|
В жизни нашего форума принимают участие удивительные
люди!
Юрий и Лина Красные
- создатели анимационной педагогики,
педагоги-экспериментаторы, отличники просвещения, члены
Союза кинематографистов и АСИФА-ЮНЕСКО, авторы книг
«Мультфильм руками детей», «Азбука чувств», «Арт -
всегда терапия», «Синий кот» и др.
Вы знаете, что про Юрия Красного есть статья в
Википедии? Да, вот здесь:
Красный, Юрий Ешуанович — Википедия. И про
Лину
тоже.
В статье про Юру написано: "В 80-х годах совместно с
Линой Курдюковой разработал и внедрил в практику
методику анимационной педагогики. Опыт первых лет
работы с детьми и развернутая демонстрация метода стали
основой книги «Мультфильм руками детей»".
Все мы любим и смотрим мультики, показываем мультфильмы
детям. Мультики - это развлечение, детская забава, а
часто и способ хоть ненадолго занять малыша, чтобы иметь
возможность заняться своими делами.
Что же такое анимационная педагогика?
Предлагаем вашему вниманию статью создателя анимационной
педагогики Юры Красного. Из статьи вы узнаете:
-
Откуда ребёнку лучше черпать первые, базовые
впечатления?
-
На чём выстраивать взаимодействие с миром?
-
Экран - враг или помощник?
-
Нужно ли ограждать ребёнка от экрана?
-
Можно ли "превратить" агрессивный экран в
развивающий?
-
Чем полезно занятие анимацией?
-
Какие творческие и педагогические задачи помогает
решать экран?
Читайте статью Юрия Красного, в которой вы найдёте
ответы на эти вопросы!
Анимационная педагогика
Юрий Красный
Какой невероятной сложности труд совершает ребенок в
первые месяцы и годы жизни! Вот сидит что-то большое,
темно-коричневое, лохматое.
Мама сказала: «собака».
Подвезла, вынула из коляски, наклонила, предложила
погладить. Под рукой – мягкое, пушистое, теплое.
А назавтра из подъезда вылетело маленькое, белое,
быстрое, заливисто-звонкое, прямо к коляске подскочило,
напугало.
Мама сказала: «собака».
И еще «собака» – на фотографии, и на картинке из книжки,
и кукла тряпичная, и еще одна, совсем крошечная,
пластмассовая. «Собака», «собака», «собака».
Проходят 2-3 месяца – и ребенок непостижимым образом
объединяет все это множество размеров, форм, звуков,
материалов в некое целое, и узнает, и произносит:
«собака».
Правда, получается у него просто «ка», или сдвоенное
«ав-ав», - но это уже понятнее.
Чисто техническая проблема – расположить должным образом
язык, сложить губы, задействовать дыхание – решается не
сразу, нужны тренировки. Нам и без того понятно, что
«ка» - это «собака»: и на улице, и в книжке, и в доме у
друзей, и в витрине детского магазина.
Что может быть важнее этой работы первых лет, когда из
форм, звуков, цветов, перемещений и касаний рождаются
люди, деревья, животные, земля, вода, небо?
Нет, возникает нечто неизмеримо большее: новый,
неповторимый, единственный МИР, который всю последующую
жизнь ребенок будет защищать и отстаивать.
Этот мир, его богатство и сложность определяет масштаб
всей нашей жизни, нашу социальную, культурную и
человеческую ценность.
А теперь представим, что первоначальные сильные
впечатления ребенка поступают не из окружающего мира, а
с экрана телевизора или монитора. Маленький светящийся
прямоугольник, где стремительно мелькают пятна и линии.
Мама говорит «собака», «дерево», «волк», «девочка».
Никого из них нельзя потрогать, обойти кругом, у них нет
запаха, им не нужно мое участие. Я сижу неподвижно,
бездействуют мои руки, не нужна моя инициатива, даже
глазные яблоки не движутся, - все богатство мира свелось
к этим пятнам и линиям.
У светящихся объектов есть одна общая особенность.
Свет свечи, луны, костра, блестящего шарика, огня в
камине оказывает на нас гипнотическое действие,
завораживает, ослабляет сознание и волю. Этим с давних
пор пользовались гипнотизеры, шаманы и фокусники, а в
наши времена – СМИ.
На наш взгляд, первые, «базовые» впечатления ребенка
должны поступать из реального мира. На основе этих
впечатлений потом приживаются и прорастают элементы
культуры: музыка, книги, игры, речевая и художественная
деятельность.
Впоследствии к «родовым» искусствам органично
приобщаются и экранные формы. Их преждевременное
проникновение в мир ребенка способно обеднить, исказить
и деформировать этот мир.
Все последующее «стоит» на всем предыдущем. Реальная,
наполненная любовью и поступками действительность
определяет прочность и надежность «фундамента»
человеческой личности. Прослаивать этот фундамент
экранным гипнозом и фантазмами – значит его ослаблять.
А вот теперь вы вправе спросить: зачем же мы затеяли
этот разговор? Более того – зачем посвятили большую
часть жизни анимационной педагогике?
Давайте по порядку.
Экран стал неотъемлемой частью нашей жизни. Мы сами –
«интернетовские мамы и папы». Запрещать экран – значит
разжигать интерес к «запретному плоду». Часто с ТВ,
видео, компьютером ребенок сталкивается раньше, чем с
живой природой. Поэтому мы давно поставили перед собой
цель превратить агрессивный экран в развивающий.
Так возникла анимационная педагогика.
В чем ее суть?
Ребёнок – природный одушевитель. Любая палочка или
камушек для него полон жизни и может превратиться во что
угодно. Это и есть язык анимации («анимация» по латыни –
оживление, одушевление), которая из всей видеопродукции
наиболее близка ребенку.
Занятие анимацией полезно той многообразной творческой
деятельностью, которая возникает в процессе работы над
фильмом, которая мотивирована фильмом и актуальна для
ребенка.
Ребёнок сочиняет, рисует, лепит, строит, перевоплощается
в своих героев, осваивает технику, адаптируется к
экрану. Кроме того, работа над фильмом формирует
личностные качества: инициативу, настойчивость,
трудолюбие, ответственность, коммуникабельность и т.д.
При этом «фильм» является не целью, а лишь средством
развития ребенка.
Анимация проста, потому что создать иллюзию оживления
несложно, если вы работаете с ребенком на его уровне и
языке, т.е. «играете в кино».
Оживление и трансформация воспринимаются ребенком на
уровне удивления и служат поводом для дальнейшей
развивающей деятельности.
Белочка, которую я сам нарисовал (или мама) была
неподвижной и вдруг:
- пошевелила хвостиком – восторг,
- подпрыгнула, исчезла – удивление,
- превратилась в принцессу – чудо!
Дальше – вопрос: а как это происходит? И мотивированная
беседа, деятельность.
Постепенно экран становится управляемым инструментом для
решения конкретных творческих и педагогических задач.
Мы хотим, чтобы все родители, а за ними и дети:
- овладели средствами работы с экраном;
- превратились из пассивных «зрителей» в активных творцов;
- научились извлекать максимальную пользу для развития
из минимальных экранных средств;
- увлеклись созданием движения и приобщили к этому близких;
- получили удовольствие от неформального и продуктивного общения с родителями, с детьми, с
друзьями.
Если вам интересна анимация, занятия анимацией с детьми,
приглашаем вас
в Красный уголок,
в клуб
"Анимация+"
Также, если вы ещё не видели, мы предлагаем вашему
вниманию вебинар Юрия и Лины Красных «Есть ли у ребёнка
границы». Записи вебинара вы найдёте
в блоге
.
|