Изменить размер шрифта

Раннее развитие детей

8-800-333-92-93 (звонок бесплатный)

 


Новая темаКомментировать Страница 1 из 18   [ Сообщений: 265 ]
На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 18  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Учимся читать! Игры и упражнения
СообщениеДобавлено: Вс янв 15, 2006 5:54 pm 
Форум-мама
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср апр 06, 2005 5:41 pm
Сообщения: 26306
Обсудим обучение чтению. Копим игры и упражнения.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн янв 16, 2006 4:05 pm 
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт окт 20, 2005 1:27 pm
Сообщения: 1021
Откуда: Владимир
Вначале очень бы хотелось сказать несколько слов в защиту фонетики. Умение слышать звуки речи позволяет избежать многих ошибок. Если ребенок не различает звуки, то это может привести к появлению ошибок при письме. Маленькие дети часто просто не понимают, зачем нужны буквы. Они воспринимают их как отдельные предметы и часто не понимают, как получаются слова. Знают отдельные буквы, но не могут читать. К сожалению это встречается очень часто. Методика Зайцева позволяет решить эту проблему. мой сын научился читать именно с помощью кубиков Зайцева. Но не все могут их купить или сделать, а время уходит. Да и для одного ребенка (а у нас последнее время так чаще всего и бывает) делать кубики не всем хочется. Поэтуму я предлагаю обмениваться простыми в изготовлении и эффективными играми.

Итак, учимся слышать звуки. Медленно проговорите слово и спросите ребенка, что вы сказали.
Спрячьте за спиной игрушку и назовите ее растягивая звуки - ммммаааашшшииииннннаааа, пусть ребенок отгадает, что у вас.
Игра магазин. Разложите картинки с разной едой, или игрушки, может быть это будут настоящие продукты или вещи - это будет магазин. Покупатели - мишки, зайчики, собачки, куклы. Купить можно, если назовешь первый звук того, что хочешь купить. Вы тоже берите игрушку и покупайте. Для ребенка главное игра, не выходите из образа, не лишайте удовольствия. Если ребенок не правильно назовет, не исправляйте его, попробуйте научить ту игрушки, которую держит ребенок. Пожалуйста, не забывайте про мягкость звуков. В слове лимон первы звук мягкий. Если ребенок сказал твердо, не спешите исправлять его, назовите это слово с твердого звука, получится очень смешно и понятно, чем отличается твердый от мягкого.
Всем известная игра - цепочки слов. первы называет слово, второй - слово, начинающееся на последний звук первого слова.
Слова, начинающиеся с одного звука. Опять же, не забывайте про мягкость.
Если вы знаете другие игры со звуками, опишите их. После таких игр ребенку гораздо легче понять роль букв. Звуки мы слышим ушами, а буквы изображают звуки и мы их видим глазами. Чем проще это объяснить ребенку, тем больше шансов, что он вас поймет.

_________________
Елена Анатольевна


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн янв 16, 2006 4:15 pm 
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт окт 20, 2005 1:27 pm
Сообщения: 1021
Откуда: Владимир
Маленький совет. Что делать, если вы уже научили ребенка называть буквы - бэ, мэ, лэ... Многие знают, что лучше называть звук. Но бывает и так, учили правильно, а ребенок все равно говорит бэ, а не ббб. Я говорю детям, что у всех есть имена и фамилии. Вот и у букв фамилия БЭ, а имя БББ. Это позволяет не говорить, что мы учили неправильно, надо все забыть и учить заново. Хотелось бы, чтобы родители вспомнили правильное название согласных букв: Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Же, Зэ, Ка, эЛ, эМ, эН, Пэ, эР, эС, Тэ, эФ, Ха, Цэ, Че, Ша, Ща.

_________________
Елена Анатольевна


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн янв 16, 2006 4:36 pm 
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт окт 20, 2005 1:27 pm
Сообщения: 1021
Откуда: Владимир
"Едем в гости". Нарисуйте или постройте из кубиков домики. Используйте машинки и буквы. Пусть в домиках живут буквы, а другие едут к ним в гости. Но как же узнать, кто к кому едет. Надо сообщить. Если к букве М едет буква У, то надо ей сообщить - МУ, МУ, МУ. Если к букве О едет буква С, то сообщаем - ОС, ОС, ОС.
Подобным образом можно играть в пристани, тогда буквы будут развозить лодочки. Мы так составляли целые слова.

"Украсим слово" Напишите простым карандашом на листе бумаги короткое слово, например кот. Возьмите разноцветные пуговицы. Слово такое некрасивое, читать его скучно, давай мы его сделаем красивым. Начинайте класть по очереди пуговицы на первую букву и называйте звук - ккк, Когда перейдете ко второй букве, говорите уже ко. Если ребенок захочет украшать буквы не попорядку, мягко остановите его, объясните, что буквы в словах надо читать слева направо и мы будет делать так же. Вот дошли до последней буквы - т. Говорите с паузой КООО Т. Большинство детей узнают слово только к середине последней, так что будьте терпеливы.

Окошечки
Эту игрушки можно сделать из картона или обрезков линолиума. В прямоугольнике 20Х30 сделайте прорези так, чтобы можно было вставить полоски шириной 4 см. На полосках напишите: на одной согласные буквы, на другой гласные. Гласные я написала красным цветом в таком порядке: А Я О Ё У Ю Ы И Э Е. Вставьте полоски так, чтобы видно было только одну букву. Установите согласную и протягивайте гласные, пропевайте - ба бя бо бё бу бю бы би бэ бе. Если сделаете 3 - полоски, можно будет составлять слова.

_________________
Елена Анатольевна


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср янв 18, 2006 11:36 am 
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт окт 20, 2005 1:27 pm
Сообщения: 1021
Откуда: Владимир
Буква бегает.
Хорошо использовать магнитные буквы. Возьмите гласные А О У и прикрепите их к доске или холодильнику в столбик. Согласную букву быстро приставьте к гласным сверху вниз и пропойте. Ребенок выбирает свою букву, помогайте ему пропеть. Постепенно добавляйте остальные гласные. Сделайте два столбика гласных
А Я
О Ё
У Ю
Ы И
Э Е
Теперь можно взять две гласные буквы и ставить их так, чтобы гласная была всередине могут получаться слова: мал мял мол мёл мыл мил мэл мел.
В этой игре я взяла расположение гласных как в первоначальном варианте таблицы Зайцева, вы же берите как вам нравится.

Рыбак.
Эта игра очень нравится детям в самых разных вариантах и если вы попробуете придумать что-нибудь свое, пожалуйста поделитесь.
Нужны магнитные буквы. Возьмите веточки или палочки длиной около 50 см, привяжите к концу веревку или толстую нитку, привяжите маленький магнитик или гвоздь, можно несколько скрепок. Получится удочка. Теперь разложите буквы на полу магнитом вверх. С помощью удочки надо достать буквы. Можно крупно написать слова и доставать буквы только те, которые есть в слове. Можно просто доставать буквы и их них складывать смешные слова.

_________________
Елена Анатольевна


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср янв 18, 2006 12:08 pm 
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт окт 20, 2005 1:27 pm
Сообщения: 1021
Откуда: Владимир
Игры со словами для самых маленьких
Эти игры похожи на методику Домана, но есть и отличие. У Домана ребенок пассивно воспринимает (или не воспринимает), а в этих играх ребенок активный участник.

Наряди елку.
Нарисуйте на весь лист бумаги елку. Из цветного картона вырежьте кружочки разного цвета и размера. На обратной стороне напишите слова: шар (на 6-8 кружках), торт, кекс, мёд и др. Разложите кружочки словами вверх, возьмите один круг со словом шар и показав его ребенку попросите найти такие же. Если это шар - его на елку, если нет - на стол, как угощение.

Накорми зверей.
На карточках напишите разные кушанья для зверей: сосиска, морковка, гриб, мёд, косточка, зёрна, молоко... Играть можно с игрушками. Устройте бесплатную столовую для зверей. Надо помочь им найти то, что они едят. Помогайте ребенку медленно проговаривая слова, спросите, какой первый звук они слышат.

Стройка.
На карточках написано: кирпичи, окна, двери, крыша, обои, батареи... В общем все, что надо для постройки дома. Все это лежит на складе. Машины везут на стройку необходимое.

Готовим салат (суп, щи, пицу...)
Салат можно приготовить разный, но дети чаще любят из фруктов, в этом случае напишите: банан, персик, абрикос, ананас, яблоко, груша, слива, картофель, свёкла, морковь... Возьмите тарелку и находите по очереди то, что хотите положить в салат. Посмотриете, что осталось - овощи.

Одна мама придумала подобную игру - Клумба.
Из зеленого картона - круг. Из цветных кружков - цветы. На обороте напишите названия цветов. Я добавила еще: каша, хлеб, суп. Перевернутые словом вверх - пакеты с семенами. Надо найти только цветы и посадить их на клумбу. Почти все мои дети захотели посадить и кашу с хлебом - полюбоваться на цветы и заодно перекусить. Подобных игр можно придумать бесконечно много: сад и огород; море, в котором плавают рыбы; в небе-птицы. Попробуйте делать вместе с ребенком, а потом играть.

_________________
Елена Анатольевна


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт янв 19, 2006 7:27 pm 
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт окт 20, 2005 1:27 pm
Сообщения: 1021
Откуда: Владимир
Зачем все эти игры, если есть замечательные кубики Зайцева? Когда я была на семинаре по Зайцеву, я думала, что эта система может заменить все, и убрала другие игры, но прошло время, и я стала сталкиваться с проблемой полного неприятия кубиков со стороны детей. Некоторые говорили даже:" Убери свои кубики, а то я их все сломаю". Другие дети просто не хотели в них играть и ни каким способом мне не удавалось их заинтересовать. Я думаю, что дети очень разные и одна система не обязательно должна подходить всем. Поэтому я стала пробовать для разных детей придумывать разные игры. Мальчикам больше с машинами, интересно, что вроде мальчишечьи игры девочкам нравятся тоже. Хотя есть девочки, которые хотят играть только в принцесс. Если отталкиваться от ребенка, то придумать для него интересную игру не так уж и сложно. Есть дети, которым надо говорить все очень быстро и показывать быстро, но есть и другие. Они просто не слышат в этом темпе. С ними надо говорить тихо и спокойно. Много раз повторять одно и тоже. Люди должны быть разными. Люди всякие нужны, люди всякие важны. Кто-то придумывает новое, но совершенно не в состоянии долго заниматься одним и тем же, другой будет прекрасным исполнителем. Важно почувствовать своего ребенка :!: и не переделывать его, любить его таким, каков он есть. Но это не значит, что мы не должны его ничему учить. Важно найти золотую середину и двигаться в темпе развития ребенка.

_________________
Елена Анатольевна


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт янв 19, 2006 7:39 pm 
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт окт 20, 2005 1:27 pm
Сообщения: 1021
Откуда: Владимир
Теперь еще игры.
Эта игра или способ поможет ребенку сливать склады. Именно склады, а не буквы. Я использую этот прием, если дети читают склады отдельно, делают паузу, вдох: ма ма, па па. Это чтение называют еще рубленым. Если ребенок читает так, ему очень трудно читать быстро. Я беру обычную резинку и растягиваю ее. Потом отпускаю. После этого можно перейти к чтению например по таблице Зайцева. Показываем склад указкой и при переходе к другому просим ребенка как бы растягивая резинку тянуть. Если он сделает вдох, даже самый маленький, указка резко, как резинка, возвращается к первому складу. Можно резинкой соединить кубики и растягивая ее тянуть гласную. Я подумала, что можно сделать карточки со складами и резинку к ним приделать. Подумайте, может что нибудь придумаете сами. Пожалуйста, поделитесь, что у вас получится.
В букваре Ильина есть много интересных упражнений. Мне нравится со словами из трех букв. На карточках напишите слова. Разложите перед ребенком и сами прочитайте несколько раз. Потом перемешайте и спросите, где находится то или иное слово.

_________________
Елена Анатольевна


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт янв 19, 2006 7:55 pm 
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт окт 20, 2005 1:27 pm
Сообщения: 1021
Откуда: Владимир
Напишите названия мебели и вместе с ребенком развесьте. Спросите, что можно еще подписать.

Мы устраивали выставки. На листе ватмана приклеивали разные репродукции и крупно подписывали их. Вот возможные темы: породы собак, марки машин, транспорт, спорт, цветы, кошки. Много делали выставок по живописи: портрет, различные периоды, по авторам. Подписи делали с именем автора, названием картины, датой жизни.
Напишите на листе ватмана маркером четверостишие или поговорки. Повесьте так, чтобы видно было ребенку. Читайте сами столько раз, сколько просит ребенок.

Вот одна из самых любимых игр практически всех детей: Записки.
Первый раз напишите буквально по одному слову на двух записках. Например: сумка, карман. В кармане спрячте что-нибудь вроде чупа-чупса или то, что можно дать вашему ребенку, но не очень большое. Помогайте прочитать, но не читайте вместо ребенка. В другой раз напишите побольше, но очень постепенно. Мы доходим до таких текстов: Встань спиной к двери, сделай 5 шагов, наклонись и посмотри под стулом. И колличество записок может доходить до 10-15 штук. Когда ребенок прочитывает их все и мы расскладываем их все вместе, то это может выйти не одна страница букваря.
Если ребенок уже читает хорошо, то можно усложнить. Например пропускаем некоторые буквы и ставим вместо них точку. Еще сложнее: надо решить примеры, результат подскажет порядковый номер буквы в алфавите. Даже дети начальной школы очень любят играть в такую игру. А мой готов и сейчас играть. Можно ведь ее использовать и для изучения иностанных языков.

_________________
Елена Анатольевна


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт янв 19, 2006 8:05 pm 
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт окт 20, 2005 1:27 pm
Сообщения: 1021
Откуда: Владимир
Для помощи при чтении я использую следующий прием. Под словом я дугой выделяю склады. Я уже прочитала в других темах, где Лена объясняет разницу между складом и слогом, но может не все читали. Склад это единое мускульное усилие: один гласный или согласный и следующий за ним гласный, а слог может быть любым. В слове склад 4 склада и только один слог. Слог детям не понятен, а если выделять склады, это понятно и очень облегчает чтение.
Много трудностей возникает с ударением. Помочь может следующая игра: звери решили устроить поход в лес. Все разбрелись, но пора и перекусить. Надо собрать всех. В лесу плохо слышно. Предложите ребенку покричать: мииишка, заааайчик. Выделяйте ударный гласный. Если ребенок кричит так: мииишкааа, то есть выделяя обе гласные, мягко поправьте его, сказав, что мишка может не понять, кого зовут.

_________________
Елена Анатольевна


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт янв 19, 2006 11:30 pm 
Надежное плечо

Зарегистрирован: Вт ноя 08, 2005 1:23 pm
Сообщения: 585
Откуда: МО, г.Пушкино
Елена Анатольевна, интересно узнать ваше мнение об обучению в разном возрасте. В каком возрасте вы бы начали, как понять, что ребенок готов обучению?
Для себя я решила по нескольким причинам, что раньше 2-3 лет заниматься чтением с дочкой не буду. Но здесь читая на форуме сообщения от других мам, иногда закрадывается мысль, а может, я не права.
Как дети в разном возрасте усваивают материал? Я понимаю, что каждый ребенок развивается по-своему. Но все же есть закономерность, статистика.

_________________
Доченька Юля родилась 29.12.04 (7 лет)


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт янв 20, 2006 7:20 am 
Житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср ноя 30, 2005 8:09 am
Сообщения: 634
Откуда: Омск
Мария Дм писал(а):
Для себя я решила по нескольким причинам, что раньше 2-3 лет заниматься чтением с дочкой не буду.а может, я не права

Хотя, не меня спрашивают, но тоже хочатся внести свои 5 копеек. Я раньше тоже так думала, что торопиться с чтением не буду, но ребенок внес свои коррективы. Начал спрашивать: "Что это?", показывая на буквы на обложках книг и очень быстро все выучил, теперь учимся читать. Нам тогда еще небыло двух лет. Хотя наверное более старших учить проще. Так что думаю, что сами поймете когда у нее интерес возникнет. Но мнение Елены Анатольевны мне тоже интересно узнать.

_________________
сыновья Миша (д.р. 06.11.2003) и малыш Андрюша (д.р. 08.05.2007)
раньше была Наташа_Миша
Дневничок Миши и Андрюши здесь


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт янв 20, 2006 11:49 am 
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт окт 20, 2005 1:27 pm
Сообщения: 1021
Откуда: Владимир
Я согласна с Наташей в том, что надо присмотреться к своему ребенку. Но в последнее время я чаще всего встречаюсь с интересом детей к буквам очень рано, примерно с 1.5 лет. Я где-то читала, что подобная ситуация наблюдается во всем мире. Разумно воспользоваться интересом ребенка. Есть еще один момент. До трех лет детей очень легко учить. У них в этом возрасте так работает память, как губка, запоминают все и очень легко. После трех лет все становится сложнее. Запоминается только то, что интересно и придется уже приложить гораздо больше усилий. Эту память часто называют - сито. Но с другой стороны, если у ребенка есть проблемы с произношением некоторых звуков, то стоит не торопиться с чтением, хотя бывает, что именно занятия чтением могут помочь произношению. Я стараюсь подойти к чтению с точки зрения развития ребенка, расширения словарного запаса, памяти, внимания.

Мария Дм, я не встречалась со статистикой по этому вопросу, хотя перечитала очень много литературы. Если кто встречал, напишите.
Ко мне приходят с детьми от рождения и до 10 лет. В разном возрасте надо подходить по разному, но если нет дислексии, то научить читать можно в любом возрасте, было бы желание. Надо только точно решить для себя - зачем вы это делаете.

_________________
Елена Анатольевна


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт янв 20, 2006 12:06 pm 
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт окт 20, 2005 1:27 pm
Сообщения: 1021
Откуда: Владимир
Как я учила своего Димку читать - целая история. Начала я это дело примерно в 1.5 месяца. Показывала крупные буквы. Очень быстро поняла бесполезность этого и перешла к словам. К куску картона приклеила две полоски бумаги так, чтобы можно было вставлять буквы и составлять слова. Повесила это изделие возле пеленального столика. Вы не поверите, но месяца в 3 я однажды не сделала нового слова и мой ребенок это заметил. Он начал хмуриться, кукситься поворачивая туда голову и успокоился только, когда я вставила новое слово. Примерно когда ему было месяцев 7, сестра привезла книгу Сесиль Лупан. Эта книга вдохновила меня на новые подвиги. Я сделала кучу карточек по чтению, математике. Несколько лет делала интеллектуальную программу. В год Димка мог показать очень многие слова. Я сделала несколько самодельных книжек. Он мог из карточек со словами из книг составлять такие же предложения. Но по настоящему не читал. Узнавал слова, как картинки. Попался "Букварь ХХI века" Ильина, я его испробовала. Потом был Эльконин. Всего и не перечислишь. Это было уже дело принципа - научить читать нормально, когда ему было 4 года, я попала на семинар по Зайцеву. Через две недели он зачитал все. Этикетки, названия, слова по телевизору... Так теперь все и читает. Надо есть, а он читает состав майонеза и все в этом духе. Вот и думайте, когда начинать и что лучше. Хотя слышала и об успешном опыте очень раннего начала обучения. Мой опыт говорит об обратном. Может и от ребенка зависит. Но труда было много лишнего. Хотя я ни о чем не жалею. Мы не можем проверить, как бы было, если бы мы делали что-либо другое. Если бы да кабы, да не выросли грибы.

_________________
Елена Анатольевна


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт янв 20, 2006 12:15 pm 
Форум-мама
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср апр 06, 2005 5:41 pm
Сообщения: 26306
Елена Анатольевна писал(а):
Но труда было много лишнего. Хотя я ни о чем не жалею.

У нас тоже с Катей. Но повторять не будем.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Новая темаКомментировать Страница 1 из 18   [ Сообщений: 265 ]
На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 18  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  


Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group