1, 2, 3  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron


Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group